Наш колумнист Светлана Мамаева размышляет о тонкой грани между цифровым миром и реальным, об опасениях за маржинальность бизнеса в свете этого. Поводом послужила статья в NYT.
Вышедшая на днях статья в New York Times статья (ее подробный перевод приводит РБК, оригинал доступен здесь) о том, что активное потребление цифровых услуг в повседневной жизни становится признаком бедности, наделала массу шума. По мнению автора статьи, Нелли Боулз, пишущей для издания о технологиях и интернет-культуре, роскошью и люкс-товаром в современном обществе стал человеческий контакт, а не экран смартфона.
Светлана Мамаева порассуждала на эту тему.
Социальная «сверка», кого считать бедным, а кого богатым, проводится в мире с завидной периодичностью. Научно и околонаучно... Надо заметить, автор текста вышла со своим взглядом на резонансную проблематику «бедный-богатый» вовремя – давно не ворошили насущную тему глобально, с откликом на весь мир.
Дифференциация проведена смелая. А тем временем, ТОП-10 самых дорогих компаний мира возглавляют Амазон, Майкрософт, Эппл, Фейсбук, Алибаба,… т.е. в основном «цифровики». Те, кто оказывает услуги и организует коммуникации как раз не лично «из рук в руки», а из глубин цифрового пространства.
В самом деле, можно ли умудриться сегодня не быть потребителем цифровых услуг? Ехать куда-то за авиабилетами? Отказаться от интернет-банкинга, от оплаты одним кликом услуг, квитанций и штрафов? Как это, не выйти в прямой эфир соц.сетей, не отправить фото и не поболтать через мессенджер с другом из Америки? А ещё мне нравится моё мобильное приложение, которое позволяет заводить машину дистанционно, и даже закрыть двери с расстояния (если забыла), а также увидеть из дома запас бензина в баке, просто взглянув на экран телефона. Наконец, зачем мне дорогостоящий дизайнер, если кухню или 3D проект помещения я сама могу нарисовать на компьютере с помощью специальных онлайн-сервисов?
Мне нравится ещё миллион, миллиард разных удобных опций в моём смартфоне, которые позволяют сэкономить время и деньги. И вообще, в последнее время я удивляюсь, когда телефон ЗВОНИТ.
Однако как маркетолог я понимаю опасения автора. Слышу в статье робкий голос в защиту маржинальности бизнеса, который строится на эмоциональной наценке. В самом деле, мир хватается за голову, ведь люди всё менее востребованы, а стремительные технологии вытесняют человеческий фактор. Всерьёз анализируются темы исчезновения физических заводов, «живых» магазинов, офисов продаж и обслуживания. Там где нет людей, всё стоит дешевле.
Но не всё так плохо! Периодически мир встряхивается и возвращается назад, к «земле». Мы заново начинаем ценить ручной труд, фермерские продукты, семейные ресторанчики. И по-прежнему истинными ценностями является земля, недвижимость, золотые слитки. Считается, что богатый человек это тот, кто имеет осязаемые и измеряемые фонды. А к бедным причисляются те, кто без разбору за всё платит.
Резюмирую. Развести понятия «бедный-богатый» сегодня становится всё труднее из-за слишком большой размытости этого социального показателя. Да и вопросом «Куда катится мир?» сотрясать воздух не эффективно, не то можно стать аутсайдером, меньшинством… Мир не слушает никого, он катится туда, куда мы его направляем. Просто надо принять это. Не быть бедным, а стремиться быть богатым! А для этого требуется быть проницательным и умным. Smart – вот наше слово!
P.S. Кстати, я многое делаю в интернете, но ко мне домой приходит личный тренер по пилатесу. Да, и английский я учила с настоящим преподавателем… Так я бедна или богата?