Итог 2016-го для автобизнеса неутешителен: рынок нащупал дно, но так и не оттолкнулся от него. Продажи продолжают падать, дилеры — отказываются от невостребованных марок и даже сворачивают бизнес.
Итоги
Главный итог 2016-го для автомобильного рынка — это то, что рынок до сих пор существует. Глубина падения покупательского спроса и ограничения по привлечению рабочего капитала настолько серьезны, что вполне реалистичным был сценарий закрытия уже в этом году чуть ли не половины работающих в России официальных дилерских центров. Действующие в стране автосалоны — запущенные под неоправданные амбиции дистрибьюторов или из-за залихватского авантюризма собственников — рассчитаны на объемы порядка 4 млн легковых автомобилей в год. Рыночные реалии же в разы меньше — не более 1,5 млн авто. И Красноярск не исключение, хотя мы смотримся лучше ряда других городов, например, соседнего Новосибирска, где с рынка ушли два крупных автохолдинга. Красноярский автобизнес также не обошелся без потерь, но большинство игроков в текущем году продолжили свою работу.
Перераспределение долей рынка между участниками — один из ключевых трендов 2016-го. Главная задача для бизнеса сегодня — выжить, на ней сосредоточены все основные игроки. Фокус на вдумчивом отношении к планированию, особенно к долгосрочным инвестициям. Но слабость кого-то из конкурентов или конъюнктура рынка иногда дают возможность пусть немного, но нарастить свою долю. Придерживаясь именно такой стратегии наш автохолдинг в этом году прирос вторым дилерским центром Renault.
Дилеры активно развивают реализацию автомобилей с пробегом. В 2016-м этот начавший несколькими годами ранее тренд обозначился максимально четко. Доля авто с пробегом достигает в среднем 30-40% от объема продаж новых машин, в некоторых холдингах эта цифра подбирается к показателю 1 к 1. Для дилеров это возможность удержать свое финансовое состояние на стабильном уровне на фоне падения общей рентабельности бизнеса. Одна из самых востребованных схем при реализации авто с пробегом — trade-in, использование старого автомобиля в счет оплаты нового. Но есть и другие варианты: прямой выкуп авто у владельца или комиссия с продаж, которую получает дилер после реализации машины клиента.
Кризис изменил структуру продаж каждого автобренда. К примеру, в массовом сегменте востребован low-cost — наиболее дешевые автомобили и полноприводные, относительно недорогие кроссоверы. Другие, более дорогостоящие, модели ушли на второй план или совсем не востребованы. Цена машины — определяющий фактор при выборе нового авто. Как следствие в более выгодном положении дилеры, в портфеле которых есть бренды, подпадающие под программу льготного госкредитования.
Планируя 2017 год, мы отказались от привычной практики — негативного и позитивного сценариев, предпочли ей сценарий базовый, реалистичный. Отталкиваемся от того, что продажи останутся на уровне 2016-го, продолжат действовать основные госпрограммы поддержки автобизнеса, доли рынка и дальше будут перераспределяться между участниками. Возможен ли сценарий негативный? Не исключен — в текущей ситуации слишком много неизвестных. И последствия его — не только для автобизнеса, для экономики в целом — могут быть необратимы. Мое мнение: сегодня важно просто настроиться на работу. Пессимистичный сценарий дает некое расслабление: «Это не я виноват, а рынок». Наши намерения именно такие: работать, здраво оценивая рынок и свое место на нем, ежемесячно корректировать планы, использовать возможности для роста. К примеру, рассчитываем увеличить наши доли по маркам Renault и Kia и нарастить объемы реализации автомобилей с пробегом через наши автосалоны.
Подготовила Наталья Повольнова