Меню

К автодилерам вернулись очереди.

  В уходящем году продавцы иномарок вздохнули с облегчением — рынок пошел в гору. После резкого прошлогоднего спада более чем на 60% в этом году продажи росли, причем темпами, на которые не расс

 

В уходящем году продавцы иномарок вздохнули с облегчением — рынок пошел в гору. После резкого прошлогоднего спада более чем на 60% в этом году продажи росли, причем темпами, на которые не рассчитывали даже в самых смелых прогнозах. В итоге в автосалонах появились очереди.

По оптимистичным ожиданиям красноярских автодилеров, динамика роста в 2010 г. должна была составить 15-20%. По факту, по данным Автостата, за 9 месяцев текущего года рост продаж у официальных дилеров иномарок в нашем регионе — около 40%. Дилеры продали на текущий момент, по оценкам «ДК», более 11 тысяч автомобилей.

Портфель брендов пополнился

Рынок оттаял, и это заметно по многим показателям. Прежде всего, по красноярскому портфелю брендов, который в этом году серьезно пополнился. В регионе после долгих лет ожидания наконец появился дилер люксовой автомобильной марки Porsche. Летом дистрибьютор Porsche в России подписал протокол о намерениях с «Престиж Авто» на представление марки в Красноярске. Бренд доверили компании, учредителем и генеральным директором которой является АЛЕКСАНДР ПАНЧЕНКО, представляющий на местном рынке марку Suzuki, а также спортивные магазины «Супербайк» и «Ермак-спорт». Как известно, на эту марку в разное время претендовали многие местные автодилерские компании — ГК «Крепость», ГК «Медведь Холдинг», «Хонда Центр», однако дистрибьютор выбрал молодого и очень амбициозного игрока.  Осенью «Престиж Авто» начал продажи марки во временном шоу-руме на правом берегу. По словам PR-менеджера «Порше Руссланд» ОКСАНЫ ХАРТАНЮК, в дальнейшем «Престиж Авто» будет строить полноценный дилерский центр Porsche, который должен открыться в 2013 г. В год, по данным импортера, планируется
продавать 25-30 автомобилей марки Porsche в Красноярске. В июле компания «Крепость-Сириус», входящая в ГК «Крепость», получила статус официального дилера марки Lexus. До этого на протяжении четырех лет она представляла марку в качестве генерального партнера. Дилерское соглашение было подписано на открытии автоцентра этой марки. Документ генеральному директору компании ЕЛЕНЕ ЛАСКАРЖЕВСКОЙ приехал лично вручить президент «Тойота Мотор» Россия ТАКЕШИ ИСОГАЯ. Одна из причин личного визита президента — масштабность реализованного проекта. Красноярский Лексус-центр — крупнейший в стране. «Здесь были учтены все недостатки уже построенных в России центров Lexus. Есть закрытая парковка на 300 мест. Красноярский центр стал первым, оборудованным лифтом для автомобилей», — рассказал г-н Исогая. Площадь шоу-рума центра 1135 кв. м, сервисной зоны — 5274 кв. м. Центр имеет 16 постов. Как заявила на официальном открытии центра г-жа Ласкаржевская, новый статус и новый автотехцентр должны позволить компании увеличить продажи автомобилей Lexus в Красноярске в два раза. По итогам 10 месяцев 2010 г. динамика продаж компании примерно в 2,5 раза выше рыночной — 96%.  Прирос рынок и за счет второго дилерства. В начале декабря компания «KIA центр Красноярск» запустила фирменный автотехцентр марки KIA. Эту компанию возглавляет АЛЕКСЕЙ СУГАК, небезызвестная фигура на автодилерском рынке. Ранее он работал генеральным директором автотехцентров марок Audi и Mercedes. «KIA центр Красноярск» стал вторым дилером марки KIA, также на местном рынке этот бренд представляет компания «СИАЛ-АВТО». Г-н Сугак объяснил свой интерес к марке хорошей динамикой ее продаж в России. Эту тенденцию подтверждает и красноярский рынок. По информации «СИАЛАВТО», к концу года по бренду KIA в компании рассчитывают увеличить продажи по отношению к прошлому году почти в 3 раза. ГК «Медведь Холдинг» подписала договор о намерениях о получении второго дилерства марок Hyundai и Volkswagen в Красноярске. Первыми дилерами этих марок являются компании холдинга «Медведь-СеверАвто» и «Медведь АТЦ». Генеральный директор «Медведь Холдинга» НИКОЛАЙ БЯКОВ пояснил: взять второе дилерство Hyundai и Volkswagen решили из-за хороших показателей продаж этих марок в регионе. В 2011 г. руководство компании рассчитывает приступить к возведению дилерских центров Hyundai-2 и Volkswagen-2. Кроме того, ГК «Медведь Холдинг» активизировала в этом году свою деятельность за пределами Красноярска. Начата работа по строительству центра Hyundai/Mitsubishi и Skoda в Минусинске. А в 2012 г.  ГК «Медведь Холдинг» планирует начать строительство центров Volkswagen и Skoda в Абакане.

Затоваривание сменил дефицит

Время, когда решающую роль при выборе автомобиля играли не бренды, не конкретные модели, а выгодные ценовые предложения, ушло вместе
с 2009 годом. Об этом говорят все без исключения участники местного автодилерского рынка. «В этом году к нам стали приходить за автомобилями, а не за скидками», — так сформулировал новую тенденцию директор «Субару центра» ОЛЕГ МАРТЫНЮК.  На рынке возникла ситуация, прямо противоположная кризисной: дилерские склады стояли пустыми. В 2009-м они были забиты «под завязку», некоторые дилеры даже арендовали места под свои авто на стоянках города. Причина отсутствия достаточного количества машин — недооценка темпов роста рынка дилерами и производителями автомобилей. В результате в автосалонах возникли очереди. Сроки поставки машин в зависимости от марки растягивались от 2 до 6 месяцев. А по некоторым брендам сейчас срок ожидания доходит до года. На рынок вернулось такое забытое в кризис понятие, как «лист ожидания». За год иномарки превратились из практически «бросового» товара, который дилеры и импортеры были готовы продавать ниже себестоимости, в товар дефицитный, который нужно «доставать по знакомству» или же «толпиться» в очереди. Изменилась и маркетинговая политика компаний. В 2010 г. дилеры вернулись к традиционному до кризиса инструменту — клиентским мероприятиям. Для клиентов проводили презентации новых моделей, дни открытых дверей, тест-драйвы и т. п. Маркетинговые стратегии переместились из ценовой плоскости в плоскость удержания лояльности клиентов к марке и конкретному дилеру.

Лидеры не меняются

Значительную часть местного авторынка по-прежнему держат два крупных холдинга — «Крепость» и «Медведь». Их совокупная доля составляет около 65%. По оценке «ДК», ГК «Медведь Холдинг» принадлежит около 27% рынка, ГК «Крепость» — около 37%. Причем ГК «Крепость» в этом году уменьшила свою долю примерно на 8-10%. Одной из важных причин этого называют усиление позиций конкурентов. В частности, японские бренды Suzuki и Nissan, начавшие в этом году активные продажи в Красноярске, перетянули на себя часть потенциальных клиентов марки Toyota. По данным «ДК», автомобилей марки Suzuki было продано в этом году около 250, Nissan — около 400. Однако несмотря на усилившуюся конкуренцию, Toyota по-прежнему лидирует на местном рынке, оставляя далеко позади все остальные марки. Примерно каждая пятая продаваемая в Красноярске иномарка — Toyota. На втором месте по популярности Ford. Его доля составляет около 13%. На «пятки» Ford наступают Renault, Hyundai и Chevrolet. Следом за ними Mitsubishi,Volkswagen, Mazda, Skoda и KIA.

Будет рост:
большой или маленький?

Ожидания от следующего года у участников рынка очень разные. АЛЕКСАНДР КАНГУН, соучредитель ГК «Крепость»: «Я не склонен разделять радужные прогнозы, которые обещают рынку рост 40-50%. Покупательская способность еще мала. Спада не жду, но если и будет рост, то максимум 7-8%». Прогнозы Николая Бякова более оптимистичны: «Я думаю, что в будущем году красноярский автомобильный рынок вырастет на 15%. Наиболее активно прирастет масс-сегмент. В частности, за счет ряда марок, полностью произведенных или собранных в России. Так как они более доступны по цене». Генеральный директор Рено-центра «АТЛАНТ» ДМИТРИЙ СУХАНОВ не исключает, что к концу 2011 — началу 2012 г. авторынок может достичь докризисного уровня. «Рассчитываем, что в 2011 г. спрос на автомобили нашего, масс-сегмента, останется высоким. В частности, за счет программы утилизации автомобилей, которая будет продлена в будущем году», — сказал «ДК» г-н Суханов. Также, по его ожиданиям, в 2011 г. дилеры начнут более активно зарабатывать на сервисном обслуживании. Автовладельцы возвращаются за сервисом в фирменные автоцентры, в «АТЛАНТЕ» эту тенденцию уже зафиксировали.

Татьяна Соболева