Меню

Как красноярская разработка Cubic Robotics завоевывает мир

Как два красноярских бизнесмена – Иван Крюков и Станислав Окрух с помощью брендинга и продвижения помогли вывести Cubic на мировой рынок за один год, и почему барьеры только в головах.

Компания Сubic Robotics, под руководством красноярца Юрия Бурова и еще нескольких инженеров, за два года создала искусственный интеллект, возможности которого поражают воображение: Cubic умеет разговаривать, шутить, за считанные минуты может сделать ваш дом управляемым с помощью голоса и т.д. DK.RU писал о старте проекта и запуске предпродажи искусственого интеллекта.

Давние бизнес-партнеры и друзья - консультант по маркетингу Иван Крюков и совладелец брендингового агентства SmartHeart Станислав Окрух совместно с Юрием Буровым придумали, как сделать так, чтобы о Cubicе узнал весь мир. Сейчас люди из 40 стран заплатили компании более 7 млн руб., чтобы получить робота через год. Как удалось этого достичь, DK.RU рассказали Станислав Окрух и Иван Крюков.



- Мы пришли в Cubic Robotics чуть больше года назад. Ивана пригласили в качестве стратега, он отвечал за маркетинг и рекламу, а Стаса совместно с его агентством привлек Иван для работы с брендом. На тот момент стоял открытым вопрос о позиционировании Cubicа. Никто не мог его сформулировать, потому что ничего подобного Cubicу в мире еще не существовало. Cubic - это робот, который можно было описать и как домашний компьютер, и как говорящую коробку, и как кубическое устройство с голосовыми функциями… Мы долго искали уникальное, продающее позиционирование, чтобы представить его широкой публике. И нашли - «домашний робот с характером». Ведь отличительная черта кубика от всех других персональных ассистентов - Siri, Google Now, Cortana – его эмоциональная составляющая. Cubic имеет личность, он шутит, поддерживает беседу, подкалывает хозяина. Cubic – это домашний робот, с таким позиционированием мы начали работу.

Девять месяцев мы работали над увеличением известности бренда, создавали разнообразный контент: снимали ролики, готовили пресс-релизы, участвовали в выставках. Летом 2014 г. сообщества компании в социальных сетях имели тысячи участников, было собрано 2,5 тысячи заявок на Кубик от российских потребителей. Именно тогда мы увидели возможность с нашими ресурсами сделать больше, не покидая российского рынка, выйти на рынок глобальный. Поэтому мы решили еще раз пересмотреть концепцию продукта, провести ребрендинг Cubicа. Сделать из него лучшее устройство в мире, способное завоевать сердца людей.

Мы думали о том, чтобы сделать из Cubicа нечто глобальное. Для этого пригласили специалиста по сервис-дизайну из Германии. Сервис-дизайн - это набор техник, благодаря которым можно предсказать, какие впечатления и какой опыт получит потребитель при выборе и использовании услуги или товара. Совместно мы провели серию мозговых штурмов, которые перевернули наше понимание Cubicа как продукта. Мы увидели его совсем другим, с новыми функциями и другой пользой для людей. Параллельно провели десятки интервью с фанатами всевозможных инновационных новинок и гаджетов, узнали, что они хотели бы получить от Cubicа, каким они его себе представляли. Собрав все эти знания воедино, мы провели не просто ребрендинг, а целую эволюцию бренда. Работа над этим потребовала максимального включения всей команды.



Так из домашнего робота с характером Cubic стал персональным искусственным интеллектом, который позволяет человеку контролировать почту, телефон, планшет, аккаунты в соцсетях при помощи голоса. По концепту и функционалу Cubic похож на персонажа фильма «Железный человек» личного помощника Тони Старка – Джарвиса, который выполняет любые команды хозяина. Мы стали позиционировать Cubic, как единый персональный ассистент, который доступен практически на всех устройствах. Конечно, произошли и технические преобразования, у Cubicа появился новый девайс – наушники с микрофоном, чтобы давать команды искусственному интеллекту, будучи на улице или в офисе через приложение на сотовом телефоне. Были разработаны приложения Cubicа на смартфоны и другие гаджеты. Сменился не только бренд, но и продукт, и бизнес-модель. Благодаря этим переменам потенциал Cubicа как мирового продукта стал просто огромным, если не гигантским. Потому что в скором будущем единый персональный ассистент, доступный на любом устройстве, будет нужен так же, как сотовый телефон или ПК.

С обновленным Cubicом мы зашли на мировой рынок. Стратегия продвижения началась с краудфандинга – мы разместили проект Cubic Robotics на площадке Indiegogo. Это сайт для привлечения денежных средств на реализацию проектов по схеме добровольных пожертвований. На рекламу в Америке потратили меньше $10 тыс. Привлекали к себе внимание максимально бесплатными средствами – социальные сети и публикации в СМИ. Один месяц маркетинга в США дал нам продажи, сопоставимые с предзаказом в России за 9 месяцев. Хотя в Америке у нас было меньше публикации, меньше маркетинговой активности в принципе. Краудфандинг – это отличный способ выяснить насколько хороший и востребованный продукт ты собираешься выпускать, и что в этом продукте хотят видеть твои клиенты. На Indiegogo мы собрали более 100 тыс. долларов, то есть 7 млн руб. за 60 дней. Кто-то скажет, что это мало. Но по статистике только 2% компаний собирают аналогичную сумму. 100 тыс. долл. это для нас не победа, а только начало. Для нас лучший показатель успеха то, что люди из сорока стран мира заплатили нам за продукт, который получат только через год. И они хотят этот продукт настолько, что готовы платить вперед. Благодаря этому мы узнали, что Cubic способен завоевать мир. Конечно, отдельное спасибо Юре Бурову за открытость и смелость, он всегда пытался выйти за рамки, как и мы. Все барьеры в голове. И опыт продвижения Cubicа это еще раз доказал.