Меню

Как поднять экономику через культуру

Годовой бюджет благотворительного фонда, созданного бизнесменом Михаилом Прохоровым, исчисляется сотнями миллионов рублей. Деньги идут на поддержку культурных, образовательных и спортивных проектов.

Развитие этих сфер, утверждает исполнительный директор Фонда Оксана Дайнеко, прямой путь к развитию экономики.
В будущем году Фонд отпразднует своеобразный юбилей — 10 лет работы. Он возник в 2004 году в Норильске по инициативе Михаила Прохорова, бизнес-интересы которого в то время были сосредоточены в том числе и в заполярном городе. Направления работы благотворительной организации были определены уже на этапе создания и с тех пор не менялись — поддержка инициатив в области культуры, образования, спорта. Почему именно эти области? Тогда, в 2004-м, было очевидно, город, куда добраться можно только самолетом, нуждается в активизации творческих потенциалов. В нем нужно поднимать градус креативности и тем самым качественно менять городскую среду — через знакомство жителей с лучшими российскими и мировыми культурными проектами, поощрение местных талантов. С 2006 года фонд расширил территорию своей деятельности на весь Красноярский край. Оксане Дайнеко есть о чем рассказать. 
— В последние несколько лет мы стали двигаться еще дальше — сейчас у нас есть точечные проекты еще в ряде городов Урала, Дальнего Востока и Центральной России.
Работа фонда сегодня идет в трех основных направлениях. Первое — так называемые операциональные проекты — те, которые мы сами придумали и сами же реализуем. Среди них литературная премия «НОС», КрЯКК. Второе — партнерские проекты, в них фонд выступает одним из соорганизаторов. К таким относятся, например, фестиваль «Норильские сезоны», «Большой фестиваль мультфильмов». Еще одно важное направление — конкурсы. Например, поездки студентов старших курсов, молодых преподавателей на краткосрочные стажировки по России и за рубеж. Или конкурс «Преодоление» — поддержка проектов, которые призваны нивелировать изолированность социально незащищенных групп, в первую очередь, детей-инвалидов, включить их в культурную жизнь.
С самого начала для нас был важен региональный аспект в работе. Прежде чем прийти на какую-то территорию, мы смотрим, изучаем, что необходимо именно там. К примеру, в Норильске есть много талантливых детей, которые не могут поехать на конкурсы из-за дорогого транспортного «плеча». Поэтому там возник проект «Дорогу талантам», он дает возможность одаренным музыкантам и спортсменам выехать на серьезные конкурсы и соревнования. Другой пример — Красноярск. Когда мы начали здесь работать, оказалось что в городе с хорошей культурной и научной базой есть большая проблема — дефицит серьезных книг. Так родилась «Красноярская ярмарка книжной культуры», которую в прошлом году посетили 40 тыс. человек.
За почти 10 лет число заявок на участие в конкурсах или соискание гранта увеличилось в разы, собственно как и финансирование — начинали мы с 10 млн руб., сегодня наш благотворительный бюджет — 300 млн руб. И растет не только число заявок, но и их качество. А это и есть одна из важных целей нашей работы — поднять творческие силы территорий, показать им вектор движения и развернуть ситуацию так, чтобы уже не фонд инициировал какие-то проекты, а сами люди выходили на нас с новыми идеями.
Скажем, мы активно работаем с краевыми библиотеками. Проводим семинар «Новая роль библиотек в образовании», где библиотекари не просто учатся, а, без преувеличения, совершают качественный скачок в понимании свой работы. Вместе с экспертами ищут новые формы взаимодействия с читателем, потому что стоять на месте нельзя, иначе народ перестанет ходить в библиотеки. После обучения человек внедряет полученные знания на практике, и у него появляются собственные идеи, проекты. И для того, чтобы они были качественными, интересными, и нужна среда, создание сообщества, то, над чем в том числе и работает фонд.   
Мы не боимся придумывать, двигаться в новом направлении, пробовать и делаем это легко. И также легко мы отказываемся от какой-то идеи, если она не находит отклик у людей.
Скажем, такая важная часть фестиваля «Норильские сезоны», как представление на открытом воздухе. Сначала родилась идея того, что нам нужна открытая площадка. Следующий шаг — мысль о том, что лестница перед КИЦем может стать нашим красноярским Колизеем. Затем была придумана история с «сидушками», которые мы выдаем на показе зрителям. (На самом деле это подложка под ламинат. В компании, где мы его закупали, очень удивились, когда узнали, зачем нам это нужно.) Словом, много разных деталей и мелочей, которые в итоге сложились в мероприятие, на которое ежегодно приходит более 13 тыс. человек. Другой пример — «Большой фестиваль мультфильмов». Проект начинался с показов «мультиков» в Красноярске и Норильске. Затем мы решили шагнуть дальше — предложили нашей партнерской организации показывать мультфильмы по краю: узнали, у кого есть оборудование, связались с территориями. Потом пришла идея сделать фабрику мультфильмов, где дети совместно с режиссерами могут создавать что-то свое.
В ближайших планах фонда — развитие уже работающих проектов, расширение географии присутствия. Но здесь очень важно взаимное движение: фонд заходит куда-то, но и территория должна быть в этом заинтересована. Недавно мы проводили большой театральный фестиваль в нескольких городах Центральной России и не увидели там большого желания работать, поэтому закрыли это направление. Все-таки главное для нас, чтобы был интерес у региона, его жителей к тому, что мы делаем.