Для ресторанов и кафе изменение потребительского поведения — серьезный вызов. Нужно платить банкам комиссию за эквайринг и попрощаться с чаевыми, которые в России принято оставлять наличными.
Гости заведений общепита все чаще оплачивают заказ банковской картой вместо наличных — до 45 % платежей, согласно исследованию экспертов облачной системы автоматизации для кафе и ресторанов Poster. Для ресторанов и кафе изменение потребительского поведения — серьезный вызов. Нужно платить банкам комиссию за эквайринг и попрощаться с чаевыми, которые в России принято оставлять наличными. Мы спросили экспертов, надо ли оставлять чаевые и как это сделать технологично?
Сергей Ким, учредитель «Кимчи»
Действительно, наблюдается такая ситуация: посетители, расплачиваясь картой, чаевые не дают. Просто не знают как. Чаевые у нас так и не стали нормой. Мне кажется, расплачиваясь картой, всегда можно оставить на чай наличными. За границей набирает популярность такой вариант: посетитель от руки вписывает в чек сумму чаевых, которую желает дать, ее плюсуют к счету. Добавлять в счет чаевые, считаю, неправильно. У гостя должен быть выбор.
Николай Остапенко, учредитель кафе «Бараний рог»
Кто хочет оставить чаевые, тот всегда найдет способ их оставить. Честно говоря, не видел ни одного человека, у которого при себе не было бы небольшой суммы наличными. Чаевые должны быть добровольными. И здесь клиент голосует рублем. Есть те, кто ни при каких условиях чаевых не дает. Мне кажется, дело в культуре. Недавнее наблюдение: в такси клиенты часто принимают решение дать чаевые, когда сумма стоимости поездки не «круглая».
Она Кичеева, руководитель по развитию корпоративного бизнеса Красноярского регионального отделения «МегаФона»
Проблему с чаевыми можно решить с помощью технологий. Уже сейчас некоторые рестораны так настраивают свои кассовые программы, чтобы включать в счет сумму, которую гость хочет оставить на чай. Есть специальные приложения, которые позволяют отправить вознаграждение официанту на карту или электронный кошелек. В Китае все что угодно можно оплатить, просто сосканировав QR-код своим смартфоном. Скоро такие решения и у нас будут внедряться более широко.
Александр Дуда, учредитель гриль-паба «Толстый край»
После повсеместного перехода на безналичный расчет посетители заведений общепита стали значительно меньше оставлять чаевых. Могу судить по собственному опыту – меньше в разы. Я лично оставляю чаевые в ресторанах и кафе, если мне нравится сервис, обслуживание, атмосфера. Причем, даже если рассчитываюсь по счету картой, чаевые оставляю наличными, ибо с картой много заморочек. Если сервис не понравился — просто не плачу чаевые.
Елена Мымрина, управляющий директор Амакс Сити отель:
Чаевые — это дополнительная мотивация сотрудников, но в наших реалиях, тенденция складывается таким образом, что большое число гостей переходят на безналичный расчёт. Действительно, немалая часть гостей предпочитает расплачиваться банковской картой. Я лично считаю, что чаевые необходимо оставлять только в том случае, если обслуживание действительно понравилось. На этот случай я специально оставляю наличные в кошельке.