На «МИРе Сибири» есть люди, которые приезжают сюда 15 лет подряд. Каждый находят здесь что-то свое. Недаром символ фестиваля – лоскутное одеяло. Всем достается яркий фрагмент впечатлений.
В этом году международный фестиваль этнической музыки и ремесел побил все предыдущие рекорды посещаемости. В первый день концерт на главной сцене посетили 18 тысяч человек. Во второй день зрителями концерта на главной сцене стали 10 тысяч зрителей. Было занято около 1000 мест в палаточном городке фестиваля, гостями лагеря стали больше 2 500 человек из более чем 20 регионов страны. В целом фестиваль посетило более 30 тысяч человек. Зачем эти люди едут в далекое Шушенское?
За хедлайнерами
Три дня подряд главная поляна фестиваля принимает звезд этнической музыки. В течение 15 лет здесь побывали многие: Нино Катамадзе (Грузия), «Иван Купала», «Ят-Ха», «Калинов мост», «Айархаан», «Kimbata» (Конго), Инна Желанная, «Мгзавреби» (Грузия), «Отава Ё», «Хуун-Хуур-Ту», «Marimba Plus», «НагУаль» (Беларусь), группа «ElektroFolk» (Латвия), Алена Романова и «ДДТ» и другие. Играть и слушать этническую музыку на открытой площадке — особая радость и прелесть.
В этом году хедлайнерами фестиваля стали Пелагея, «Мгзавреби», Морган Жи и Горан Брегович. Пожалуй, последний — самый именитый и прославленный гость за все 15 лет истории фестиваля. Что не умаляет выступлений Пелагеи — она отметила свой день рождения прямо на сцене «МИРа Сибири», Морган Жи, которую назвали «бомбой» фестиваля, душевных и обаятельных «Мгзавреби».
По словам исполнительного директора фестиваля Дмитрия Сиротинина, переговоры с Бреговичем велись два года. Более того, фестиваль был перенесен именно из-за подвижек в графике музыканта. Несколько раз казалось, что концерта не будет, но в итоге все закончилось хорошо.
За конкурсной программой
Фестиваль «МИР Сибири» считается одним из «химически» чистых этнических площадок страны. Здесь живет и привечается подлинное народной искусство. Не случайно юбилейный фестиваль прошел под эгидой ЮНЕСКО. Во-многом, это случилось благодаря «добрым гениям» фестиваля: Сергею Старостину, Инне Желанной, Анатолию Хлопкову, Владимиру Царегородцеву, Александру Мигасу. Это «золотой состав» жюри, люди, которые из года в год приезжают на поляну, чтобы в течение трех дней отсматривать и отслушивать десятки исполнителей, находя новые имена. Так, Альбина Дегтярева (лидер группы «Айархаан» из Якутии) некогда была участницей конкурсной программы, а теперь хедлайнер и член жюри. Таких историй за 15 лет случилось много.
В юбилейном году для участия в музыкальном конкурсе приехали 182 человека из 15 регионов страны. В мастеровом конкурсе соревновались 12 номинантов из 9 регионов страны.
«Каждый год появляются новые интересные коллективы, которых мы не знали. Система отбора достаточно строгая, и мы считаем, что уровень фестиваля и конкурсная программа приближается по уровню профессионализма и по мастерству к гостевой программе. Некоторые из конкурсантов переходят в категорию почетных гостей. И это не может не радовать и задает фестивалю высокую планку», — отметил председатель жюри этномузыкальной премии «МИРА» Сергей Старостин.
За событиями на полях фестиваля
Три дня фестиваля насыщены событиями, помимо конкурсной программы и вечерних концертов на большой сцене. Наверное, самая посещаемая дневная площадка — «Город мастеров». В этом году здесь разместились 230 умельцев из 17 территорий Красноярского края, 17 регионов РФ. Свои работы также представили мастера из Азербайджана, Узбекистана, Дагестана и Эквадора. Пожалуй, самой аутентичной стала площадка «Беседка» — атмосферное место для неспешных разговоров о жизни и творчестве.
«Я рассказывала на площадке «Беседка» о своем опыте создания Центра традиционной культуры Южного Урала, который вырос из творческого объединения «Уральская Вечерка». И меня удивил интерес аудитории к такому вопросу как «этнокультурный менеджмент», — делится Полина Бызова, директор Центра.
В этом году интерес также вызвала новая площадка «Енисейская Сибирь», объединившая Красноярский край, Таймыр, Эвенкию, Хакасию и Тыву. Здесь мирно уживались шаманские речитативы и говорок резчика по дереву из Енисейска.
Неизменным центром притяжения фестиваля был и остается историко-этнографическом музей-заповедник «Шушенское». В этом году здесь побывало более 16 000 посетителей.
За силой места
Путь в Шушенское из Красноярска занимает почти семь часов. Гораздо дольше сюда добираются гости из других регионов. Поселок не блещет ни особой туристической инфраструктурой, ни сервисом повышенной комфортности. Тем не менее, люди хотят собираться и погружаться в народное творчество именно здесь. Возможно, этому есть некое эзотерическое объяснение. Минусинская котловина считается местом силы — одним из древних энергетических регуляторов планеты. Эта земля видела несколько цивилизаций и народов. Отсюда насыщенность геопатогенными зонами и особая, разлитая в воздухе атмосфера саянского «дзена».
За путешествиями
Для многих фестиваль становится отправной точкой для развернутого путешествия по Красноярскому краю, Хакасии и Тыве.
«Некогда фестиваль задумывался как точка на карте велосипедного маршрута «Саянское кольцо». С тех пор фестиваль стал одним из наиболее ярких этнических международных событий. Одновременно он притягивает людей к туристическим маршрутам Сибири, — рассказывает министр культуры Красноярского края Елена Мироненко.
Чаще всего из Шушенского едут в Ергаки, на Сундуки, в Минусинск, на Тагарское озеро и хакасскую «ривьеру». Более 140 гостей фестиваля из Красноярска, Тывы, Хакасии и Центральной России отправились на экскурсии по Шушенскому району из объединённого туристского информационного центра.