Меню

Итоги года. Авто: на средних скоростях

Рынок продаж новых автомобилей демонстрировал умеренный, но уверенный рост. Покупательскую активность подстегивают отложенный спрос, льготные программы автокредитования, предстоящее повышение НДС.

В январе — ноябре 2018 года в России было продано 1 625,4 тыс. шт. новых легковых автомобилей. Это на 14 % больше, чем за аналогичный период прошлого года, — такие данные приводит Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Тройка лидеров неизменна: «Лада», KIA и Hyundai. Эксперты уверены: увеличение НДС с января будущего года — дополнительный стимул к росту продаж до конца 2018-го. Прогнозы АЕБ: 1,8 млн штук и 13 % — рост по сравнению с прошлым годом.

Отложенный спрос возвращается в масс-сегмент

Лилия Фронкина, заместитель генерального директора официального дилера «Мерседес-Бенц» ОРИОН в Красноярске

Итоги 2018

Стабильность — главный тренд для автомобильного рынка в течение последних трех лет. Рынок, как это было раньше, не растет стремительными темпами — ожидаемая динамика по итогам 2018-го порядка 12 %, но и значительно не проседает. Автобизнес крайне чувствителен к общей экономической ситуации. После повышения курсов валют в мае текущего года характерная для первого полугодия высокая динамика заметно замедлилась.

Отложенный спрос возвращается в масс-сегмент быстрее, чем в премиальный. Динамика продаж в премиуме меньше общерыночной — около 6 %. Причина не в отсутствии средств, а в новой модели поведения состоятельного клиента. Если раньше срок замены автомобиля в премиум-сегменте варьировался от двух до трех лет, то сегодня это порядка пяти лет.

Традиционные подходы к покупке автомобиля остались в прошлом — клиент делает выбор онлайн. Прямых контактов с покупателем, во время которых менеджер салона может повлиять на выбор и принятие решения, становится все меньше. Готовясь к покупке, клиент опирается на информацию из поисковых систем, соцсетей, различные конфигураторы и онлайн-витрины — в салон он приходит с готовым пониманием, что именно ему нужно. Это кардинально меняет маркетинговые стратегии дилеров — основные инвестиции сегодня в интернет-маркетинг. Видим в этом только плюсы: поведение и потребности клиента можно измерить, а значит, наилучшим образом ответить на его запросы.

Прогнозы 2019

Прогнозы на будущий год оптимистичные. При условии экономической стабильности рост будет даже интенсивнее, чем в текущем году, — около 20 %. Свою роль сыграет как отложенный спрос, так и потенциал рынка в целом. Ожидаем хороших показателей по своему бренду: «Мерседес-Бенц» анонсировал серьезное обновление — порядка 50 % моделей выходит в новой вариации, а также выпуск совершенно новых модели. Тренд на электрокары получит свое развитие не раньше 2020 года. Автопроизводители уже давно готовы его поддержать, однако процесс тормозит отсутствие развитой инфраструктура — задача, которую невозможно решить без участия государства.

«Электромобили — ключевой тренд развития авторынка»

Ринат Тухватулин, генеральный директор «Ауди центр Красноярск» (официальный дилер Audi) и ЛРЦ «Форпост» (официальный дилер Jaguar Land Rover)

Итоги 2018

Главный итог года для автобизнеса — неоднозначность. С одной стороны, очевиден рост — 2018-й прошел в позитивном настрое, динамика порядка 13 % к прошлому году. Однако, подводя итоги, справедливо говорить не только о рынке и отдельных сегментах, но и оценивать ситуацию в разрезе брендов. Одни бренды активно развиваются — обновляют модельную линейку, предлагают ценовые преференции, другие этого не делают. И то и другое напрямую сказывается на объемах продаж.

Премиум-сегмент традиционно отличается меньшей волатильностью. В кризисные времена премиум падает гораздо медленнее рынка, но и восстанавливается существенно дольше. Продажи премиальных авто еще не вернулись к показателям 2014 года — и в ближайшие годы это вряд ли произойдет.

Электромобили — ключевой тренд развития авторынка. В скором времени наша компания приведет в Красноярск Jaguar I-Pace — первый серийный автомобиль премиального сегмента. Будет ли он востребован в Сибири? Таких опасений у нас нет. Да, Красноярск удален от центральной части России и Европы, где этот тренд давно актуален, но электрокары — это главный вектор авторынка. Хотим одними из первых встать на эту волну, поэтому не только привозим в город электромобиль, но и оборудуем свои салоны зарядными станциями.

Прогнозы 2019

Сохранится тенденция роста рынка — для этого есть объективные предпосылки. По своим брендам ожидаем динамику от 10 до 20 %. Дилеры продолжат работать над эффективностью — в противном случае будут вынуждены уйти с рынка, такие примеры мы наблюдали не раз. Важным направлением работы останется реализация автомобилей с пробегом и развитие отделов финансовых услуг в рамках дилерских центров.

 

Ключевые события года:

Апрель’2018

Один из крупнейших автохолдингов Красноярска, ГК «Крепость», лишился дилерства своих флагманских брендов, Toyota и Lexus. Инициатором прекращения действий дилерских договоров выступила компания «Тойота Мотор» — импортер Toyota и Lexus на территории России и Республики Беларусь. В течение года отношения с ГК «Крепость» расторгли и другие автопроизводители. В их числе Bentley, Porsche, KIA, Mazda и проч. В декабре уголовное дело по факту злоупотребления полномочиями в отношении руководителя ПКФ «Крепость» Александра Кангуна было переквалифицировано на статью «Мошенничество».

Август’2018

Правительство РФ продлило программы льготного автокредитования до 2020 года. В 2018 году машину российской сборки по программе «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» можно было купить в кредит с господдержкой и получить субсидию от 10 до 25 % от стоимости авто.

Октябрь’2018

Новые уполномоченные партнеры брендов Toyota и Lexus в Красноярске — «Медведь БизнесАвто» и «Медведь Премиум» (входят в группу компаний «Медведь Холдинг») — открыли в Красноярске новый автосалон. Дилерский центр был запущен в сжатые сроки: этому способствовало наличие уже готового здания на улице Караульной, 37. Весной 2019 года на территории ДЦ начнется строительство нового официального дилерского центра Lexus, затем планируется реконструкция существующего здания — приведение его в соответствие с корпоративными стандартами бренда Toyota.

 

Подготовила Наталья Повольнова