Зачем стартапам конкурсы и акселераторы, чем полезно общение с бизнесменами мирового уровня и как «из глубины сибирских руд» выйти на глобальный рынок – рассказывают создатели сервиса Planyway.
3 и 4 марта в Красноярске в четвертый раз за семь лет пройдет конкурс Open Innovations Startup Tour. Победители всех региональных этапов попадают на стартап-конференцию Startup Village в Инновационном центре «Сколково».
Два года назад на Startup Tour в Красноярске победила томская IT-компания Rubius с проектом Planyway. Руководители проекта Сергей Кошевой и Сергей Дорофеев рассказали, как влияет на стартап участие в конкурсах и акселераторах и чем полезно общение с бизнесменами мирового уровня.
— Расскажите, в каком состоянии ваш проект находится сегодня.
— Planyway — это командный виртуальный календарь и team-timeline. Выглядит как Google-календарь, интегрированный в облачный сервис Trello. Задачи можно переносить, переставлять в календаре, переназначать, продлевать и так далее. Сегодня в сервисе зарегистрировано 500 тысяч человек со всего мира, активных пользователей — около 200 тысяч. Продажи составляют около 55 тысяч долларов в месяц. Среди клиентов множество известных компаний, например, в прошлом месяце у нас купили лицензии Apple и IKEA.
— Как вашему проекту помог Startup Tour? На момент конкурса у вас ведь уже были определенные успехи.
— Да, в конце 2017 года мы запустились на международной площадке Product Hunt и заняли первое место в категории «Продукт дня», а потом попали в топ-10 b2b-продуктов года. В 2018 году увидели анонс, что в Красноярске будет Startup Tour, узнали про призовой фонд 300 тысяч рублей, поехали и выиграли.
После этого нас пригласили на конференцию Startup Village в «Сколково», а затем и на конференцию Global Pitch в Сан-Франциско — с возмещением всех расходов. Там мы познакомились с компанией Atlassian — они как раз купили Trello. В итоге мы договорились о совместном продвижении и заодно сделали для их системы управления разработкой Jira специальную версию Planyway.
— Сильно ощущается разница в работе с зарубежными и российскими партнерами?
— Мы сразу работаем на глобальном рынке. Российский рынок для нас составляет лишь несколько процентов и мы с ним работаем на тех же принципах, что и в любой другой стране.
— Как возникла идея проекта?
— До Planyway мы разрабатывали Rubius Project Manager, это программа по управлению проектами для нефтегазовых компаний на основе диаграммы Ганта. Среди заказчиков — «Газпром», «Роснефть», «РУСАЛ» и десятки других компаний. Но сам продукт очень узкий, на международный рынок с ним не выйти. Поэтому мы хотели сделать что-то проще и вместе с тем — масштабнее.
Оказалось, что таймлайн — современный и более удобный способ планирования ресурсов для небольших отделов. Чтобы не писать продукт с нуля и мучительно его раскручивать, мы решили проверить MVP в виде плагина к существующему сервису управления задачами Trello. Добавили туда инструмент планирования задач во времени. После выпуска он сразу начал хорошо расти: за первый месяц мы привлекли около 9000 пользователей без всякой рекламы. Мы поняли, что продукт востребованный и продолжили инвестиции. Сейчас функциональности продукта достаточно, чтобы выйти из Trello и быть полностью самостоятельным сервисом. Бета-версия уже доступна, официальный выпуск будет со дня на день.
Сергей Дорофеев и Сергей Кошевой на Startup Sauna
— Был навык, которого вам особенно не хватало на момент запуска?
— Да нам ничего не хватало. Ни маркетинга на международном рынке, ни опыта общения с англоязычными пользователями. Аналитика продукта, онбординг, энгейджмент, помощь в саппорте — всё это нужно было изучать и поднимать «на лету». Читали и учились сами.
Нам повезло, что в 2017 году мы прошли через финский бизнес-акселератор Startup Sauna. Менторы и коучи учили нас всему — как правильно питчить, как развивать продукт, как строить бизнес-модель, как с инвесторами общаться, как метрики измерять. У каждого по основным направлениям были эксперты, с которыми мы семь недель общались, стараясь всё сразу внедрять в продукт.
— Случился бы такой же активный старт, если бы не Startup Sauna, Startup Tour и Startup Village?
— Старт всё равно бы случился, но не так интенсивно, не так реактивно. Представьте, когда бывший вице-президент Nokia подсаживается к тебе и с высоты своего опыта задает вопросы, даёт советы. В этот момент мозг расширяется максимально быстро. Этот опыт бесценен.
— Что именно говорил, вспомните?
— Он смотрел на продукт как на бизнес, и вопросы были соответствующими: «А как вы миллиард на своём продукте заработаете?». Мы туда приехали с идеей, а у нас про миллиард спрашивают! Но он такими вопросами провоцировал нас думать масштабнее. Сейчас мы доросли до MRR 50 тысяч долларов в месяц. Считается, что при 100 тысячах долларов инвесторы не могут себе позволить пройти мимо. И мы хотим добраться до этой суммы уже с собственной версией продукта и выйти на раунд инвестиций.
— Что вы посоветуете тем, кто готовится сейчас выступать на Startup Tour?
— Главный совет для любого стартапа — мыслите в мировых масштабах. Очень часто стартаперы думают в категориях российского рынка, а потом ломают голову над тем, как им свой российский бизнес масштабировать на зарубежный рынок. Мы делали Planyway сразу международным, даже русский язык ввели только через два года после запуска. Если сфокусироваться только на локальном рынке, потратите много времени зря. Раньше начнете мыслить глобально – раньше придёте к глобальным результатам.
— Почему Rubius по-прежнему остаётся в Сибири, а не перебирается за рубеж?
— Нам и нашим семьям нравится жить в Томске. Тут хорошие университеты и хорошие программисты. За рубеж мы ездим два-три раза в год, и этого пока вполне хватает. Но всё остальное время мы тоже не изолированы от мира: почта и созвоны с клиентами, адвайзерами, инвесторами. Большой пользы от того, чтобы бросать здесь всё и уезжать, мы не видим, у нас и так неплохая динамика. Мы верим, что можем менять мир отсюда, из Сибири. И пока, как нам кажется, у нас это получается.
Анастасия Степанова