Юрий Макаренков директор компании "Мебелькомплект",председатель Красноярской гильдии мебельщиков МИНУС У мебельщиков спад продаж. Кризисные явления стали заметны на нашем рынке с октября 2008 г.
Кризис — это прививка, повышающая иммунитет.
Юрий Макаренков
директор компании "Мебелькомплект",председатель Красноярской гильдии мебельщиков
МИНУС
У мебельщиков спад продаж. Кризисные явления стали заметны на нашем рынке с октября 2008 г. Обычно в осенне-зимние месяцы мебельщики делали продажи на 50% больше весенне-летних, причем пик продаж приходился на ноябрь-декабрь. Вот некоторые цифры по мебельной отрасли
Красноярского края: в целом за 2008 год прирост валового продукта около 15%. Но этот показатель лишь инфляционная составляющая. Еще в сентябре рынок вырос на 24% по сравнению с тем же периодом 2007 г., однако октябрь показал падение на 4%, в ноябре рынок упал уже на 23%, в декабре — на 5%. Причем снизился потребительский интерес к мебели эконом и среднего ценового сегментов. Больнее всего ударило по готовой рознице. Спрос на мебель премиум-класса и индивидуального проектирования остается стабильным.
Перед компаниями встала проблема перекредитовки. Совсем свежий пример: одному из местных производителей корпусной мебели банк снизил в одностороннем порядке стоимость залога ровно в два раза, и как следствие кредитных средств предприятие одномоментно получило в половину меньше.
Партнеры ужесточают условия работы. Производители мебельных комплектующих требуют стопроцентную предоплату, сократили срок товарного кредита с 60 дней до недели. Я же, как оптовик, пока условия работы со своими клиентами оставил практически прежними. Понимаю, что сейчас для меня важна не величина текущей прибыли, а поддержка мебельного производства.
Компании «ужимаются»: кто-то пошел на сокращение персонала, кто-то перешел на 4-дневную рабочую неделю. «Мебелькомплект», как и все сейчас, оптимизирует
бизнес — выстраиваем более четкую систему поставок. Не возим комплектующие впрок, «на склад». Если раньше позволяли себе закупать материалы, которые у нас реализовывались через месяц-два, то сейчас везем комплектующие с расчетом на двухнедельные продажи.
Нет уверенности в завтрашнем дне. Прогнозы на весеннее-летний период абсолютно не оптимистичны. Кризис усугубит наш традиционный весенне-летний спад продаж. Кроме того, мебельная отрасль тесно связана со строительной — насколько активно покупают жилье, настолько же активно покупают и мебель. А строители сейчас переживают не самые лучшие времена. Поэтому есть большая вероятность, что не все мебельщики сохранят свои позиции. Есть примеры ухода c рынка: недавно из Красноярска ушел томский производитель мебели «Грол».
ПЛЮС
Настало время шевелить мозгами. Кризис замечателен тем, что он подарил возможность «собирать камни», то есть произвести глубокую ревизию того, что сделано, и принимать взвешенные решения на перспективу. Таким решением я вижу, например, расширение сервисной составляющей. Мебельщикам нужно заниматься не «чистой» продажей своего товара, а оказывать комплексную услугу — от замера, разработки проекта до установки мебели под ключ. Уверен, кто освоит это, будет иметь лояльного заказчика, который вернется к нему за следующей покупкой. Надеюсь, что после кризиса мы будем иметь значительно подросший с точки зрения качества местный мебельный рынок.
Кризис подталкивает к объединению. Сейчас, чтобы удержаться, надо быть участником какого-то сообщества, надо искать соратников. И придумывать такие схемы, которые были бы выгодны каждому, вошедшему в объединение. Думаю, на мебельном рынке надо создавать картели, в которые бы входили все участники процесса — снабженцы, производственники, продавцы. Сейчас такие объединения на уровне устных договоренностей отдельных руководителей уже есть, задача на ближайшую перспективу — привлечь всех заинтересованных участников, четко прописать правила игры и придать объединению официальный статус.
Мы станем сильнее. Кризис повышает иммунитет. После такой «встряски» изменится взгляд на сложные ситуации. Я уверен, и сейчас сильный и здоровый бизнес найдет способы получения достаточной прибыли для сохранения и развития своего дела. Во всяком случае, кричать «шеф, все пропало» я лично и многие мои коллеги не намерены.