Меню

Где деньги, Зин?.. А деньги на Востоке

Олег Дерипаска генеральный директор компании «Русский алюминий» Сегодня Россия и Сибирь теряет, точнее сказать, упускает огромный объем иностранных инвестиций. Денежные потоки с удовольствием идут

Олег Дерипаска генеральный директор компании «Русский алюминий»
Сегодня Россия и Сибирь теряет, точнее сказать, упускает огромный объем иностранных инвестиций. Денежные потоки с удовольствием идут в Монголию, в Африку, в Латинскую Америку, куда приезжают специалисты со всего мира и осваивают месторождения. Посмотрите, какие изменения произошли в Африке за последние 10 лет! Просто обидно, ведь они могли произойти у нас.
На мой взгляд, причина этих упущенных возможностей — отсутствие стратегии, четкого плана действий, в котором бы были увязаны все вопросы — социальные, инфраструктурные, оговорена роль и значение иностранных инвестиций.
Нужна долгосрочная стратегия, и она, конечно, начинается с бизнес-инфраструктуры — аэропортов, связи. Не думаю, что кого-то удивлю, но вот пример из реальной практики. У нас в рамках Красноярского исследовательского центра идет программа по электролизу. Один из крупнейших специалистов в этой области живет в Новой Зеландии. И представьте, человек, чтобы попасть в Красноярск, летит в Лондон с пересадкой в Сингапуре, затем в Москву, только после этого попадает в Красноярск. Для того чтобы здесь с нашими сотрудниками провести трехдневный семинар, он шесть дней тратит на дорогу. Нужно задуматься.
Крупнейший рынок — Сибирь — должен оказаться доступен из любой точки мира. Поэтому бизнес-инфраструктура нужна. Ее развитие откроет и еще ряд возможностей. Это, например, туризм: наши леса, поля и горы, возможность поохотиться, порыбачить.
Транспортная инфраструктура — дороги, порты — то, что есть сейчас, — этого явно не достаточно. Пропускная способность уже имеющихся объектов крайне мала. А что станет, когда будут запущены новые месторождения? Это только добавит дополнительную нагрузку.
Еще один вопрос — как мы используем современные технологии, разработки в Сибири? Не очень-то активно. А на мой взгляд, их применение в Сибири — это возможность решения многих наших проблем, например, значительное сокращение тепло- или энергопотерь. Использовать нужно не только то, что мы сами создадим, а то, что уже создано в Финляндии, в Канаде, в странах со схожими климатическими условиями. Без этого не будет развития.
Сибирь и Дальний Восток — это именно те территории, где есть реальная возможность к 20-му году удвоить, утроить, даже, может быть, увеличить в пять раз объемы производства сырья.
Основное, что мы можем дать Сибири в долгосрочной перспективе, кроме этих темпов роста, — занятость. Не секрет, что за последние 10 лет уже около миллиона человек уехали отсюда. Я считаю, что, если будет долгосрочное планирование, мы можем 5 млн человек сюда вернуть. И они не будут требовать дотации, увеличивать социальную нагрузку на бюджет, они здесь будут заняты работой.
Стратегический вопрос — роль иностранных инвесторов. Я противник любого регулирования, но его отсутствие как сигнал «стоп» для инвесторов. Им не ясны правила игры, а значит, они будут «играть» с другой командой — вкладывать деньги в Африку, Латинскую Америку, не в Россию. Поэтому нужна ясность, что и кому мы разрешаем. Допустим, в Китае понятно, что нужно сделать, чтобы получить определенную долю в предприятии. Точно так же должно быть и у нас. 10% можно получить при наличии проектного финансирования, 25% — при наличии контракта, при внесении своих технологических решений и так далее. Иностранным инвесторам нужна эта ясность. И она также связана с долгосрочной стратегией. И китайцы, и корейцы, и все остальные — они хотят понимать, как у нас работать.
Нужно реализовывать этот уникальный спрос на наше сырье со стороны восточных стран — Китая, Японии, Северной Кореи, Тайваня. Он создает для нас колоссальные возможности. Если мы его сегодня не реализуем, его реализуют другие.
Говорю об этом не с точки зрения того, чтобы продать больше нашего сырья, а с точки зрения того, какую инфраструктуру мы хотим построить и как мы этой инфраструктурой будем пользоваться.
Как говорит наш уважаемый премьер-министр: «Где деньги, Зин?» А деньги сегодня мы можем найти, только развивая взаимоотношения с Востоком. Но это возможно только на основе долгосрочной стратегии, учитывающей все нюансы.
Колонка подготовлена на основе выступления на VIII Красноярском экономическом форуме