«Деловой квартал» запускает новую рубрику «Один на один». Это диалог двух топ-менеджеров или собственников бизнеса, работающих на одном рынке.
Клуб федеральной сети
World Class и красноярский проект
Level Up — гиганты местного фитнес-рынка. Схожие по размерам, ценовой политике и аудитории, они отличаются друг от друга расположением: федеральный игрок находится на Взлетке, а красноярцы обосновались недалеко от исторического центра города.
Владельцы фитнес-клубов в хороших отношениях, а вот управляющие директора Денис Попенко (World Class) и Максим Грязнов (Level Up) прежде были знакомы только заочно. «Деловой квартал» предложил им восполнить этот пробел, а также протестировать возможности заведений-конкурентов и обсудить главные новости и тенденции развития фитнес-индустрии.
Тренировка в World Class
Справка
World Class — первый премиальный фитнес-клуб в Красноярске, открыт в 2013 году.
Площадь клуба — 5 000 кв. метров.
Бассейн 25 метров, 6 дорожек, зона гидромассажа и релакса. Есть отдельный бассейн для детей.
Управляющий фитнес-клубом Level Up Максим Грязнов решил протестировать бассейн World Class. Он признался, что впервые находится в этом фитнес-клубе в качестве посетителя.
Максим сразу находит первое преимущество:
— Раздевалка большая. Мы считаем нашим преимуществом большую раздевалку, но здесь она не меньше. Кабинки тут вместительней наших, войдет даже самая объемная спортивная сумка.
Но Денис признается:
— Я просто совершил маркетинговый ход — завел вас в бизнес-зону. В другой части раздевалки есть и усеченные кабинки, как у вас.
В будний день в 11:30 бассейн World Class далеко не пуст. На каждой из шести 25-метровых дорожек плавает по 2–3 человека.
Максим замечает:
— Здесь высокие потолки, есть ощущение спортивного бассейна. У нас в зоне отдыха возле бассейна люди порой засыпают на несколько часов, а здесь надо именно заниматься. Но шезлонгов тут больше. И еще продуманная вещь — на боковых дорожках выемки под лестницы, чтобы они не мешали плавать. Очень удобно.
Денис интересуется:
— Заметили, что вода теплая? — и, получив утвердительный ответ Максима, продолжает: — Надвигаются холода, и клиенты попросили нас подогревать воду посильней. По нормам для спортивного плавания вода должна быть 24–26 градусов, для обычных бассейнов — 28–29. Мы делаем на грани и даже чуть выше — 29–30 градусов. Хотя у нас занимается триатлонист. Он каждый раз ко мне приходит и просит: «Сделай холоднее!» Отвечаю: «Родной мой, не могу. Ты у меня один такой. А знаешь, сколько у меня бабушек, женщин и детей, которым хочется воду потеплей. Но, с другой стороны, у тебя где следующие соревнования? В Арабских Эмиратах? Привыкай!»
Про конкуренцию и новых игроков
Максим: В 2018 году рядом с нами на полную катушку начал работать фитнес-центр «Баланс». Он открылся раньше, но именно в прошлом году попытался расширить аудиторию, в том числе с помощью снижения цены. У него есть интересная фишка — категория 14+. Отсутствие детей для многих клиентов — это реимущество. Когда они снизили цены, мы почувствовали, что часть наших клиентов туда ушла. А у вас после открытия неподалеку фитнес-клуба Bright Fit был отток?
Денис: Bright Fit — игрок с Урала, с опытом. Но у них нет такой сети, как у остальных федеральных фитнес-брендов, которые работают на всю Россию. С проблемами, но, тем не менее, они открылись. История не самая лучшая, про Red начинаешь вспоминать…
Максим: Согласен. У них была задержка по срокам открытия, а еще произошло преувеличение ожиданий клиентов. На этапе предпродаж люди, возможно, и предпочли купить карту туда, а не в World Class, но сейчас, думаю, никто от вас туда не уйдет. Слишком существенная разница.
Денис: В своем сегменте они забрали аудиторию. Вижу, что маркетологи и отдел продаж там работают нормально, базы обзванивают. Мне звонили, их бот в соцсети мне написал — значит, работа идет.
Максим: В вашем районе может появиться еще один конкурент, ведь площади в жилом комплексе SkySeven выставлены под фитнес-клуб. Ждете?
Денис: Мы на рынке не первый год, розовых очков на нас нет. Здесь история такая ну попробуйте! Я вот почувствовал, когда рядом с нами открылся NRGym. Многие наши клиенты, которым нужна была только тренажерка, туда уходили. Но наше главное преимущество, как и у Level Up, — мы «мокрые». Очень многим клиентам важно наличие в клубе бассейна, и они всегда с нами останутся.
Про емкость рынка и цены
Максим: В Москве считают, что у нас тут еще очень свободно. Хотя, на мой взгляд, уже некоторые районы близки к насыщению. Та же Взлетка. Есть такая цифра: в городах-миллионниках 7 % населения занимается фитнесом. В Красноярске фитнес-площадей уже больше, чем этого активного населения. Есть некий переизбыток предложения, но при этом все работают в разных ценовых сегментах. Для развития многие снижают цены. А у вас средняя цена в прошлом году упала?
Денис: Мы среднюю цену удержали, но это было тяжело, скажу честно. Потому что до этого средний чек у нас снизился. Но хочу отметить, что сама мода на фитнес — она есть. Люди сейчас понимают, что ходить в зал нужно, причем с абсолютно разными целями, а не как в 90-е — ты ходишь в качалку, чтобы накачаться. Само понятие «клуб» предполагает развлекательную составляющую.
Максим: Да, у нас были люди, которые уходили в «Баланс», а потом возвращались. И причина была интересная — там, говорят, тусни нет, а нам хочется общения.
Про тренеров
Денис: Тренеры — это очень важная составляющая успешности фитнес-клуба. Кадровый голод — больная тема. Ведь хороший тренер 5 лет назад и сейчас — это совершенно разные люди. Сейчас он должен быть не только методистом, но и хорошим продажником. Он должен делать много персональных тренировок. Клиент держится зачастую именно за тренера — это сильный крючок.
Максим: Переход тренера из клуба в клуб — это нормальное явление. Но есть ревность, если тренер работает сразу в нескольких фитнес-центрах.
Денис: Таких историй не было!
Максим: Была. Николай Панин — классный йог, суперспециалист. Он работал у нас, а потом решил перейти
в World Class, потому что уже тогда понимал, что через год переедет в Москву и будет там работать в вашей сети. Мы не были готовы с ним расстаться, поэтому по особой договоренности он работал и у вас, и у нас.
Денис: Но это прошло без эксцессов на уровне руководства клубов.
Максим: Предлагать особые условия для тренеров — опасная история, ведь другие сразу скажут: «Мы тоже так хотим». Но мы сообща создали для персонала настолько хорошие условия, что новым игрокам приходится нелегко. Я знаю, что у того же Bright Fit была проблема с набором сотрудников.
Денис: Если у тренера есть от 70 до 90 персональных тренировок в месяц, если условия работы в клубе хорошие, ему нет смысла куда-то уходить. Но очень важно, чтобы тренер продолжал развиваться.
Максим: Крупным федеральным игрокам проще — у вас есть обучение для тренеров, некий внутренний университет. У нас такого нет. Но мы все-таки 1–2 раза в год привозим классного специалиста из Москвы для обучения сотрудников. А насильно никого не заставляем учиться. Кто хочет развиваться, тот сам понимает, каких знаний ему не хватает и как их получить.
Тренировка в Level Up
Справка
Level Up — один из крупнейших фитнес-клубов Красноярска, открыт в 2015 году.
Площадь клуба — 4 200 кв. метров.
В тренажерном зале Level Up установлено оборудование премиум-класса: тренажеры итальянского производителя TechnoGym.
Управляющий World Class Денис Попенко тоже впервые пришел в Level Up как клиент, несмотря на то, что живет недалеко. Он решил протестировать тренажерный зал.
Первое, что бросается в глаза Денису, — разница в оформлении помещений:
— Прикольный дизайн, много дерева в интерьере. Это неожиданно для тренажерного зала. У нас он выполнен в стиле Hi-Tech, а здесь такой экодизайн, уютно.
Максим рассказывает, что с оформлением клуба пришлось повозиться:
— Видите, потолок деревянный, волнообразный. Мы так намучились с ним. Много времени и сил ушло, чтобы состыковать эти волны. Кроме того, дерево — дорогой материал. Обычно вложения в такие фитнес-клубы окупаются около 7 лет. Мы еще не окупили, конечно, только 3 года работаем.
Денис отмечает, что в дневное рабочее время в тренажерном зале Level Up довольно много посетителей:
— Когда ты приходишь в фитнес-клуб и видишь жизнь, «движняк», — значит, все в порядке. Мы все к этому стремимся. И с хозяйственной точки зрения отмечу: все оборудование как новенькое. Если ты на старте покупаешь сразу дорогие тренажеры, они прослужат долго. У вас классное итальянское оборудование, от него даже тактильные ощущения приятные. И за 3 года работы на нем нет ни одной царапины. Это круто, учитывая проходимость вашего фитнес-центра.
Максим рассказывает, что одна беговая дорожка в Level Up стоит около миллиона рублей:
— Но они работают отлично с момента открытия, без поломок. Я ради интереса узнавал: после двух лет эксплуатации на каждой нашей дорожке было «намотано» по 25 тысяч километров.
Денис тут же придумывает рекламный слоган для конкурентов:
— Посетители Level Up сообща обежали половину земного шара!
Про бассейн с морской водой
Денис: Когда у вас появилась эта фишка — бассейн с морской водой, я сразу подумал, что это уход в сторону развлечений. Ведь в соленой воде проще плавать.
Максим: Да, немного, но почувствовать разницу могут только профессиональные пловцы. У морской воды нет никаких ограничений. Но при этом есть ряд неоспоримых преимуществ. Например, уменьшение аллергии, особенно весной.
Денис: В плане обслуживания бассейна что-то усложнилось?
Максим: Мы поменяли нагреватели, ультрафиолет и насосы на те, которые можно использовать в «соленых» бассейнах. Это обошлось нам примерно в 3 млн руб-лей. Плюс мы привезли 7 тонн соли. Но эти затраты уже себя оправдали.
Денис: А как уровень соли держится?
Максим: Рефрактометром мерим. Удивительно, я думал, мы чаще будем соль добавлять…
Денис: Подсаливать!
Максим: Да. А получилось, что примерно раз в месяц добавляем, чтобы держать норму — 17 граммов соли на 1 литр воды.
Денис: А в море сколько соли?
Максим: Вот у нас как в Черном море.
Денис: Вы все правильно сделали с точки зрения маркетинга. О том, что в Level Up бассейн с морской водой, узнали все. Оттока клиентов у нас я не заметил. Но если человек, предположим, живет на Взлетке, а работает в центре и выбирает между нашими фитнес-клубами, возможно, для него это становится определяющим фактором.
Про популяризацию фитнеса
Максим: Постепенно государство внедряет культ здорового образа жизни. Одно время хотели обязать крупные компании оплачивать сотрудникам занятия фитнесом. А сейчас пришли к такому решению — хотят ввести налоговый вычет за расходы на занятия фитнесом. Мне кажется, это не даст большого рывка рынку, но в то же время возврат 13 % от годовой стоимости абонемента можно рассматривать как дополнительную скидку.
Денис: Если систему получения налогового вычета упростят, то может быть интересно. Но человек, который тратит 120 тысяч в год на фитнес, — это состоятельный человек, и ради 15 тысяч он не захочет заморачиваться с налоговой. С другой стороны, это еще один шаг в сторону оздоровления нации.
Максим: В Америке до 30 % населения активно посещает фитнес-центры, а у нас, мы уже обсуждали, только 7 %. Значит, нам есть куда расти.
Про Универсиаду
Максим: У меня есть опасение, что на время Универсиады у нас произойдет отток клиентов.
Денис: Конечно, развлечений в городе будет много. Но у меня тут особая ситуация. У меня под боком разместится семья FISU — полный Hilton, больше 200 человек. И они ко мне будут ходить тренироваться.
Максим: Но мы думаем не только про посещаемость, а про неизбежный спад продаж в первые две недели марта. Ведь обычно март — пиковый месяц в продажах, все начинают готовиться к лету. В этом году ситуация будет особая.
Денис: Согласен, это будет и у нас. Но нагоним. Уже ведь появилась шутка: чтоб у нас тоже все так продавалось, как билеты на Универсиаду! Ведь у них «серваки» ложатся на раз-два, люди за билетами в очередях стоят...
Максим: Да, продажи выровняются уже к концу марта. Тем более после Универсиады, уверен, вырастет интерес к спорту, и на фитнес-индустрии это может отразиться положительно. Долгосрочный эффект.
Денис: Люди захотят быть сопричастными спорту. Это прекрасно.
Про будущее рынка
Максим: А вообще от 2019 года у нас нет больших ожиданий. Надеемся, что он пройдет хотя бы не хуже 2018-го. Крупных новичков, которые смогут что-то резко изменить на рынке, не ожидается. Также не вижу ни одного клуба, который бы сейчас был в зоне риска и мог закрыться в этом году.
Денис: Внутренних историй мы не знаем, но по ощущениям у всех нормально идут дела. Некоторые очень успешно масштабируются, тот же «Колизей». Молодцы ребята, у них своя ниша, своя отработанная тактика. Еще момент: в последнее время маркетинг всех фитнес-клубов ушел в digital, а там все меняется очень быстро — дай Бог нам успевать.
Максим: Интересно, сейчас если в поисковике набрать запрос World Class, то первое рекламное объявление будет про Level Up. И наоборот. Отлавливаем аудиторию друг друга.
Денис: Согласен. Мы уже собрали основную активную аудиторию. И сейчас наша задача — расширение радиуса.
Подготовила Елена Машегова
Фото Сергей Матерухин