«Больше чем банк» — за этим слоганом Сбербанка целая философия трансформации банковского института в комплекс решений, меняющих реальность и жизнь людей.
О том, как это происходит в Красноярском крае, рассказывает Дмитрий Солнцев, заместитель председателя Сибирского банка — управляющий Красноярским отделением ПАО Сбербанк.
Начнем с региона. В каких региональных проектах Сбербанка заложен трансформационный элемент?
— Сбербанк участвует в реализации масштабного проекта «Енисейская Сибирь». В сотрудничестве с Strategy Partners (дочернее предприятие Сбербанка) мы разрабатываем концепцию, которая сможет продемонстрировать инвестиционный потенциал Красноярского края, Хакасии и Тывы в прикладном плане. В проекте будет задействован весь опыт нашей большой экосистемы — это мировые практики, в том числе в части цифровизации, которые будут применимы в данном проекте. Помимо формирования пула инвестиционных проектов и его экспертизы по отраслям мы хотим добавить некоторые практики, с помощью которых создается конкурентоспособная экономика. Тот проект, который сейчас делается в рамках разработки стратегии, предполагает создание новых ниш, рабочих мест в тех отраслях, которые, на наш взгляд, имеют наибольший потенциал на территории Енисейской Сибири. Конкретные направления и первые результаты сотрудничества планируем презентовать на Красноярском экономическом форуме — 2020.
Цифровизация остается стратегическим направлением для Сбербанка?
Например, DocDoc — крупнейшая площадка по телемедицине, которой владеет Сбербанк. Запись к врачам, удаленные консультации, полисы ДМС как для наших сотрудников, так и для любых клиентов. Как видите, это абсолютно нефинансовый сервис. Две компании экосистемы Сбербанка, имеющие большой опыт внедрения биометрической идентификации, — VisionLabs и «Центр речевых технологий» (ЦРТ). Системы распознавания лиц сейчас активно используются в рамках «Умного города» в Москве и регионах России, помогли обеспечить безопасность на стадионах во время проведения чемпионата мира по футболу. Кроме отечественных среди заказчиков в портфолио VisionLabs числятся, например, проекты в Сингапуре, Дубае, Мексике. В широкой практике системы распознавания лица могут использоваться вместо удостоверений и карточек на проходных предприятий, школ, вузов и так далее.
В сервисное ожерелье Сбербанка входят также «Рискконсалтинг» — скрининговая система для оценки контрагентов, «Корус» — IT-интегратор и SaaS-провайдер, SberCloud — облачные решения, Segmento — система таргетирования рекламы. И список регулярно расширяется. «Инфраструктурное облако Сбербанка» недавно пополнилось сервисом заказа такси «Ситимобиль» и сотовым оператором «СберМобайл». Мы ожидаем скорого появления этих популярных и востребованных в любом городе сервисов в Красноярске.
И все-таки в первую очередь бизнес и горожане ждут от Сбербанка продуктов и решений, делающих наше общение с банком быстрым и удобным.
— Базовые услуги кредитного учреждения — это привлечение средств, кредитование частных и юридических лиц. Здесь мы развиваемся в двух направлениях. Первое — цифровое, всем известный Сбербанк Онлайн. Приложение позволяет проводить платежи, отслеживать статистику, получать консультации специалистов в чате. Недавно добавилась возможность кредитования, и статистика выдачи кредитов через Сбербанк Онлайн растет с каждым месяцем. К тому же Сбербанк в очередной раз снизил ставки по кредитам. Ипотека доступна, как никогда: минимальная ставка сейчас составляет от 7,3 % для аккредитованных новостроек, которых в Красноярске порядка 20. Есть также программа государственной поддержки семей с двумя и более детьми, и ставка там — 5 %.
Юридическим лицам удобно пользоваться приложением «Сбербанк Бизнес Онлайн», которое предполагает, что все операции у предпринимателей занимают несколько секунд. В красноярском Сбербанке обслуживаются около 50 тыс. бизнесменов, и около половины выбирают Сбербанк как основной банк-партнер.
Какие проекты для комфортной жизни горожанина осуществил Сбербанк в этом году?
— Сбербанк активно включается в развитие городской инфраструктуры, является участником рынка финансирования жилой недвижимости в Красноярском крае. Кредитный портфель по финансированию строительства жилья составляет 11 млрд рублей, в том числе проекты, реализуемые через эскроу-счета. Кроме того, мы приняли ключевое участие в финансировании строительства объектов и инфраструктуры Всемирной Зимней Универсиады 2019 го-да. Были построены крупнейшие спортивные комплексы и современный аэропорт. В этом году Сбербанк профинансировал одно из крупнейших предприятий пассажирского транспорта в регионе на покупку в лизинг 25 современных автобусов «ЛиАЗ» высокого экологического класса.
В этих моделях предусмотрено все для комфортной и безопасной перевозки людей.
Как отражается развитие цифровизации на филиальной сети в регионе?
— Несмотря на цифровизацию, Сбербанк сохраняет и модернизирует филиальную сеть. Мы не закрываем филиалы, а делаем там качественный ремонт, активно обновляем банкоматы, работающие в круглосуточном режиме. Теперь такие аппараты могут не только принимать наличные пачкой, но и осуществляют Cash Recycling — прием и выдачу наличных в замкнутом цикле. В первую очередь внедряем их в удаленных районах, поскольку обслуживание таких машин обходится дешевле, их реже надо инкассировать. В этом году заменили 30 % банкоматов в Норильске.
В удаленных населенных пунктах, где нет ни филиалов, ни банкоматов, запускаем сервис по выдаче наличных в кассах магазинов, которые становятся банковскими платежными агентами: можно снять с карты до 5 тыс. рублей при совершении покупки на любую сумму. Здесь Красноярский край — один из лидеров в стране: 70 банковских платежных агентов работают в крае и 22 — в Хакасии, до конца года их станет 100 в крае и 26 — в Хакасии. Там же можно оплатить различные услуги, а в ближайшее время — и ЖКХ. Магазинам это выгодно: мы компенсируем расходы и дополнительно предоставляем льготные тарифы на эквайринг.
Цель любых изменений, будь то цифровизация или внедрение новых продуктов и сервисов — люди. Какой фидбек вы сегодня получаете?
— «Работа над ошибками» в этом году принесла серьезные плоды. Количество отзывов, требующих улучшения процессов и сервисов, снизилось в 4 раза. Я мониторю ситуацию лично, вижу, что это не сезонный фактор, но результат упорной и целенаправленной работы. Мы добились высокого уровня CSI — индекса удовлетворенности клиентов. По последним замерам, он составил 9,7 из 10. Привожу этот пример, чтобы показать, что формула «счастливый клиент = счастливый сотрудник» — это не просто слова, мы фокусируем на этом внимание и добиваемся поставленных задач.
Мы говорили о том, что делает счастливыми клиентов. А что делает счастливыми сотрудников Сбербанка?
— Ключевая мотивация для работы в группе компаний Сбербанка — это возможность развиваться, обучаться, проходить различные тренинги. Это повышение любых компетенций — не только профессиональных, но и таких, которые пригодятся в жизни и общении с другими людьми: клиентами, партнерами, друзьями и родственниками. Так называемые soft skills. Развитие эмпатии, управление собой, рефлексия, тайм-менеджмент, эффективность, производительность, стратегическое мышление. Каждому сотруднику предлагается определенный набор, который он получает в виде бесплатного образования. Есть Корпоративный университет Сбербанка, на площадке которого обучаются даже губернаторы, проводят совещания правительство и крупнейшие компании. Возможности нашего образования мы теперь транслируем и на наших партнеров.
Сбербанк внедрил системы «Бережливое производство» и самомотивации сотрудников на принципах, описанных в книге Фредерика Лалу «Бирюзовые организации». В Красноярске есть 22 филиала Сбербанка, которые работают практически без контроля вышестоящего руководства. Они показывают очень высокие результаты.
Мы считаем, что Сбербанк — один из самых привлекательных работодателей в стране, и стараемся сделать так, чтобы нагрузка на сотрудников была чуть ниже, а уровень знаний, самореализации и ощущения счастья был высоким. Я 18 лет в ком-
пании именно потому, что в это искренне верю и всеми силами стараюсь реализовывать.
Вячеслав Чанчиков