Меню

Геннадий Семеняков: "Быть директором - неблагодарное дело".

Геннадий Семеняков отработал строителем полвека. Небольшой завод он превратил в «титана» красноярского строительного рынка - компанию «Культбытстрой». И, несмотря на возраст, остается у руля.

Недаром говорят: у каждого тот возраст, какого он заслуживает. Кто-то уже лет в 30 мечтает только об отдыхе — в домике в деревне или на диване у телевизора. А кому-то и после 70 покой только снится. К последним, несомненно, относится генеральный директор компании «Культбытстрой» Геннадий Семеняков. Энергичный, в модном свежевыглаженном деловом костюме, на лице никаких признаков усталости — в свои 75 он продолжает обгонять на строительном рынке куда более молодых игроков.
В кабинете у него идеальная чистота и порядок, стены в несколько рядов увешаны рамками с различными наградами — глаза разбегаются. «Это только небольшая часть. Все остальное отправил в музей», — скромно поясняет бизнесмен.

От лепщика до главного инженера

Еще в начале разговора Геннадий Семеняков гордо заявил: он — потомственный строитель. Бизнесмен пошел по стопам деда и отца, сейчас тем же путем идут его сын и внук.
Любовь к профессии будущему руководителю «Культбытстроя» привил отец. Он работал по редкой строительной специальности — лепщиком и мозаичником-плиточником, оформлял фасады домов. «Я только закончил школу, 7 классов. Отец мне говорит: «Чтоб ты не слонялся по улицам, не хулиганил с пацанами, пошли ко мне работать». При себе меня держал, показывал, как фигуры из гипса лепить, плитку, — вспоминает г-н Семеняков. — Лепка завораживает. Прежде чем отлить какую-то красивую фигурку, сначала нужно сделать ее матрицу. Сидишь, месишь раствор, потом лепишь… Мне было очень интересно. Так строителем и стал».
Но в строительный институт юноша не поступил. Отец трудился в «Дорстройтресте» (строительная организация железной дороги), поэтому посоветовал сыну идти в железнодорожный техникум. Геннадий вечером ходил на занятия, а днем работал лепщиком у отца. Спустя два года получил профессию электромеханика, продолжал лепить мозаику.  
Дальше был единственный в биографии г-на Семенякова эпизод, когда он находился вне строительной отрасли. «Отец сказал: «Ты всех денег у меня не заработаешь, работай по профессии». И я пошел в депо приемщиком путей сообщения. Контролировал 6-7 своих электровозов. Стало тоскливо. Плюс получал 140 руб. в месяц, а лепщиком я зарабатывал 1 тыс. руб., был богатым парнем. Поэтому через полгода я вернулся в мастерскую», —
рассказывает бизнесмен.
Вскоре он перешел на должность мастера. Первое продвижение по карьерной лестнице произошло из-за болезни. Геннадий работал в бригаде с немцами и как-то на спор взял ступеньку весом 120 кг и пронес ее 100 метров. Спор выиграл, а спину надорвал. Врачи советовали исключить даже небольшие физические нагрузки. «Ведро с гипсом поднять нельзя было. Отец предложил: «Иди-ка ты мастером, на мое место». Я и пошел», —
вспоминает г-н Семеняков.  
Молодой человек быстро стал старшим мастером, затем начальником участка. В 24 года он перешел в трест «Сиборгтехстрой» на должность главного инженера. С этих пор г-н Семеняков работал только на руководящих постах: начальник цеха, начальник отдела, главный инженер, директор стройбазы, управляющий трестом.
«Не хочу быть директором!»
На главную работу своей жизни — «Культбытстрой» — Геннадий Семеняков попал, имея за плечами десятки лет опыта. Привел его туда конфликт, который случился на прежнем месте, в сельском строительном комбинате, где он работал директором. На предприятии произошла авария: на глубине шести метров лопнула труба, вода попала в цементный приемник. Цемент «схватился», и оборудование вышло из строя. Предприятие неделю простояло без работы. Об этом эпизоде Геннадий Аркадьевич вспоминает неохотно: «Собралась целая комиссия, во главе секретарь райкома КПСС. Так всегда при советской власти было, вызывают на ковер, виноват ты, не виноват — не важно, но строгают, как положено. И вот я стою, а меня грубо ругают: «Почему у тебя труба лопнула!» Вы представьте, глубоко под землей труба. Откуда же я знаю, почему она лопнула?! Сорок минут это длилось, я стоял весь мокрый от пота, а меня все строгали и строгали. Я и не выдержал, психанул и ушел».
В «Культбытстрое» Семеняков три месяца работал неофициально. Как он, улыбаясь, поясняет: «прятался». После инцидента с трубой на него подали в суд, но дело из-за непричастности Семенякова закрыли. Тогда его попытались вернуть на комбинат. «Всякое бывает. Вернись!» — говорили мне. Но я ни в какую. А когда в «Культбытстрой» пришел, переживал после случившегося, сказал, что никогда не буду больше директором, неблагодарное это дело. Для меня специально ввели должность замдиректора по производству и комплектации».
Правда, от руководящей функции Геннадий Семеняков отошел ненадолго. Характер не изменишь. Началось все с наведения порядка. На заводе, выпускавшем тогда железобетонные конструкции, Семенякова больше всего удивили грязь и мусор повсюду, территория практически не убиралась. Он ввел по пятницам обязательные санитарные дни для всех работников предприятия. Раз в неделю сотрудники брали мешки и метлы — и за уборку. Многие жаловались на это нововведение, спорили, но вскоре смирились.
С этих «санитарных пятниц» и стартовало преобразование завода в огромное предприятие полного цикла.

Интуиция не подвела

В СССР действовала система плановой экономики и строгого вертикального подчинения. Выпуск продукции четко распределялся между разными заводами города. Иными словами, «Культбытстрой» был лишь одним из звеньев в длинной цепочке. Конечный результат зависел от качества работы других организаций. Геннадия Семенякова, который в 1991 г. стал генеральным директором предприятия, такая ситуация не устраивала: «Мы были частью, а не целым. А такая позиция бесперспективна по большому счету. И я решил все изменить». «Культбытстрой» работал на основе аренды с правом выкупа, и г-н Семеняков вместе с рабочим коллективом выкупил его у государства. «Купили завод с полученной прибыли. Ни у кого не заняли ни рубля. Когда в стране грянула приватизация, предприятие  уже было собственностью 700 учредителей — его работников», — объясняет бизнесмен.
Дальше — больше. Энергичный директор продолжил революционные перемены. Интуиция подсказывала: нужно создавать производство полного цикла, выпускающее все необходимое для возведения домов. Шел 1993 г., когда Семеняков собрал группу заместителей, вместе с которыми занялся воплощением этих планов в жизнь. «Революция произошла, прежде всего, в головах. Это был тот же завод, то же оборудование, но совершенно другой подход. Команда в буквальном смысле работала сутками, разрабатывала технологии, решала все возникающие проблемы. Еще раз убедился — не бывает нерешаемых задач. Тогда в строительной отрасли Красноярска ни одно предприятие не производило весь комплект деталей для строительства жилого дома. Через год мы стали первыми, кто это сделал».
Постепенно наращивали производство, поставляли сборный железобетон в Лесосибирск, Абакан, Норильск, в другие российские города и страны СНГ. Каждый месяц с завода уходило по 120 вагонов.
Достаточно быстро «Культбытстрой» набрал мощность 12 тыс. кв. м комплектов форм в год (нынешний объем производства — «Культбытстроя» составляет 160 тыс. кв. м). По тем меркам это было настоящим прорывом. «Вздохнули с облегчением, а голова уже думала над другим вопросом: почему я должен дом кому-то комплектовать, когда могу сам его построить? Вот тогда был сделан второй решительный шаг — мы создали собственное строительное управление. Стали придерживаться такого принципа: сами производим — сами строим. «Опробовали» свою строительную хватку
сначала на гаражах и подвалах, а потом перешли на жилые дома», — так описывает г-н Семеняков свое, возможно, главное управленческое решение.
Затем была создана и собственная проектная группа, сегодня это уже полноценный институт.

Лого на пиджаке

Хочешь жить — умей вертеться. Это один из ключевых бизнес-принципов Геннадия  Семенякова. Он убежден, что ни разу за все эти годы не ошибся в построении стратегии развития «Культбытстроя». Превращение предприятия из небольшого завода в монстра строительного рынка Красноярска, в принципе, подтверждает этот самоуверенный тезис.  
Бизнесмен не устает выискивать новые конкурентные преимущества для своей компании. Например, «Культбытстрой» первым в городе начал остеклять балконы на своих объектах. Г-н Семеняков увидел где-то за рубежом эффектное остекление балкона, сфотографировал, а вернувшись в Красноярск, дал задание разработать технологию и проект. Через какое-то время компания начала стеклить балконы. Это было новшеством для местного рынка.
Еще одна инициатива г-на Семенякова — размещение эмблемы «Культбытстроя» на фасадах построенных домов. Идея создать собственный логотип пришла в голову Геннадию Аркадьевичу после случая, когда дома «Культбытстроя» спутали со зданиями другого застройщика. Бизнесмен съездил в Москву и узаконил логотип. С тех пор на каждом доме компании — фирменный знак. Это помогает быстрее продавать квартиры в новых объектах, служит дополнительной рекламой. «Я везде этот логотип размещаю. Не только на домах», — подчеркнул г-н Семеняков и проверил, хорошо ли сидит на пиджаке брошка с буквами «КБС».
Хотя глава «Культбытстроя» официально уже 15 лет как пенсионер, отдаляться от дел он не собирается. О том, как решить тот или иной вопрос, думает даже дома и на отдыхе. Бывает, его осеняет посреди ночи, он встает и записывает свою идею.
Как и в молодости, он просыпается в пять утра, в полвосьмого уже у себя в кабинете. Первым делом получает сводку от диспетчера: сколько получили цемента, сколько произвели железобетона, были ли ЧП. В восемь проводит первую планерку — финансовую, в девять вторую — уже со строителями. На объектах г-н Семеняков бывает редко, только в случаях особой важности. По большей части занимается стратегическими вопросами и решением текущих задач. Начальник он, как говорят в коллективе, жесткий, но человечный. Умеет не только собрать команду, но и удержать, его замы в компании по двадцать-тридцать лет.  
Геннадий Семеняков уже четыре раза избирался на пост генерального директора «Культбытстроя». Через полгода в компании очередные выборы. Бизнесмен признается: мысли — а может отойти от дел? — периодически приходят. Но тут же дает понять — отпускать руль управления предприятием он не собирается.

Юлия Спирина, Наталья Повольнова