Меню

Дышать вредно

Вначале апреля экологи огорошили красноярцев своими последними данными. Роспотребнадзор по Красноярскому краю и Красноярскстат объявили результат исследования санитарно-эпидемиологической обстано

Красноярск впервые за долгие годы был назван экологами самым грязным городом края. Он потеснил даже Норильск, всегда «славившийся» неблагоприятной окружающей средой. Причиной всему стали автомобильные выхлопы. Они содержат около десятка вредных веществ, которые могут быть опаснее заводских загрязнений.


Вначале апреля экологи огорошили красноярцев своими последними данными. Роспотребнадзор по Красноярскому краю и Красноярскстат объявили результат исследования санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе. Красноярск оказался самым загрязненным городом края. В прошлом году по уровню загрязнения воздуха он обогнал даже Норильск, где вредных веществ всегда было больше.
В 2010 г. промышленные предприятия Красноярска выбросили в атмосферу около 700 тыс. т загрязняющих веществ. Количество несанкционированных свалок выросло минимум на 5%, а число твердых бытовых отходов на них превысило 400 тыс. т в год. Количество вредных веществ в воде и почве города увеличилось на 3%.
Существенное число загрязняющих веществ город получил от транспорта. Их количество за три последних года увеличилось почти на 50%. В этом году в Красноярске ученые зафиксировали более 5 тыс. т автовыбросов.

Красноярцы дышат формальдегидом, фенолом и свинцом
Красноярск всегда был промышленным городом со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. По данным Главной геофизической лаборатории РФ, до 2000 г. он стабильно занимал 17 место в сотне самых грязных городов России. Ситуация изменилась в 2007 г. — тогда Красноярск поднялся вверх на три пункта. По словам исполнительного директора Красноярского краевого экологического союза НИКОЛАЯ ЗУБОВА, последние годы город стабильно держит это место. «Ситуация в лучшую сторону не меняется».
Исторически воздух Красноярска портили заводы и фабрики. В советское время в городе работало 15 крупных производственных комплексов всесоюзного значения. Они регулярно «выбрасывали» несколько миллионов тонн вредных веществ. Николай Зубов вспоминает, что в то время на правобережье или в районе «КРАЗа» невозможно было находиться: «Все вокруг было в дымке от выбросов серы, свинца и азота».
Сегодня крупных «загрязнителей» экологии осталось всего пять: «Красноярский алюминиевый завод», Красноярская ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и «Красноярский цемент». На их долю приходится почти треть всех выбросов (около 200 тыс. т). Несмотря на эти солидные цифры, специалисты Роспотребнадзора утверждают: количество выбросов от красноярских заводов за последние два-три года стало снижаться в среднем на 1-2% в год. НАТАЛЬЯ ЛЕБЕДЕВА, директор «Центра экологической политики и культуры»: «Сегодня все наши промышленные гиганты поставили мощные очистные сооружения. Конечно, выбросы от них все равно есть. Но с каждым годом они уменьшаются».
Позитивную тенденцию омрачают новые данные красноярских экологов. Они утверждают: теперь красноярцам надо опасаться не столько промышленных гигантов, сколько транспорта. В Красноярске за три года количество автомобильных выбросов увеличилось на 50%. При этом в общем количестве городских выхлопов транспортные занимают незначительную часть — всего 4-5%. Экологи говорят, что вредные вещества, которые содержат в себе автомобильные выхлопы, могут быть опаснее промышленных загрязнений. Каждый второй житель Красноярска от машин и автобусов ежедневно вдыхает около десятка различных вредных веществ. Самые распространенные — диоксид азота, формальдегид, фенол, бензопирен. Далеко не все заводские выбросы дают столь богатый список из таблицы Менделеева.
Эксперты утверждают: такая ситуация в городе сложилась по двум причинам. НЕЛЛИ КОЗЛОВА, начальник Территориального центра по мониторингу загрязнения окружающей среды Среднесибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: «Автомобильные пробки и не предназначенные для такого количества транспорта дороги дают огромное количество вредных выбросов».
Наталья Лебедева добавляет, что непоследнюю роль в росте автовыбросов играет отсутствие «зеленых зон». «Та же Москва нашла один из простых способов борьбы с вредными автомобильными загрязнениями. Власти столицы активно строят парки, скверы, аллеи. Деревья и кустарники «съедают» часть выбросов», — говорит г-жа Лебедева.
Кроме атмосферных выбросов, загрязняют Красноярск многочисленные мусорные полигоны и несанкционированные свалки. По оценкам экспертов, в Красноярске и его пригороде работают четыре мусорных полигона и около 200 несанкционированных свалок. Общая площадь последних — более 150 га.
Опасная ситуация в городе и с состоянием воды. Вердикт специалистов надзорных органов: «Вода в подземных и наземных источниках города и края неудовлетворительного качества. В ней слишком много химических загрязнений».
Красноярские экологи предупреждают, что в городских реках лучше не купаться и не есть оттуда рыбу. В первую очередь они обращают внимание на излюбленные места красноярских рыбаков — реки Енисей, Бугач, Кача, «Вместе с ливневыми и промышленными сточными водами туда попадает много загрязняющих веществ», — поясняет Николай Зубов. В среднем, по оценке экологов, ежегодно в красноярские реки попадает минимум 20 тыс. т загрязняющих веществ.
Самый чистый — Октябрьский район
В Красноярске до сих пор существует миф о том, что все вредные выбросы в городе сосредоточены в Советском районе. Причина — находящийся на окраине района промышленный гигант «КРАЗ». Экологи утверждают, что когда-то это было действительно так, но сейчас ситуация изменилась. В городе появились более грязные места.
Есть несколько точек зрений на то, где безопаснее всего жить в Красноярске. По данным Среднесибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, самый грязный район города — Центральный. За последние пять лет в этом районе комплексный индекс загрязнения ИЗА5 (показатель загрязнения атмосферного воздуха, учитывающий несколько основных вредных примесей: бензопирен, формальдегид, взвешенные вещества, диоксид азота) вырос более чем в два раза. Причина — автомобильные выхлопы. В Центральном районе сосредоточены все главные магистрали города. Ежедневно транспорта там бывает в три раза больше, чем в других районах. По данным портала «АвтоКрасноярск», в Центральном районе в будние и даже в выходные дни основное сосредоточение пробок. На главных улицах района «стояние» может достигать 30-40 минут в день.
Решить проблему разгрузки центра эксперты-экологи предлагают кардинально. По их практически единодушному мнению, надо строить метро и четвертый мост через Енисей. Но метро в Красноярске засыпали, а строительство моста — пока далекая перспектива.
Есть и другие точки зрения на то, какой район — лидер по загрязнениям. По данным Красноярского краевого экологического союза, самый грязный — Ленинский район. «В этой местности сосредоточены мощные производства — «Сибтяжмаш», «Красноярская ТЭЦ», «Красноярский завод цветных металлов и золота». Следовательно, жителям этого района выбросов достается значительно больше», — говорит Николай Зубов.
Самым чистым экологи называют Октябрьский район. В Академгородке и Ветлужанке много лесопарковых зон. Кроме того, эта местность находится на возвышенности, туда попадают не все вредные вещества. При этом ученые оговариваются: официального обоснования того, что этот район самый чистый в городе, нет. «Это, скорее, давно сложившаяся точка зрения красноярских экологов. Научно она никак не доказана. Дело в том, что Октябрьский — единственный район города, где отсутствуют посты наблюдения за окружающей средой Среднесибирского УГМС», — говорит Наталья Лебедева.
Обманчивая экологичность пригорода
Еще один очень распространенный экологический миф — в пригороде гораздо чище, чем в Красноярске. Там больше зелени, поблизости нет промышленных предприятий. По словам Нелли Козловой, такая точка зрения скорее фантазия, чем реальность. «По определению воздух не может быть чище в нескольких километрах от города. Например, те вредные вещества, которые вырабатывают предприятия Красноярска, распространяются на несколько десятков километров. И думать о том, что в Емельяново или в Березовке намного чище, чем в Красноярске, ошибочно», — говорит г-жа Козлова.
Играет роль и тот факт, что почти все крупные коттеджные поселки расположены рядом с автотрассами. «Есть, конечно, поселки в том же Октябрьском районе, которые расположены практически в лесу, вдали от машин и дорог. Но это скорее исключение из правил», — говорит Николай Зубов.
По словам директора сети агентств недвижимости «Гранта» АЛЕКСЕЯ АНУЧИНА, для абсолютного большинства красноярских покупателей загородной недвижимости вопрос экологии вторичен. «Только для 5% от общего количества инвесторов, готовых вкладываться в загородную недвижимость, важна экологическая ситуация в выбираемом поселке. У большинства людей, которые меняют квартиру на дом, совершенно другие приоритеты. Прежде всего, им важно жить именно «на земле», а не в многоэтажке», — говорит г-н Анучин. Он также добавляет, что многие покупатели коттеджей хотят, чтобы поселок находился недалеко от города или рядом с федеральной трассой. «Инвесторы в загородное жилье — люди состоятельные, которые ценят время. Им нужно быстро добраться до города. А это снова аргумент не в пользу экологичности», — говорит Алексей Анучин.