Меню

Инвестор клюнул на господдержку

Подавляющая часть всех инвестпроектов в крае по-прежнему приходится на добывающие и обрабатывающие холдинги, предприятия МСБ в качестве инвесторов выступают редко. Несмотря на существенный урон, к

Реализация частного инвестиционного проекта будет успешной, если удастся вписать его в планы краевых и федеральных властей, уверены руководители красноярских компаний.

Подавляющая часть всех инвестпроектов в крае по-прежнему приходится на добывающие и обрабатывающие холдинги, предприятия МСБ в качестве инвесторов выступают редко.
Несмотря на существенный урон, который краевой экономике нанес кризис, регион довольно быстро преодолел негативные последствия финансового коллапса. В конце 2009 г. Красноярский край стал единственным регионом в СФО, добившимся роста инвестиций по сравнению с 2008 г., а в 2010 г. край занял десятое место по объемам привлеченных средств среди всех субъектов Федерации. Тем не менее региональные власти гордиться не спешат, полагая, что над инвестиционным климатом еще работать и работать. Специально для этих целей в августе текущего года по поручению Губернатора края Льва Кузнецова было создано министерство инвестиций и инноваций. Новое ведомство только начало свою работу, но уже подсчитало, что в 2011 году объем привлеченных инвестиций вырастет на 8% по сравнению с прошлым годом.

Одних ресурсов — мало
Инвестиционный портфель края содержит более сотни разнообразных проектов, их общая емкость — около 3 трлн рублей. О приоритетных позициях этого списка власти рассказали еще в начале года на Красноярском экономическом форуме. В первую очередь, это проект комплексного развития Нижнего Приангарья, куда входит целый ряд сложных разноотраслевых задач — строительство Богучанской ГЭС, Богучанского алюминиевого завода, создание лесопромышленного комплекса, строительство железнодорожной линии, моста через Ангару, освоение Юрубчено-Тохомской зоны месторождений и др. Примерно пятую часть расходов в этом проекте берет на себя государство — более 120 млрд руб. Остальные средства (свыше 450 млрд руб.) — вложения добывающих, промышленных и энергетических холдингов (НК «Роснефть», ОК «Русский Алюминий», «РусГидро», «НГК Славнефть» и др.). Значимость этого проекта для развития края трудно переоценить.
Как пояснил «ДК» министр инвестиций и инноваций края АНДРЕЙ ВОЛЬФ, чтобы привлечь в регион денежные средства в столь крупных объемах, мало просто иметь территорию с богатыми природными ресурсами. «Финансово-промышленные группы, прежде чем начать работать в территории, предварительно все очень серьезно изучают и оценивают: экономический рейтинг, систему господдержки, наличие кадровых и прочих ресурсов, — прокомментировал г-н Вольф. — Важно, чтобы инвестор понимал: приходя в край, начиная какой-то проект, он получит адекватную реакцию от краевых властей в виде организационной, административной и финансовой помощи».
В случае с проектом комплексного развития Нижнего Приангарья власти действительно продемонстрировали свою заинтересованность в инвесторах: помимо софинансирования, обещали сократить срок прохождения необходимых документов, оформления экспертиз и хода согласований. Для некоторых инвесторов позиция краевых властей послужила стимулом к действиям. Так, в феврале 2011 г. холдинг «Группа Магнезит» вышел на краевых чиновников с проектом строительства крупнейшего на территории СНГ современного промышленного комплекса по переработке магнезита. Власть проект одобрила, с инвестором подписано соглашение о сотрудничестве. Полностью завершить проект инвестор планирует до 2015 г. Когда комплекс будет построен, численность занятых в Мотыгинском районе удвоится, а предприятие «Группы Магнезит» станет одним из крупнейших потребителей электроэнергии Богучанской ГЭС. Еще один пример — проект компании «Интергео» по освоению минерально-сырьевых ресурсов Кингашского рудного узла. Край пообещал инвестору профинансировать строительство дорог, линий электропередач и подстанции. Сейчас компания ведет геологоразведочные работы на юго-западе региона.
Народ против
Несмотря на заинтересованность руководителей региона привлечь как можно больше новых инвесторов и поддержать уже пришедших, не каждый инвестпроект, одобренный властью, в итоге осуществляется. Недавно разгоревшийся в Красноярске скандал вокруг строительства завода ферросплавов поставил под вопрос реализацию фактически готового к запуску проекта.
Компания «Чек-Су.ВК», осваивающая Усинское месторождение марганцевых руд (Кемеровская область), вышла на краевую власть с предложением строительства нового металлургического предприятия на 2,5 тыс. рабочих мест еще в феврале 2008 г. Налоговые поступления в региональный бюджет в связи с запуском нового предприятия должны были составить около 860 млн руб. Александру Хлопонину, который был тогда губернатором, проект понравился, он подписал с инвестором соглашение о сотрудничестве и обещал всяческую поддержку. Было решено строить завод на простаивающих площадях «Крастяжмаша». Компания «Чек-Су.ВК» выкупила отведенные промышленные площади и приступила к созданию проектной документации. Осенью текущего года инвестор, уже потративший более 1 млрд руб., ждал последнего документа от властей Емельяновского района — разрешения на строительство. Но в октябре против завода ферросплавов выступила красноярская общественность. Власти не стали спорить с народом перед выборами — решение вопроса о строительстве завода отложено до февраля. Если краевая власть не решит эту проблему, это нанесет огромный урон инвестиционному имиджу региона. «Мы прошли все экспертизы, в том числе и экологические, получили положительные заключения. Мы готовы к конструктивному разговору с властями. Кто вернет нам уже вложенные в завод деньги?» — отметил в разговоре с «ДК» директор «Енисейского ферросплавного завода» АЛЕКСАНДР ЗИЛЬБЕРМАН. Это было его последнее интервью в качестве руководителя предприятия. Через два дня компания «Чек-Су.ВК» распространила пресс-релиз об отстранении г-на Зильбермана от должности (подробности — на стр. 4).
«Малоэтажка» в фаворе
Инвестиционные проекты в сфере строительства властям региона тоже интересны. Но не все. В приоритете — малоэтажная застройка. Так, поселку «Новалэнд» (запланировано строительство 620 коттеджей и таунхаусов) местные власти не только выделили средства, но и помогли получить федеральные инвестиции на строительство дорог и инженерных сетей. Общий объем поддержки составил около 1,5 млрд руб. Столь удачное сотрудничество бизнеса и власти подтолкнуло в сферу «малоэтажки» и других инвесторов. В течение нескольких лет в пригороде Красноярска начали возводить коттеджные поселки «Шамони», «Кузнецово-Заповедный», «Видный». А власти объявили о помощи в строительстве малоэтажных поселков и в районах края — в окрестностях Железногорска, Сосновоборска, а также в Северо-Енисейском, Ермаковском и других районах. На дороги и сетевую инфраструктуру этих проектов было выделено около 577 млн руб.
Но не всем инвесторам так повезло. Например, в ожидании поддержки в деньгах, а не на словах замер проект создания многофункционального комплекса с парково-рекреационной зоной на острове Молокова — «Енисей Парк Сити» (предполагается строительство гостиниц, спортивных сооружений, деловых центров, спортивных и развлекательных сооружений).
Как пояснила «ДК» генеральный директор «Красноярск Сити Девелопмент» (входит в структуру компании GVASawyer) ЛАРИСА ЛОГИНОВА, у компании есть вся необходимая документация для осуществления проектно-изыскательских работ. Разработаны бизнес-план, архитектурная концепция и эскизный проект. «Енисей Парк Сити» был одобрен на Инвестиционном совете администрации Красноярска, положительно отмечен в корпорации «Красноярск 2020», но какой-то существенной помощи не получил. А она нужна. Остров Молокова — весьма сложная площадка, там отсутствуют сети, качественные дороги, для строительства необходимы серьезные долгосрочные инвестиции (срок освоения площадки 10-12 лет). А так как большинство инвесторов сейчас предпочитают не вкладывать средства в долгострои, особенно в отдаленных регионах, работы ведутся не так быстро, как предполагалось ранее. Тем не менее инвестор уверен, что комплекс будет построен. «В будущем предполагается привлечение в проект долевых и кредитных средств, в том числе и от иностранных инвесторов», — уточнила г-жа Логинова.
Инновации за счет бюджета
Вопреки тому, что власти всех уровней любят рассуждать о связке «инвестиции-инновации», инновационные технологии в крае пока развиваются в основном за счет бюджетных средств. Одна из ключевых задач краевого правительства — создание инфраструктуры для поддержки инновационных производств. Так, только на строительство Красноярского технопарка (площадка строится для размещения офисов, лабораторий и производств резидентов краевого бизнес-инкубатора) из федерального и регионального бюджетов выделено 2,5 млрд руб. Иначе, уверяют чиновники, сферу высоких технологий не развить и новые инновационные рынки не создать.
Еще один пример зарождающейся активности на поле инноваций — в этом году началась работа по модернизации завода полупроводникового кремния в Железногорске. Сейчас проект находится на завершающей стадии инвестиционной экспертизы в ГК «Внешэкономбанк».
Также краевые чиновники подписали соглашение о взаимодействии с «Майкрософт Рус». В рамках достигнутых договоренностей планируется внедрение современных информационных технологий в области здравоохранения, например, реализация проекта электронной регистратуры, создание единого защищенного банка данных граждан и т.д.
По оценке экспертов, в ближайшие годы именно в инновационном секторе может сложиться благоприятная среда для инвесторов, представляющих малый и средний бизнес. А власть заверяет, что сделает для этого все необходимое — будет совершенствовать нормативную базу и формировать инфраструктуру.

983 млн руб.оценка ВРП Красноярского края в 2010 г.

2,3 $ трлн валовая потенциальная емкость запасов полезных ископаемых на территории края

266 млрд руб. объем инвестиций в развитие края в 2011 г.