Меню

Игра в приставку: до отключения аналогового ТВ осталась неделя

С 3 июня в России окончательно будет прекращено аналоговое эфирное телевидение. Красноярский край попал в последнюю волну отключений. Но час X все же настал.

Программа цифровизации ТВ в России началась с 2011 года и должна была завершиться еще в 2015 году. Правительство России вложило в ее реализацию миллиарды рублей. Отключение аналогового ТВ переносили уже дважды: сначала до 2017-го, потом до 2018 года. Сроки сдвигали из-за неготовности оборудования к передаче сигнала. «ДК» разбирается, есть ли жизнь телевидения после реформы.
 

За «воротами» мультиплекса

По оценкам игроков рынка, более 80 % жителей Красноярска не почувствуют никакой разницы, так как давно подключены к кабельному телевидению со списком каналов, превышающим пакет предложений цифрового эфирного ТВ. Остальным, до сих пор живущим «с антенной на крыше», придется выбрать для себя новый удобный вариант. Например, чтобы продолжить смотреть федеральные каналы, нужно приобрести приставку. Ее стоимость колеблется от 600 рублей до 3 тысяч. Однако местные каналы через приставку недоступны. 
 
Напуганные «отключениями телевидения» красноярцы ежедневно звонят в редакцию «7 канала». В основном это старшее поколение.
 
Принимаю эти звонки лично. Объясняю пошагово, что нужно делать. Потом люди перезванивают уже из магазинов: «Сынок, объясни продавцу, какую приставку мне покупать, пожалуйста». Объясняю, ну а как иначе? И не только я на связи с нашими зрителями, коллеги из других каналов делают то же самое. Мы в этом заинтересованы», — рассказывает генеральный директор «7 канала» Игорь Астапов.
 
Более того, чтобы максимально эффективно разъяснять зрителям особенности перехода на цифровое вещание, представители трех телеканалов — ТВК, «7 канал», «Прима-ТВ» — заключили «пакт» о запуске единой информационной кампании. Сняли общий ролик, который выходит в эфирах трех телекомпаний. На сайтах разместили пошаговую инструкцию.
 
По словам Сергея Рубцова, генерального директора телеканала «Прима», переход в «цифру» задумывался как инструмент для устранения неравенства: чтобы жители всех территорий, не только крупных городов, тоже могли принимать не 3–4, а 20 каналов в хорошем качестве.
 
В результате переход породил неравенство для региональных телекомпаний. РТС — единственный оператор. В мультиплекс не попал даже краевой телеканал «Енисей». Теперь у гипотетической бабушки коллизия: смотреть 20 федеральных каналов или свой, красноярский. Условия должны быть равными, местные тоже должны иметь возможность вещать в «цифре», — считает Сергей Рубцов.
 
Государство создает монополию с неравными условиями для игроков, препятствуя развитию независимых СМИ. Но оно на всех рынках создает такую ситуацию!», — поддерживает коллегу генеральный директор телеканала ТВК Вадим Востров
 
Действительно, телезрители без кабельного вещания вынуждены голосовать кошельком: для того чтобы смотреть и федеральные, и местные каналы, нужно купить приставку более дорогого ценового сегмента. Причем потратиться придется, прежде всего, пенсионерам и людям со скромным достатком.
 
Красноярские каналы из аналогового вещания пока не уходят: договоры с сетевыми партнерами заключены до конца года, а у некоторых и на несколько лет. 
 
Сейчас в Минкомсвязи такая установка: каналы будут продолжать вещать в аналоге сколько угодно, лишь бы оплачивали аналоговый сигнал», — поясняет Вадим Востров. 
 

Считаем потери 

Несмотря на то, что большинство красноярцев смотрят телевизор в «кабеле», некоторые опасения из-за оттока зрителей и, как следствие, снижения доходов канала от рекламы у местных игроков ТВ есть.
 
Общее телесмотрение, может, и снизилось, но само время просмотра телевизора не уменьшается. Как домашний атрибут телевизор никуда не делся. Аудитория ТВ подросла, а молодежи пришло меньше. Рекламный рынок интернета в последние годы уверенно догоняет и обгоняет телевидение. Однако ТВ не сдает позиции. Роста нет, но не наблюдается и отрицательная динамика», — рассказывает Сергей Рубцов. 
 
Судя по данным Mediascope (это единый медиаизмеритель.— Ред.), существенного падения телесмотрения нет. Однако потреблять телеконтент красноярцы стали иначе. 
 
На рынке ТВ происходит фрагментация. Растет популярность «тематического ТВ» — это узкоспециализированные каналы, такие как «Дискавери», «Охотники и рыболовы», «Живи». Если 15 лет назад общий интерес аудитории к подобным тематическим каналам оценивался на уровне 1 %, то сейчас достигает 10–15 %. Это означает, что аудитория фрагментируется. Есть и еще одна особенность: у местных каналов в Красноярске большая аудитория, а у красноярцев сильна традиция смотреть местные новости», — размышляет Вадим Востров.
 
Обсуждая проблему потери аудитории, эксперты сошлись во мнении, что «минус» будет не очень значительным. 
 
Аудиторию каналы могут потерять частично. Старые телевизоры в основном переехали на дачи, как и старые футболки. Дома у зрителя стоит современный телевизор. Но летом он будет проводить много времени на даче, и если он купит туда дешевую приставку, то будет смотреть только федералов. Вот эту аудиторию мы фрагментарно можем потерять», — говорит Игорь Астапов.
 

Смерть ТВ преувеличена

Тем не менее телеканалы, реагируя на изменения, активно развивают дополнительные формы общения со зрителями.
 
Пока мы не рассматриваем соцсети как отдельные площадки, они объединены брендом ТВК. Но мы видим, что в «Инстаграме» наш сюжет могут посмотреть 15–20 тысяч человек, и это не та аудитория, что смотрит телеканал, это другие люди! Соцсети мы стараемся монетизировать. Но пока телеканал является главным источником рекламных доходов», — отмечает Вадим Востров.
 
Обсуждая проблему потери аудитории, эксперты сошлись во мнении, что «минус» будет не очень значительным. По словам Сергея Рубцова, стагнации рынка телевизионной рекламы пока ждать не стоит.
 
Реклама на ТВ по-прежнему остается самой дешевой и дающей наибольший охват. Особенно она важна компаниям для повышения узнаваемости бренда», — утверждает г-н Рубцов
 
Татьяна Шокарева