**************************************************************************************************************************************** Досье Александр Клименков Родился 2 марта 1963г. вг. Красно
Александр Клименков свой нынешний бизнес начинал в год дефолта — 1998й. До того он владел оптовой компанией, которую крах экономической стратегии правительства Кириенко накрыл разом. Это должно было отбить охоту рисковать. Но он стал искать себя в других сферах, нечаянно опередил время — и выиграл. Сегодня компания «Краспан», занимая, по осторожным оценкам, примерно пятую часть российского рынка фасадного строительства, попрежнему остается в числе лидеров. Ее представители работают почти в сорока российских регионах и за рубежом.
Первый пошел
Главное, о чем жалеет в своей жизни Александр Клименков, — что он не строитель по образованию. Когда уже занялся этим бизнесом, получать образование было просто некогда. Напрягало, как говорит, то, что очень долго не осознавал День строителя как собственный профессиональный праздник. «Вроде уже и не первый год строительством занимался, много разных курсов закончил, а строителем себя не чувствовал», — говорит Клименков. С другой стороны, имей он строительное профессиональное образование, был бы втянут в процесс хозяйствования с советскими рудиментами. А так в бизнес пришел без традиций и четкого знания специфики, зато с амбициями и желанием зарабатывать и быть впереди. И выиграл: сегодня считает себя профессиональным управленцем, менеджером с большим и позитивным опытом. Управленческие технологии теперь для него важнее, чем специальные знания. Для строительства есть специалисты, которые недаром так называются.
Какие первые объекты были?
— Ныне это кафе «Центр» на Мира, рядом с технологическим университетом. Наш самый первый объект. До сих пор прекрасно облицован. Плиту мы закупили в Финляндии. Никто тогда не верил в эту технологию!
Сейчас фасадами занимается огромная армия компаний, но мы были одни из первых. В Красноярске — точно первые. Как суждено всем первым, «собрали на себя все шишки», совершили все допустимые ошибки, расчистив тем самым дорогу конкурентам. Ктото до сих пор с благодарностью к нам относится именно потому, что мы этот рынок сами формировали. Причем в Красноярске «Краспан» однозначно повлиял не только на ценовую ситуацию, состав клиентской базы, но и очень сильно — на формирование технологий. Если сегодня попытаться перевести количество вентилируемых фасадов «на душу населения», в Красноярске концентрация получится выше, чем в любом городе России. Пожалуй, даже больше, чем в Москве.
Как вы оцениваете свою долю рынка?
— Ее очень просто было оценить, когда рынок только начал формироваться. Пока были вообще одни в крае — какая доля могла быть?.. В России мы «на заре» занимали точно процентов 50. Особенно если отделить Москву, где тогда уже работали иностранцы и о которой мы имели весьма приблизительное представление в отношении структуры рынка. Но в то время можно было почти буквально по пальцам пересчитать объекты, на которых работали мы и конкуренты. Сейчас, конечно, ситуация изменилась. Визуально, бывая на выставках, где, как правило, представлены все крупнейшие производители и монтажники, опираясь на статистику, сопоставляя, сколько мы производим, сколько в целом страна, мы можем и сегодня сказать: столькото занимаем. Но это цифры достаточно условные. Сейчас мы полагаем, что у нас 20% российского рынка. Это очень много, учитывая, что игроков на нем в настоящее время предостаточно.
В Красноярске проще. Здесь больше половины рынка держим точно. Я думаю, до 70% рынка навесных фасадов наши. Ориентир простой: количество монтажников. В «Краспане» постоянных, штатных, 200 человек. В пиковый сезон мы еще привлекаем подрядчиков. У всех наших конкурентов — в пределах 20 человек штатных, ну а конкурентов серьезных тричетыре компании. Но есть еще нюанс: наши же конкуренты частично применяют материалы, которые мы производим. Тогда выходит, наша доля рынка еще больше.
Вы свое производство разместили в Железногорске. Стремились за льготами?
— Конечно, хотя не только. Когда выбирали площадку для завода, администрация Железногорска предлагала очень благоприятные условия для бизнеса. Действовали на федеральном уровне программы поддержки ядерных городов, были льготные кредиты. В то время мы делали первые шаги, для нас это было очень важно. Сейчас, конечно, те программы свое отработали, но мы уже встали на ноги, и помощь нам не нужна. Ныне мы, как все современные бизнесструктуры, работаем с банками, а тогда приходилось учитывать каждую возможность сэкономить.
Что еще сыграло роль — небольшой город, очень серьезный потенциал, общий уровень научный, технический... На заводе много нестандартного оборудования — разрабатывая его, мы опирались на конструкторские «мозги» Железногорска.
И еще эмоциональная составляющая. Мне город понравился очень. В 1999 году, когда я в поисках площадки впервые приехал в Железногорск, мне захотелось работать и разместить производство именно там. Так мы с 2000 года в Железногорске и «живем». За эти годы создали на заводе прекрасный коллектив. Вы же понимаете, создать предприятие мало, нужно еще по крупицам собрать людей, которые будут работать. И сейчас там есть костяк, вокруг которого все «крутится».
Что значит производство для компании?
— «Краспан» работает на всю Россию и на зарубежье. Завод — производственная база. Чтобы вы почувствовали масштабы, скажу: за одни сутки он может произвести разных облицовочных материалов на три девятиэтажных дома. Еще такое соотношение: один наш сотрудник на заводе обеспечивает работу 1520 монтажникам по стране.
Когда мы стали выстраивать компанию в ее нынешнем виде, то есть в основе всего производство, - сразу же столкнулись с такой проблемой: рынок Красноярска, даже рынок Сибири, был достаточно узким, а содержать производство, обеспечивать его заказами невозможно, опираясь на одиндвадесять городов. Решили, что надо создавать дистрибьюторскую сеть, чтобы можно было искать заказчиков сразу во всех регионах. Сначала, конечно, выстроили правильную маркетинговую политику. Нельзя сказать и сегодня, что дистрибьюторская сеть работает идеально, настройка идет постоянно. В некоторых регионах мы работаем самостоятельно, не через дистрибьюторов. Это Краснодарский край, Якутия — районы, где есть деньги, где можно работать в режиме командировок. Но основная ставка все же на дистрибьюторов.
Кроме производства, в нашей структуре строительная компания «Краспанмонтаж». Есть еще компания «Юком», которая помогает «Краспанмонтажу» и дистрибьюторам комплектовать разные сопутствующие материалы, которые мы сами не производим.
И остается первым
Несмотря на то, что Клименков — патентообладатель и «имеет исключительное право на производство плит, панелей и металлических профилей для фасадных систем «Краспан», важнейшим своим конкурентным преимуществом он все же считает производство. Именно оно позволяет «Краспану» держать уже «разогретый» рынок.
— Наша уникальность в том, что мы единственная в России компания, обладающая такой производственной базой. Все наши конкуренты это, в основном, комплектовщики. Компании, которые имеют в первую очередь инжиниринг, а производство распределено в разных регионах. У нас тоже инжиниринговая составляющая очень серьезная. Мы проектируем, мы продвигаем, мы все это делаем — но понимаем, что такое возможно, когда есть материал гарантированного качества. Компании, которые успешно реализуют инжиниринговые решения и специализируются только на этом, как правило, работают с двумя-тремя материалами. У них хватает сил найти хороших подрядчиков, они ввозят материалы из за рубежа, умудряются сделать даже какую то региональную сеть. Но сеть часто рассыпается, потому что региональные их партнеры тоже начинают эти же материалы из за границы ввозить, и бизнес рушится. У нас своя, очень сложная, дорога, и она намного надежнее с точки зрения бизнеса. Хотя и намного сложнее в плане работы.
Есть другие российские компании, тоже производящие собственные материалы. Но такого спектра, как у нас, нет ни у кого. Думаю, поскольку этот путь самый надежный, наверняка найдутся серьезные предприниматели, которые также захотят основательно работать на рынке. Пока их нет.
Собственное многопрофильное производство позволяет и маневрировать увереннее, чем другие. Совсем недавно «Краспан» вывел из ассортиментной линейки собственной продукции материалы, не способные прослужить на фасадах свыше 50 лет. Больше завод не выпускает на рынок материалов, признанных в компании недолговечными. Этот этап развития мы называем «новое измерение». Наряду с выводом из ассортиментной линейки недолговечных материалов он ознаменовался для нас приобретением линии по производству алюминиевых композитных панелей КраспанAl. Это наш самый перспективный продукт, самый серьезный. Мы построили новый цех, закупили очень дорогую и высококачественную линию в Южной Корее, вложились «по полной».
Тем самым вы продолжаете удерживать позицию лидера на рынке?
— Сейчас не стоит вопрос удержания позиции: рынок еще развивается. Удерживать позиции нужно будет, когда он заполнится. Для «Краспана» очень важно, чтобы побольше компаний преодолели хотя бы половину нашего пути. Мы миновали все стадии, у нас помимо позитивного есть и негативный опыт на разных этапах развития. Новые компании пришли и приходят на рынок, сформированный нами. У новоиспеченных игроков негативного опыта нет — нет и репутации. Заказчики часто следуют такой логике: раз негативного опыта нет — значит, фирма идеальна. На самом деле отсутствие такого опыта означает ровно то, что его не было, и больше ничего. Здесь ведь важно еще, что нет опыта преодоления негатива — скорее всего, это и есть самое главное. Мы, как ледокол, рубили лед впереди и, получается, для всех.
Я сейчас смотрю на конкурентов весьма доброжелательно. Когда несколько компаний друг друга «подхлестывают», это очень хорошо для заказчика. У него есть выбор, у нас — необходимость все время что-то придумывать, совершенствовать и развиваться дальше.
****************************************************************************************************************************************
Досье
Александр Клименков
Родился 2 марта 1963г. вг. Красноярске
ОБРАЗОВАНИЕ: 1970-1980г.г. — Красноярская средняя школа №5
1983-1985г.г. — служба в Российской Армии
1980-1983г. — Красноярский техникум физической культуры и спорта, закончил
1985-1990г. — Челябинский государственный институт физической культуры (заочное отделение),
КАРЬЕРА: 1986-2000г.г. — Комплексная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта при Краевом Спорткомитете, старший тренер по прыжкам с трамплина на лыжах и лыжному двоеборью
С 2000г. по настоящий момент — ООО «Краспан», генеральный директор
СЕМЬЯ: женат, дочь 10 лет, сын 8 лет
ХОББИ: горные лыжи, мотоцикл
****************************************************************************************************************************************
Прыжок с трамплина
Когда имеешь дело с успешным, состоявшимся бизнесменом, трудно представить его иным. Не в смысле несостоявшимся, а отличившимся в других областях человеческой деятельности. Генеральный директор компании «Краспан» Александр Клименков, закончив физкультурный техникум, а позже институт зимних видов спорта в Челябинской области, занимался прыжками на лыжах с трамплина и преуспел в этом. Участвовал в двух спартакиадах, показывал хорошие результаты — как теперь говорит, максимальные для его физического уровня: «Я занимался усердно». Потом, получив квалификацию тренера, тренировал детей. На казенное жалованье, однако, жить было невозможно, пришлось искать иные варианты заработка. Клименков стал заниматься тем, что теперь называется въездным туризмом. Зимой попрежнему работал с детьми, летом держал автономный туристический лагерь в Саянах. Параллельно одним из первых в Красноярске организовал прокат горнолыжного снаряжения. Это был уже бизнес, но с очень низкой рентабельностью. И, судя по всему, высокой ей стать было не суждено вообще, либо это могло произойти не скоро.
Почему въездной туризм у нас в крае не получил развития?
— Могу судить по себе. Если делать все по закону — получение лицензии, сертификация маршрутов, — это серьезное бремя, и маленькие компании въездным туризмом заниматься не могут. Нужна система, позволяющая сочетать деятельность маленьких компаний, специализирующихся на самой услуге, и крупных компаний, которые будут сертифицировать маршруты, вкладывать деньги. Пока вся система не настроится, ничего не произойдет. Есть прекрасная сибирская природа, но нужното создать целую индустрию, чтобы эта природа начала «работать на туризм». Люди готовы ехать, но необходимы реклама, маркетинг — обычно, как в любом бизнесе. А чтобы в рекламу и маркетинг вкладываться, нужна система. Система не выстроена. Кроме общих лозунгов — «Край интересный, привлекательный, есть что показать», ничего реально не предлагается до сих пор. Возвращаясь к собственному примеру, когда я занимался автономным горнолыжным лагерем: у меня получалось, что если все сертифицировать, то никакого бизнеса не получится. Потому что, как бы дорого ни стоила путевка, денег все равно не хватало.
Этим вы занимались ведь помимо тренерской работы? Значит, на хлеб с маслом хватало?
— На хлеб. На масло зарабатывали другим бизнесом: была оптовая компания, представляли в регионе «ВиммБильДанн». Возможно, как раз этот бизнес и имел перспективы, и сейчас моя жизнь могла бы быть с ним связана. Но случился дефолт 1998 года. Это нас просто подкосило. Базы позакрывались, покупатели впали в прострацию, у нас пропало много продуктов. Надо было срочно искать выход из положения.
Как вышли на идею фасадного строительства?
— Это произошло раньше, буквально накануне дефолта. Деньги в России уже были, и какойто подъем наблюдался. Раздумывая, куда бы приложить силы так, чтобы и интересно было, и прибыльно, мы искали новые направления развития бизнеса. Имелось желание начать чтото абсолютно новое. Не бывает так, что все решения принимаются исключительно сознательно — гдето помогают обстоятельства, гдето интуиция. Както так получилось, что стали задумываться о внешнем виде зданий. В России тогда еще не оченьто заботились о сбережении энергии за счет конструктивных решений, а весь мир уже вовсю осваивал такие технологии. Я посчитал: если в мире повсеместно экономят ресурсы, то и Россия к этому обязательно придет. Направление показалось интересным, и в 1998 году мы стали заниматься продажей и монтажом фасадов. Завозили финские материалы. После дефолта, когда весь импорт надолго замер, поняли, что если продолжать это направление, то надо заниматься уже не просто продажей и монтажом, но и собственно производством. Забегая чуть вперед, скажу, что мы, получается, на пару лет опередили события.
Что вы имеете в виду?
— В 2000 году вступили в действие новые СНИПы (СНИП — «Строительные нормы и правила». — Ред.). В них в отличие от тех, что действовали раньше, содержались требования по теплосбережению. Волейневолей предприятия, государственные структуры стали обращать внимание на утепление фасадов зданий, в которых они располагались. Наш бизнес, который мы затеяли в 1998 году, за два года уже наработал некоторый опыт, оказавшийся очень кстати и очень ко времени.
В 1998 году вы этого не могли предвидеть. Получается, совершили свой главный прыжок с трамплина. Правда, здесь куда летишь — не видишь, и, как приземлишься — не знаешь. Сознавали, что рискуете?
— Конечно. Сами представьте: кому нужно было после кризиса облицовывать свое здание? Тем более что потенциальные заказчики не сразу стали понимать функциональное значение фасадного утепления, сначала воспринимали это как облицовку просто для красоты. Естественно, в первые годы было сложно, тяжело по деньгам, по продвижению. Многие люди абсолютно не понимали, что это за продукция. И только когда новые строительные требования вступили в силу, процесс пошел. Так возникла новая производственноторговая марка «Краспан», что расшифровывается как «Красноярские панели».
Досье
Александр Клименков
Родился 2 марта 1963г. вг. Красноярске
ОБРАЗОВАНИЕ: 1970-1980г.г. — Красноярская средняя школа №5
1983-1985г.г. — служба в Российской Армии
1980-1983г. — Красноярский техникум физической культуры и спорта, закончил
1985-1990г. — Челябинский государственный институт физической культуры (заочное отделение),
КАРЬЕРА: 1986-2000г.г. — Комплексная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта при Краевом Спорткомитете, старший тренер по прыжкам с трамплина на лыжах и лыжному двоеборью
С 2000г. по настоящий момент — ООО «Краспан», генеральный директор
СЕМЬЯ: женат, дочь 10 лет, сын 8 лет
ХОББИ: горные лыжи, мотоцикл
****************************************************************************************************************************************
Прыжок с трамплина
Когда имеешь дело с успешным, состоявшимся бизнесменом, трудно представить его иным. Не в смысле несостоявшимся, а отличившимся в других областях человеческой деятельности. Генеральный директор компании «Краспан» Александр Клименков, закончив физкультурный техникум, а позже институт зимних видов спорта в Челябинской области, занимался прыжками на лыжах с трамплина и преуспел в этом. Участвовал в двух спартакиадах, показывал хорошие результаты — как теперь говорит, максимальные для его физического уровня: «Я занимался усердно». Потом, получив квалификацию тренера, тренировал детей. На казенное жалованье, однако, жить было невозможно, пришлось искать иные варианты заработка. Клименков стал заниматься тем, что теперь называется въездным туризмом. Зимой попрежнему работал с детьми, летом держал автономный туристический лагерь в Саянах. Параллельно одним из первых в Красноярске организовал прокат горнолыжного снаряжения. Это был уже бизнес, но с очень низкой рентабельностью. И, судя по всему, высокой ей стать было не суждено вообще, либо это могло произойти не скоро.
Почему въездной туризм у нас в крае не получил развития?
— Могу судить по себе. Если делать все по закону — получение лицензии, сертификация маршрутов, — это серьезное бремя, и маленькие компании въездным туризмом заниматься не могут. Нужна система, позволяющая сочетать деятельность маленьких компаний, специализирующихся на самой услуге, и крупных компаний, которые будут сертифицировать маршруты, вкладывать деньги. Пока вся система не настроится, ничего не произойдет. Есть прекрасная сибирская природа, но нужното создать целую индустрию, чтобы эта природа начала «работать на туризм». Люди готовы ехать, но необходимы реклама, маркетинг — обычно, как в любом бизнесе. А чтобы в рекламу и маркетинг вкладываться, нужна система. Система не выстроена. Кроме общих лозунгов — «Край интересный, привлекательный, есть что показать», ничего реально не предлагается до сих пор. Возвращаясь к собственному примеру, когда я занимался автономным горнолыжным лагерем: у меня получалось, что если все сертифицировать, то никакого бизнеса не получится. Потому что, как бы дорого ни стоила путевка, денег все равно не хватало.
Этим вы занимались ведь помимо тренерской работы? Значит, на хлеб с маслом хватало?
— На хлеб. На масло зарабатывали другим бизнесом: была оптовая компания, представляли в регионе «ВиммБильДанн». Возможно, как раз этот бизнес и имел перспективы, и сейчас моя жизнь могла бы быть с ним связана. Но случился дефолт 1998 года. Это нас просто подкосило. Базы позакрывались, покупатели впали в прострацию, у нас пропало много продуктов. Надо было срочно искать выход из положения.
Как вышли на идею фасадного строительства?
— Это произошло раньше, буквально накануне дефолта. Деньги в России уже были, и какойто подъем наблюдался. Раздумывая, куда бы приложить силы так, чтобы и интересно было, и прибыльно, мы искали новые направления развития бизнеса. Имелось желание начать чтото абсолютно новое. Не бывает так, что все решения принимаются исключительно сознательно — гдето помогают обстоятельства, гдето интуиция. Както так получилось, что стали задумываться о внешнем виде зданий. В России тогда еще не оченьто заботились о сбережении энергии за счет конструктивных решений, а весь мир уже вовсю осваивал такие технологии. Я посчитал: если в мире повсеместно экономят ресурсы, то и Россия к этому обязательно придет. Направление показалось интересным, и в 1998 году мы стали заниматься продажей и монтажом фасадов. Завозили финские материалы. После дефолта, когда весь импорт надолго замер, поняли, что если продолжать это направление, то надо заниматься уже не просто продажей и монтажом, но и собственно производством. Забегая чуть вперед, скажу, что мы, получается, на пару лет опередили события.
Что вы имеете в виду?
— В 2000 году вступили в действие новые СНИПы (СНИП — «Строительные нормы и правила». — Ред.). В них в отличие от тех, что действовали раньше, содержались требования по теплосбережению. Волейневолей предприятия, государственные структуры стали обращать внимание на утепление фасадов зданий, в которых они располагались. Наш бизнес, который мы затеяли в 1998 году, за два года уже наработал некоторый опыт, оказавшийся очень кстати и очень ко времени.
В 1998 году вы этого не могли предвидеть. Получается, совершили свой главный прыжок с трамплина. Правда, здесь куда летишь — не видишь, и, как приземлишься — не знаешь. Сознавали, что рискуете?
— Конечно. Сами представьте: кому нужно было после кризиса облицовывать свое здание? Тем более что потенциальные заказчики не сразу стали понимать функциональное значение фасадного утепления, сначала воспринимали это как облицовку просто для красоты. Естественно, в первые годы было сложно, тяжело по деньгам, по продвижению. Многие люди абсолютно не понимали, что это за продукция. И только когда новые строительные требования вступили в силу, процесс пошел. Так возникла новая производственноторговая марка «Краспан», что расшифровывается как «Красноярские панели».
Первый пошел
Какие первые объекты были?
— Ныне это кафе «Центр» на Мира, рядом с технологическим университетом. Наш самый первый объект. До сих пор прекрасно облицован. Плиту мы закупили в Финляндии. Никто тогда не верил в эту технологию!
Сейчас фасадами занимается огромная армия компаний, но мы были одни из первых. В Красноярске — точно первые. Как суждено всем первым, «собрали на себя все шишки», совершили все допустимые ошибки, расчистив тем самым дорогу конкурентам. Ктото до сих пор с благодарностью к нам относится именно потому, что мы этот рынок сами формировали. Причем в Красноярске «Краспан» однозначно повлиял не только на ценовую ситуацию, состав клиентской базы, но и очень сильно — на формирование технологий. Если сегодня попытаться перевести количество вентилируемых фасадов «на душу населения», в Красноярске концентрация получится выше, чем в любом городе России. Пожалуй, даже больше, чем в Москве.
Как вы оцениваете свою долю рынка?
— Ее очень просто было оценить, когда рынок только начал формироваться. Пока были вообще одни в крае — какая доля могла быть?.. В России мы «на заре» занимали точно процентов 50. Особенно если отделить Москву, где тогда уже работали иностранцы и о которой мы имели весьма приблизительное представление в отношении структуры рынка. Но в то время можно было почти буквально по пальцам пересчитать объекты, на которых работали мы и конкуренты. Сейчас, конечно, ситуация изменилась. Визуально, бывая на выставках, где, как правило, представлены все крупнейшие производители и монтажники, опираясь на статистику, сопоставляя, сколько мы производим, сколько в целом страна, мы можем и сегодня сказать: столькото занимаем. Но это цифры достаточно условные. Сейчас мы полагаем, что у нас 20% российского рынка. Это очень много, учитывая, что игроков на нем в настоящее время предостаточно.
В Красноярске проще. Здесь больше половины рынка держим точно. Я думаю, до 70% рынка навесных фасадов наши. Ориентир простой: количество монтажников. В «Краспане» постоянных, штатных, 200 человек. В пиковый сезон мы еще привлекаем подрядчиков. У всех наших конкурентов — в пределах 20 человек штатных, ну а конкурентов серьезных тричетыре компании. Но есть еще нюанс: наши же конкуренты частично применяют материалы, которые мы производим. Тогда выходит, наша доля рынка еще больше.
Вы свое производство разместили в Железногорске. Стремились за льготами?
— Конечно, хотя не только. Когда выбирали площадку для завода, администрация Железногорска предлагала очень благоприятные условия для бизнеса. Действовали на федеральном уровне программы поддержки ядерных городов, были льготные кредиты. В то время мы делали первые шаги, для нас это было очень важно. Сейчас, конечно, те программы свое отработали, но мы уже встали на ноги, и помощь нам не нужна. Ныне мы, как все современные бизнесструктуры, работаем с банками, а тогда приходилось учитывать каждую возможность сэкономить.
И еще эмоциональная составляющая. Мне город понравился очень. В 1999 году, когда я в поисках площадки впервые приехал в Железногорск, мне захотелось работать и разместить производство именно там. Так мы с 2000 года в Железногорске и «живем». За эти годы создали на заводе прекрасный коллектив. Вы же понимаете, создать предприятие мало, нужно еще по крупицам собрать людей, которые будут работать. И сейчас там есть костяк, вокруг которого все «крутится».
Что значит производство для компании?
— «Краспан» работает на всю Россию и на зарубежье. Завод — производственная база. Чтобы вы почувствовали масштабы, скажу: за одни сутки он может произвести разных облицовочных материалов на три девятиэтажных дома. Еще такое соотношение: один наш сотрудник на заводе обеспечивает работу 1520 монтажникам по стране.
Когда мы стали выстраивать компанию в ее нынешнем виде, то есть в основе всего производство, - сразу же столкнулись с такой проблемой: рынок Красноярска, даже рынок Сибири, был достаточно узким, а содержать производство, обеспечивать его заказами невозможно, опираясь на одиндвадесять городов. Решили, что надо создавать дистрибьюторскую сеть, чтобы можно было искать заказчиков сразу во всех регионах. Сначала, конечно, выстроили правильную маркетинговую политику. Нельзя сказать и сегодня, что дистрибьюторская сеть работает идеально, настройка идет постоянно. В некоторых регионах мы работаем самостоятельно, не через дистрибьюторов. Это Краснодарский край, Якутия — районы, где есть деньги, где можно работать в режиме командировок. Но основная ставка все же на дистрибьюторов.
Кроме производства, в нашей структуре строительная компания «Краспанмонтаж». Есть еще компания «Юком», которая помогает «Краспанмонтажу» и дистрибьюторам комплектовать разные сопутствующие материалы, которые мы сами не производим.
И остается первым
— Наша уникальность в том, что мы единственная в России компания, обладающая такой производственной базой. Все наши конкуренты это, в основном, комплектовщики. Компании, которые имеют в первую очередь инжиниринг, а производство распределено в разных регионах. У нас тоже инжиниринговая составляющая очень серьезная. Мы проектируем, мы продвигаем, мы все это делаем — но понимаем, что такое возможно, когда есть материал гарантированного качества. Компании, которые успешно реализуют инжиниринговые решения и специализируются только на этом, как правило, работают с двумя-тремя материалами. У них хватает сил найти хороших подрядчиков, они ввозят материалы из за рубежа, умудряются сделать даже какую то региональную сеть. Но сеть часто рассыпается, потому что региональные их партнеры тоже начинают эти же материалы из за границы ввозить, и бизнес рушится. У нас своя, очень сложная, дорога, и она намного надежнее с точки зрения бизнеса. Хотя и намного сложнее в плане работы.
Есть другие российские компании, тоже производящие собственные материалы. Но такого спектра, как у нас, нет ни у кого. Думаю, поскольку этот путь самый надежный, наверняка найдутся серьезные предприниматели, которые также захотят основательно работать на рынке. Пока их нет.
Собственное многопрофильное производство позволяет и маневрировать увереннее, чем другие. Совсем недавно «Краспан» вывел из ассортиментной линейки собственной продукции материалы, не способные прослужить на фасадах свыше 50 лет. Больше завод не выпускает на рынок материалов, признанных в компании недолговечными. Этот этап развития мы называем «новое измерение». Наряду с выводом из ассортиментной линейки недолговечных материалов он ознаменовался для нас приобретением линии по производству алюминиевых композитных панелей КраспанAl. Это наш самый перспективный продукт, самый серьезный. Мы построили новый цех, закупили очень дорогую и высококачественную линию в Южной Корее, вложились «по полной».
Тем самым вы продолжаете удерживать позицию лидера на рынке?
— Сейчас не стоит вопрос удержания позиции: рынок еще развивается. Удерживать позиции нужно будет, когда он заполнится. Для «Краспана» очень важно, чтобы побольше компаний преодолели хотя бы половину нашего пути. Мы миновали все стадии, у нас помимо позитивного есть и негативный опыт на разных этапах развития. Новые компании пришли и приходят на рынок, сформированный нами. У новоиспеченных игроков негативного опыта нет — нет и репутации. Заказчики часто следуют такой логике: раз негативного опыта нет — значит, фирма идеальна. На самом деле отсутствие такого опыта означает ровно то, что его не было, и больше ничего. Здесь ведь важно еще, что нет опыта преодоления негатива — скорее всего, это и есть самое главное. Мы, как ледокол, рубили лед впереди и, получается, для всех.
Я сейчас смотрю на конкурентов весьма доброжелательно. Когда несколько компаний друг друга «подхлестывают», это очень хорошо для заказчика. У него есть выбор, у нас — необходимость все время что-то придумывать, совершенствовать и развиваться дальше.