Меню

Итоги года. Ритейл: экономия и консолидация

Рынок розничной торговли стремительно меняется. Одни игроки уходят, другие — консолидируются и развивают новые форматы. Покупатель все чаще предпочитает онлайн-шопинг.

За год объем рынка розничной торговли Красноярского края и Хакасии вырос всего на 1 %. Такие данные приводит Красноярскстат. Причина стагнации — низкая покупательская способность. На пике то, что позволяет экономить, — дискаунтеры и промопредложения. Один из главных трендов продуктового ритейла и цифровой розницы — рост конкуренции и консолидация рынка.

«Охота за скидками» — норма потребления»

Вадим Журов, коммерческий директор сети гастрономов «Красный Яр» и дискаунтеров «Батон»

Итоги 2018

Главный итог 2018 года для продритейла — падение доходов населения и, как следствие, дальнейшая стагнация рынка. Динамика роста продаж большинства сетей — нулевая, либо около нуля. Рациональная экономия — это новая норма: покупатели переключаются на более дешевые товары. На пике дискаунтеры — форматы, позволяющие меньше тратить и при этом не ограничивать себя в перечне покупок. Покупательский интерес к формату «гипермаркет», напротив, падает. На смену «закупкам» пришли запланированные покупки — и только того, что действительно необходимо.

Тренд на консолидацию бизнеса усилился. В 2018-м красноярский рынок существенно изменился: ушли два региональных игрока — «Роса» и «БигСи», федеральная сеть «Магнит» развилась до более чем 30 точек. Федеральные игроки пытаются навязать свои правила игры, перебивая и завышая арендные ставки, используя другие способы конкурентной борьбы. Что будет дальше? Уверен, что останется одна региональная сеть, которая в своей работе ставит, в первую очередь, на привлечение и удержание покупателей.

Продажи товаров по промоцене по-прежнему растут. Раньше покупатель мог позволить себе хороший кофе, вино, стиральный порошок по любой цене, сегодня он ищет промопозиции, выбирает магазины, где нужный товар продается по акции, легко меняет магазины. «Охота за скидками» — оптимальная стратегия в условиях, когда покупательская способность упала, а стремление сохранить прежний уровень жизни осталось.

Прогнозы 2019

Пессимистичный сценарий на год — ужесточение санкций со стороны Запада, что приведет к падению стоимости нефти и, следовательно, падению бюджетных показателей. Усиление налоговой нагрузки отрицательно скажется на малом и среднем бизнесе, вырастут тарифы и стоимость услуг, а значит, сократится количество людей, занятых в реальном секторе экономики.

Оптимистичный сценарий развития рынка, на мой взгляд, маловероятен и пока туманен. «Красный Яр» и «Батон» продолжат свой дальнейший рост. Будем работать в русле принятой четыре года назад стратегии, точечно корректируя ее; продолжим привлекать все больше и больше покупателей. В планах — провести реконструкцию магазинов, фокусироваться на улучшении ассортимента и сервиса.

«Доля e-commerce достигла 20 %»

Сергей Шляхтич, директор филиала «Сибирь» объединенной компании Связной|Евросеть

Итоги 2018

Главный итог 2018 года для цифрового ритейла — сильная рыночная конкуренция, повлекшая за собой естественные процессы укрупнения ключевых игроков. Конкурируют не отдельно взятые компании, а сегменты — гипермаркеты, магазины компьютерной техники, операторская розница, маркетплейс и т. д. К покупке клиент подходит разборчиво и вдумчиво, сравнивая именно сегменты и выбирая из них наиболее подходящий.

Роль интернета в жизни в целом, и в ритейле, в частности, возрастает. В течение 2018 года доля e-commerce в общей структуре продаж «Связного» в Сибири достигла 20 %. Классические каналы рекламы, вроде ТВ или радио, уступают первенство YouTube и социальным сетям. И, главное, приобретая тот или иной товар, потребитель уже знает о своей покупке все — он прочитал о нем в интернете, посмотрел видеообзоры российских и зарубежных техноблогеров.   

Прогнозы 2019

Онлайн-канал продаж продолжит развитие и в 2019 году, но в тесной связи с офлайном. Еще несколько лет назад звучало мнение, что офлайн без онлайна существовать не будет. Сегодня очевидно и обратное — развитие онлайн-канала крайне затруднительно без контакта с потребителем в офлайне. Крупные ритейлеры продолжат внедрять технологии в бизнес-процессы и работать с большим объемом данных на высокой скорости. Сегментировать клиентов — этого уже недостаточно: нужно персонифицировать предложения под каждого человека, стирая границы между каналами коммуникации. Тот, кто сделает это быстрее остальных, окажется самым успешным игроком на конкурентном рынке. 

 

Ключевые события года

Март’2018

Анжела Рябова, в разное время развивавшая различные проекты на рынке цифрового ритейла, заняла должность генерального директора сети гастрономов «Красный Яр» и дискаунтеров «Батон». На этом посту она сменила Татьяну Павловскую, которая руководила компанией с 1998 года.

Сентябрь’2018

Со второй половины года сеть супермаркетов Rosa начала сокращать свое присутствие в городе. По факту невыплаты зарплаты в сети проводилась прокурорская проверка. Представители сети информацию о закрытии магазинов никак не комментировали. Согласно данным официального сайта Rosa, на декабрь 2018 года в Красноярске работает 4 магазина сети, еще в октябре 2018 года на сайте были указаны адреса 14 магазинов.

Октябрь’2018

ГК «Командор» запустила новый формат мини-маркетов — «Два шага». Площадь магазинов — от 50 до 200 кв. метров, ассортимент — более 4 тыс. позиций, в том числе готовая еда. В планах компании открыть в 2019 году более 10 точек нового формата.

Ноябрь’2018

Сеть «Мясничий» открыла два магазина в Иркутске — торговые точки работают в формате «шоп-ин-шоп». В планах компании зайти в Ангарск до конца 2018 года. На декабрь текущего года сеть «Мясничий» насчитывается 27 магазинов в Сибири.

 

Наталья Повольнова