Сегодня «Росработа» — интернет-проект с красноярскими корнями представлен в более чем 70 городах страны. В некоторых из них он дает фору крупнейшим федеральным конкурентам.
История «Росработы» — готовый сценарий для фильма о стартапах 2000-х. Трое институтских друзей решили создать сайт с вакансиями — без особой цели, скорее ради процесса. Проект «выстрелил», и в короткие сроки увлечение переросло в полноценный бизнес. Максим Постников, один из соучредителей «Росработы», говорит, этот проект ярко иллюстрирует один из главных законов бизнеса в интернете — предложение здесь рождает спрос. Сейчас он с партнерами пытается понять, что будет востребовано завтра, и внедрить это уже сегодня.
— Первую версию проекта — сайт krasjob.ru мы запустили в 2003 году, во время учебы в институте. К тому времени у нас уже был опыт создания сайтов, а вот опыта в бизнесе не было никакого. Горизонт планирования тогда составлял месяц-полтора. Мы не думали, что строим компанию или бизнес, а просто делали — потому что были энергия и желание что-то создать. Работали дома — первые вакансии собственноручно перепечатывали из газет. Спустя несколько месяцев проект начал набирать популярность — появились рекламодатели, а газеты сами стали присылать нам информацию в электронном виде. К моменту окончания вуза, летом 2004 года, было четкое понимание — krasjob.ru больше не увлечение, а работающий бизнес.
К концу 2004-го krasjob.ru стал сайтом номер один о работе в Красноярске. И мы логично задумались о следующем шаге —
выходе в другие города. Так спустя полгода и появилась rosrabota.ru. Мы просто повесили на главной странице krasjob.ru
объявление, что ресурс переехал на «Росработу». Всю следующую неделю нам звонили клиенты и спрашивали, как это мы продались какой-то большой общероссийской «Росработе». Приходилось успокаивать: объясняли, что никому не продались, что теперь мы и есть эта «большая общероссийская компания».
Расти в других городах оказалось не так просто, как на старте krasjob`а. В 2003 году рынок был свободен. Точнее, рынка даже не было — он только начинал формироваться. К 2005-му в каждом крупном городе страны был локальный «krasjob», с которым было трудно конкурировать. Да, мы не стали главным российским порталом для поиска работы. Но прочно заняли нишу регионального сайта — «Росработа» по-прежнему номер один в Красноярске, занимает лидирующую позицию в Иркутске и с хорошей динамикой растет во многих других городах. Годовой оборот компании превышает миллион долларов. Возможно, в абсолютных цифрах это не много, но в сравнении с показателями 10-летней давности — они были ровно в 10 раз меньше, это далеко не плохой результат.
В интернет-бизнесе математика зачастую важнее, чем отзывы конкретного пользователя. Оценивая результативность изменений или нововведений, мы, в первую очередь, смотрим на цифры. К примеру, если количество новых резюме и вакансий растет — значит, все сделано правильно. Запуская что-то новое, всегда прогнозируем, как должны измениться те или иные показатели проекта. Во время любых изменений обязательно найдется ретроград, который напишет нам, что все сделано не так, что нужно «срочно вернуть, как было». Но если статистика говорит другое, значит, 99% пользователей хорошо восприняли нововведения.
Если занимаешься IT-бизнесом, ты не имеешь права недоинвестировать в технологии. Всегда нужно быть на пике прогресса и работать, работать, работать над улучшениями. Через несколько месяцев после старта «Росработы» посещаемость ресурса выросла в восемь раз — сервер перестал справляться с нагрузкой. Пришлось переписывать основные разделы, буквально каждый день мы что-то улучшали. Так продолжается и по сей день. И еще одно важное правило интернета — нельзя терять темп. Нужно постоянно учиться, быть в курсе всех новых трендов, видеть будущее, которое для других бизнесов наступит через несколько лет. Фактически ты сам должен формировать это будущее.