Меню

«Главная задача сегодня — выжить» — итоги года в автобизнесе

Итог 2016-го для автобизнеса неутешителен: рынок нащупал дно, но так и не оттолкнулся от него. Продажи продолжают падать, дилеры — отказываются от невостребованных марок и даже сворачивают бизнес.

Итоги года в агробизнесе

Генеральный директор ГК «СИАЛАВТО» Сергей Нощик говорит, что грядущий год вряд ли принесет большие перемены. Однако, уверен он, даже на резко «затормозившем» рынке есть возможности для роста.

Итоги

Главный итог 2016-го для автомобильного рынка — это то, что рынок до сих пор существует. Глубина падения покупательского спроса и ограничения по привлечению рабочего капитала настолько серьезны, что вполне реалистичным был сценарий закрытия уже в этом году чуть ли не половины работающих в России официальных дилерских центров. Действующие в стране автосалоны — запущенные под неоправданные амбиции дистрибьюторов или из-за залихватского авантюризма собственников — рассчитаны на объемы порядка 4 млн легковых автомобилей в год. Рыночные реалии же в разы меньше — не более 1,5 млн авто. И Красноярск не исключение, хотя мы смотримся лучше ряда других городов, например, соседнего Новосибирска, где с рынка ушли два крупных автохолдинга. Красноярский автобизнес также не обошелся без потерь, но большинство игроков в текущем году продолжили свою работу.

Перераспределение долей рынка между участниками — один из ключевых трендов 2016-го. Главная задача для бизнеса сегодня — выжить, на ней сосредоточены все основные игроки. Фокус на вдумчивом отношении к планированию, особенно к долгосрочным инвестициям. Но слабость кого-то из конкурентов или конъюнктура рынка иногда дают возможность пусть немного, но нарастить свою долю. Придерживаясь именно такой стратегии наш автохолдинг в этом году прирос вторым дилерским центром Renault.  

Дилеры активно развивают реализацию автомобилей с пробегом. В 2016-м этот начавший несколькими годами ранее тренд обозначился максимально четко. Доля авто с пробегом достигает в среднем 30-40% от объема продаж новых машин, в некоторых холдингах эта цифра подбирается к показателю 1 к 1. Для дилеров это возможность удержать свое финансовое состояние на стабильном уровне на фоне падения общей рентабельности бизнеса. Одна из самых востребованных схем при реализации авто с пробегом — trade-in, использование старого автомобиля в счет оплаты нового. Но есть и другие варианты: прямой выкуп авто у владельца или комиссия с продаж, которую получает дилер после реализации машины клиента.

Кризис изменил структуру продаж каждого автобренда. К примеру, в массовом сегменте востребован low-cost — наиболее дешевые автомобили и полноприводные, относительно недорогие кроссоверы. Другие, более дорогостоящие, модели ушли на второй план или совсем не востребованы. Цена машины — определяющий фактор при выборе нового авто. Как следствие в более выгодном положении дилеры, в портфеле которых есть бренды, подпадающие под программу льготного госкредитования.

Прогнозы

Планируя 2017 год, мы отказались от привычной практики — негативного и позитивного сценариев, предпочли ей сценарий базовый, реалистичный. Отталкиваемся от того, что продажи останутся на уровне 2016-го, продолжат действовать основные госпрограммы поддержки автобизнеса, доли рынка и дальше будут перераспределяться между участниками. Возможен ли сценарий негативный? Не исключен — в текущей ситуации слишком много неизвестных. И последствия его — не только для автобизнеса, для экономики в целом — могут быть необратимы. Мое мнение: сегодня важно просто настроиться на работу. Пессимистичный сценарий дает некое расслабление: «Это не я виноват, а рынок». Наши намерения именно такие: работать, здраво оценивая рынок и свое место на нем, ежемесячно корректировать планы, использовать возможности для роста. К примеру, рассчитываем увеличить наши доли по маркам Renault и Kia и нарастить объемы реализации автомобилей с пробегом через наши автосалоны.

 

Подготовила Наталья Повольнова