Красноярский цирк ожидает глобальное обновление. По сути, от здания останутся только стены. Директор цирка Александр Рыжов рассказал «ДК» о том, что изменится в здании в форме летающей тарелки.
Три года назад руководитель гастрольно-концертной компании «Музыкальный город» стал директором цирка. Прыжок из частной компании в государственную организацию был сложным, к тому же Александр Рыжов совмещает новую работу с бизнесом. По его признанию, цирк поглощает огромное количество сил и времени. А впереди этап повышенной трудности: капитальный ремонт здания с 45-летней историей.
Сверкающий купол и брендбук
— Здание цирка морально устарело. Нам предстоит сделать масштабное, кардинальное обновление. Речь идет о капитальном ремонте и модернизации всего комплекса продолжительностью два года, — рассказывает г-н Рыжов.
На каком этапе находится реконструкция?
— Сделана ПСД (проектно-сметная документация), и сейчас она проходит госэкспертизу. После этого мы объявим тендер на поиск генподрядчика и начнем строительные работы. Времени осталось немного. Обратная точка отсчета — март 2019 года. Цирк — участник культурной программы Универсиады. Мы должны открыться в январе 2019 года и провести тестовые мероприятия.
Успеете?
— Сроки жесткие, но вполне реальные. Есть пример аналогичного ремонта цирка в Нижнем Тагиле. Там был сделан качественный ремонт в те же сроки. Мы действительно подзадержались на стадии формирования ПСД. Но это очень важная стадия работы, от которой зависит прохождение всех последующих.
Какова, по проекту, общая стоимость капитального ремонта?
— В целом 850 млн рублей.
Как изменится красноярский цирк?
— Архитектор цирка Виталий Орехов построил легендарное здание, которое, по замыслу, напоминает летающую тарелку. Со временем цирк потемнел, посерел. Мы вернем зданию изначально задуманное ощущение летящего объекта. Это будет сделано в том числе с помощью света — экрана высокого разрешения, светодиодных трубок с большим вертикальным шагом, других световых приборов. Особенно красиво цирк будет выглядеть в темное время суток. Более того, освещение будет меняться, «иллюстрируя» особенности цирковых программ, праздничные даты, даже времена года.
Еще больше преобразований случится внутри. «Начинка» здания изменится кардинально. Здесь поставлены две ключевые задачи — создать принципиально новые системы вентиляции и отопления.
Система вентиляции будет многоуровневой, позволяющей полностью избавиться от привычного запаха арены. У нас будет пахнуть лишь поп-корном — это классика, запах особого циркового настроения.
Система отопления также станет многоуровневой, что позволит отапливать цирк не целиком, а фрагментами. Когда идет репетиционный период — только арену. Отдельно зрительный зал и фойе. Электричество, водоснабжение, теплоснабжение и вентиляция — все будет заведено на единый пульт управления. В результате мы сможем существенно экономить и оптимизировать расходы на ЖКХ. Несмотря на то, что количество электрооборудования, светильников увеличится, расходы останутся на прежнем уровне за счет энергосберегающих технологий.
Сколько сейчас составляют коммунальные расходы ежемесячно?
— Приблизительно 800-900 тысяч рублей, почти миллион.
В цирке появятся мягкие кресла?
— Обязательно. Прежде всего, все изменения в цирке направлены на комфорт зрителей, артистов и условия содержания животных. Административный комплекс мы поставили на самое последнее место. Внимательно изучали практику других цирков и нашли интересные решения, улучшающие условия содержания животных. Какие-то вещи будут только у нас. Например, бассейн-трансформер для морских зверей. В российских цирках такого нет. Кардинально изменится конюшня.
Мы планируем, что после ремонта начнем устраивать экскурсии за кулисы цирка. Любой желающий сможет увидеть, как содержатся животные, чем их кормят, рассмотреть волшебный реквизит фокусника, зайти в гримерку клоуна… Кстати, гримерки у нас будут, не побоюсь этого слова, шикарными. Далеко не все театральные артисты имеют такие.
Кто выполнил проект, по которому начнется обновление цирка?
— Генподрядчик — «Красноярскгражданпроект». Субподрядчик — компания «АртСтиль». Именно эта компания разрабатывала новый дизайн цирка. Теперь у нас будет собственный фирменный стиль — логотип, брендбук. Все это позволит качественно изменить уровень коммуникаций с аудиторией.
Недостаточно просто обновить стены. Нам необходимо второе дыхание, а для этого нужно обновить сам бренд, сделать его близким, понятным и в то же время манящим, волшебным, ведь цирка без волшебства не бывает.
Цирк закроется на один год?
— Закроется, и я считаю, что это правильно. Принципиально против идеи строить временные конструкции, городить шапито. Пусть зритель немного соскучится по цирку.
Зритель выбирает шоу
В состав Росгосцирка входит 42 цирка. По словам Александра Рыжова, красноярский находится еще далеко не в самом худшем состоянии. Тем не менее, нужно менять не только техническое оснащение, но и подходы к формированию программ, привлечению аудитории и работе со зрителем. Какова сейчас средняя заполняемость на каждом представлении?
— Все зависит от программы, которая приезжает. Если мы показываем яркое, интересное шоу, то все билеты будут проданы. Например, когда к нам приезжал цирк Анатолия Сокола, мне звонили знакомые, спрашивая билет — в кассах все выкупили. Зрителя в этом плане не обманешь.
Ежемесячно проходит 18-20 представлений. Вместимость зала — 1600 мест. Средняя заполняемость — 60%. На интересные программы практически всегда продается 1500 билетов..
Сейчас к нам приехал цирк на воде — оригинальный, интересный жанр. Соответственно билеты продаются хорошо. При этом не могу не отметить, что за последние годы былой интерес к цирковому искусству в Красноярске пошел на спад. Три года назад, когда я пришел в цирк, пришлось многое менять, чтобы вновь вернуть зрителя.
«Недостаточно обновить стены. Нужно обновить бренд»
С чего вы начали?
— С сервиса. Говорят, что театр начинается с вешалки. На самом деле еще раньше, с билетных касс. В январе 2015 года не было ни одного договора между цирком и билетными агентствами. В штатном расписании числился один билетный кассир. Для того чтобы купить билеты в цирк, нужно было приезжать к нам. Никаких других вариантов. В срочном порядке были заключены договоры со всеми билетными организациями. Сейчас более 30 точек по городу продают билеты на наши представления. Запустили официальный сайт с функцией продажи билетов. Сейчас 30% билетов продается через сайт.
Ведется ежедневный мониторинг отзывов по сервису в цирке, и мы стараемся быстро исправлять недочеты. Пока не представляется возможным кардинально изменить весь состав зрительских служб. Но это будет сделано после большого ремонта.
Сегодня уже нельзя просто вешать и подавать одежду в гардеробе, рассаживать зрителей так, как это делалось 40-50 лет назад. Работа со зрителем должна начинаться уже на входе, в фойе. Работники зрительских служб должны быть одновременно аниматорами и создавать особую атмосферу праздника. Именно поэтому я планирую набрать и обучить неприлично молодых людей.
А цирковые программы будут меняться?
— Мы часть Госцирка, и к нам приезжают программы, которые ездят по всей стране, определенный набор. Пригласить условный Cirquedu Soleilя не могу. Вместе с тем создана и реализуется концепция развития циркового дела в России до 2020 года. То, что наш цирк ждет капитальный ремонт, а по сути, модернизация, яркая иллюстрация к тому, что эта концепция работает. В ней две ключевые задачи — техническое и содержательное обновление.
Зрители хотят красивое, яркое шоу. И классический цирк прошлого века, несмотря на все его плюсы и заслуги, все-таки воспринимается как винтаж. Лучшие традиции будут сохраняться. Однако современные программы в большей степени опираются на мировые тренды — акробатика, иллюзион, водная феерия. Уже готова новая программа «Цирк на льду».
Что касается цирковых артистов, то они у нас самые лучшие. В том же Cirquedu Soleil работают циркачи из России и постсоветских республик. Уверен, если у нас изменятся условия труда и оплаты, они вернутся в российские цирки.
Сколько в среднем зарабатывает цирковой артист?
— От 20 до 40 тысяч рублей. Речь идет не об артистах с регалиями. Знаете, я могу сравнить работу цирковых и артистов шоу-бизнеса. В цирке работают настоящие трудяги. Ежедневные многочасовые репетиции, лишь один выходной в неделю, месяцами, годами на гастролях. Они живут, как цыгане. Просто потому что любят цирк и не могут без него.
Может ли цирк существовать как бизнес, вне государственной структуры?
— В успешном городе-миллионнике, думаю, может. В небольших городах — нет. Стоимость новой программы — как минимум 11 млн рублей. Эти деньги надо окупить. А еще есть налоги на имущество, на землю, это существенные суммы. Если бы циркам дали некоторые налоговые преференции, то можно было говорить о какой-то самостоятельности.
Время топовых артистов
Начало работы в цирке совпало для Александра Рыжова с экономическим кризисом, который отразился на концертно-гастрольномрынке. 2015 год стал наиболее тяжелым для шоу-бизнеса в Красноярске. «Музыкальный город» — компания г-на Рыжова — потеряла за год 10 млн рублей.
Как удалось выйти из сложной ситуации?
— Зрительский интерес снизился. Если посмотреть на ситуацию в цифрах, то мы в 2015-16 гг. потеряли 30-40% аудитории. Люди стали экономить, прежде всего, на развлечениях. Только осенью 2016 года снова начался медленный рост. Видимо, люди адаптировались к новым экономическим реалиям и постепенно стали возвращаться к привычному образу жизни. Кризис ведь не только в кошельках, но и головах.
Пришлось перестраивать подходы к бизнесу?
— В 2015 году, когда начался резкий спад интереса аудитории, у нас было заключено восемь контрактов с зарубежными исполнителями. Отказаться было невозможно. В итоге мы потеряли 10 млн рублей. И затем изменили гастрольную политику. В первую очередь сократили количество мероприятий. Если ранее компания проводила 100 концертов, то теперь мы стали делать вдвое меньше. Зритель этого не почувствовал, так как эти артисты все также приезжали в Красноярск. Просто их возили уже другие компании. Произошло перераспределение на рынке.
«Музыкальный город» всегда славился экспериментами, смелыми авантюрами, мы любили привозить в Красноярск новых, еще не раскрученных артистов. Например, мне захотелось привезти Morcheeba, и я это сделал. В последние годы с экспериментами решили повременить и сосредоточились на топовых исполнителях, на тех, кто всегда собирает полные залы.
Два года мы не возили зарубежных музыкантов, но теперь вновь возвращаемся к этой практике. Например, весной в Красноярск приедет The Rasmus. В целом заключили три контракта с зарубежными музыкантами.
Уже удалось вернуться на уровень успешных лет?
— В ситуацию2013 года, когда мы привозили 8-10 международных «звезд», мы еще не вернулись. Но тенденция положительная, кризис мы пережили.
Гонорары артистов тоже снизились?
— Ничего подобного. Артисты не только не снижают гонорарную часть, но и с каждым годом ее повышают. И это понятно. Ведь каждый год записывается новый альбом, делается программа. Все это требует постоянных вложений.
Кто самый дорогой артист или коллектив в вашей практике?
— Группа «Ленинград». Сейчас пришло их время. После песни «Экспонат» группа легко собирает стадионы.
«Цирк закроется всего на год. Принципиально выступаю против идеи городить шапито»
Вы привозите исполнителей, получивших популярность, благодаря телевизору. Нет ощущения, что сегодня приходит время исполнителей, раскрутившихся в интернете?
— Основная часть платежеспособной аудитории — это люди 40+. Но постепенно ландшафт меняется. Уже сегодня огромные площадки собирают звезды, ставшие популярными без телевизора и радиоротаций. Яркий пример — рэп-звезды, тот же Oxxxymiron*. Конечно, мы мониторим ситуацию и реагируем. И к экспериментам постепенно вернемся.
Как удалось руководить компанией, будучи настолько занятым в цирке?
— Удаленно (смеется). На самом деле «Музыкальный город» — это настолько слаженный, профессиональный коллектив, что мое постоянное присутствие не обязательно. На мне остались формирование гастрольной политики, переговоры с артистами, составление концертного календаря.
Ни разу не пожалели о своем решении стать директором цирка?
— Десятки раз пожалел. И было такое, что уже писал заявление об уходе. Я ведь привык работать в бизнесе, где все делается оперативно, решения принимаются быстро и столь же быстро реализуются, если это выгодно. Здесь же чуждая мне система: громоздкая, требующая огромных усилий для того, чтобы совершить совсем небольшой шаг вперед. Порой опускались руки, и казалось, что мне одному это надо. Но, тем не менее, находились и силы, и единомышленники.
Сегодня есть понимание, что цирк будет обновляться и нужно успеть в обозначенные сроки, пробить финансирование на текущий год… В общем, надо работать.
Поставлена амбициозная цель — сделать цирк точкой притяжения для красноярцев. Вокруг здания будет создано общественное пространство. Это будет одно из самых красивых мест для семейного отдыха в Красноярске. Пока все это существует в проектах, в моей голове. Нужно воплотить все планы в реальность.
Беседовала Юлия Чанчикова
* - выполняет функции иностранного агента