Меню

Как выжить во время финансового кризиса?

Дешевых денег больше нет — на что развивать бизнес От каких непрофильных направлений надо избавляться
 Когда начнутся продажи «за копейки»?  Модератор дискуссии, директор Красноярской ас

Редкий предприниматель в последние месяцы хорошо спит. Мозг круглосуточно решает одну и ту же задачу — как сохранить бизнес в условиях кризиса. Где взять деньги на его развитие, как стимулировать потребительский спрос, от каких направлений отказаться? Участники первого в этом году «Дискуссионного клуба» «Делового квартала», проведенного совместно с группой региональных консалтинговых предприятий «Инновационная Бизнес Группа», попытались совместно найти ответы на эти вопросы.
Дешевых денег больше нет — на что развивать бизнес От каких непрофильных направлений надо избавляться
 Когда начнутся продажи «за копейки»? 
Модератор дискуссии, директор Красноярской ассоциации бизнес-консультантов ДЕНИС ЗЕРНОВ начал без преамбул: «Друзья, дешевых денег больше нет. На какие средства развиваете бизнес?» Ответ директора бизнес-направления группы региональных консалтинговых предприятий «Инновационная Бизнес Группа» АНТОНИНЫ БЕЗРУК прозвучал несколько неожиданно: «Денис, вы серьезно полагаете, что в кризис можно развивать бизнес?.. На мой взгляд, о развитии говорить не приходится. Поясню: развитие — это всегда инвестпроекты. Сейчас же нуждающиеся в инвестировании предприятия не могут предложить проектов, которые приносили бы гарантированную прибыль. А компании, которые имеют средства для вложения, в свою очередь, не хотят рисковать».

«Я не согласен, инвестпроекты только один из способов развития», — возразил г-же Безрук управляющий партнер юридической фирмы «ЮСБ Консалтинг» МАКСИМ БОГОМОЛОВ. «На мой взгляд, в кризис можно и нужно развиваться по-другому. Само избавление от «лишнего жирка», от непрочитанных и неактуальных проектов, от амбиций в каких-то областях — это тоже развитие», — заявил г-н Богомолов. По его мнению, на рынке остались и прибыльные проекты, и инвесторы. Только последние стали более требовательны — они уже не верят словам, как бывало раньше, когда миллионы, а то и сотни миллионов рублей инвестировались практически под «честное слово».

«Нынче физики в почете»

«Не надо сбрасывать со счетов финансовые учреждения», — сказала заместитель генерального директора — финансовый директор компании «ЕТК» ГАЛИНА БЕЗРУКОВА. «Сейчас в банке можно привлечь деньги. По моим личным наблюдениям, банкиры сидели «в окопах» где-то до марта месяца. Если раньше получить заем в банке было практически невозможно, то теперь компании могут рассчитывать на кредиты, и на пролонгацию существующей задолженности», — продолжила г-жа Безрукова. Безусловно, они предлагают уже гораздо более дорогие деньги, чем раньше, но для компаний с быстрой оборачиваемостью средств или с высокой рентабельностью этот источник финансирования может быть приемлемым.
«Я знаю, что несколько моих клиентов берут деньги у физических лиц. Они дают людям больший процент, чем банки. Привлекают средства под 20-23% годовых. Так что можно идти «в народ», — предложил еще один выход Максим Богомолов.
«Это ж где взять таких людей, которые доверят компании свои кровные деньги?» — не удержалась от вопроса директор по развитию компании «Старком» ЮЛИЯ ЗАЛЕТАЕВА. «Когда даешь в долг, чаще всего понимаешь, что тебе эти деньги не вернут. А с компаниями сейчас ситуация такая, что я лично не рискнула бы назвать тех, кто через полгода останется на плаву», — сказала г-жа Залетаева.
«Есть люди, которые проще относятся к деньгам. Допустим, у человека было в кубышке 30 миллионов рублей. Часть этой суммы он перевел в валюту, часть оставил в рублях и теперь наблюдает, как они медленно тают. Почему бы не вложить их в чей-то бизнес. И вкладывают, поверьте мне. Только делают это более осмотрительно, чем раньше», — сказал Максим Богомолов.
По мнению руководителя «ЮСБ Консалтинг», многое зависит от настроя самого предпринимателя и проработки предложения для кредитора, в том числе юридической. «Если не верить в то, что удастся прорваться в сложившейся ситуации, тогда зачем держаться за бизнес? На мой взгляд, надо воспринимать бизнес как возможности. А если идти в банк или к частным лицам и думать, что денег не дадут, то их, скорее всего, и не дадут», — сказал Максим Богомолов.

Как переплыть на соломинке через бурную реку
«Сейчас надо рассматривать все способы привлечения средств. Садиться, как в школе, и прописывать плюсы и минусы каждого из них. И выбирать те, где для вас риски меньше», — сказала Галина Безрукова. Заместитель генерального директора — финансовый директор компании «ЕТК» перечислила инструменты, которые, на ее взгляд, сейчас могут помочь бизнесу удержаться на плаву: бартерные схемы, проведение взаимозачетов, выпуск векселей, использование облигационных займов, рефинансирование существующей задолженности как с поставщиками, так и с банками.
«Пришло время гасить кредиты — не уходите в «подполье», идете в банк, просите рассрочку», — сказала г-жа Безрукова. Все больше финансовых учреждений, по ее мнению, понимают, что «мертвый» клиент им ни к чему. Банк не ломбард, он не заточен на то, чтобы распродавать заложенное имущество. И банки идут на пролонгацию долга. Следующий шаг — договориться с поставщиками, партнерами о рассрочке платежей. Раньше за просроченную задолженность выставляли штрафы, сейчас уже редко кто это делает — каждый понимает, что в такой ситуации завтра может оказаться сам. Эксперты акцентировали внимание на том, что достигнутые договоренности нужно закреплять на бумаге. «Не доверяйте словам. Для налоговой инспекции объяснение «приходил покупатель, все забрал, через месяц обещал рассчитаться» — не аргумент. Вы должны иметь документ: гарантийное письмо, договор купли-продажи, где прописаны сроки платежа т.п.», — продолжила г-жа Безрукова.
Для некоторых компаний уже стали выходом такие забытые инструменты, как взаимозачеты, бартер. Денис Зернов привел статистику по бартерным сделкам на местном строительном рынке: «У красноярских застройщиков сейчас 70% — бартер, 30% — живые деньги. Использование бартерных сделок для них сейчас спасение, по их собственным подсчетам, бартер позволит строителям удержаться на рынке еще около 6 месяцев».
Однако участники дискуссии сошлись во мнении, что бартер актуален для «широких» рынков, например, пластиковых окон. У производителей оконных конструкций любой человек или организация — потенциальный клиент, их продукция — практически валюта. Сложнее использовать бартер узконишевым компаниям, у которых всего 1-2 потребителя.
Галина Безрукова, затрагивая тему выпуска векселей и облигаций, сказала: «Их выпуск требует присутствие рынка данного вида заимствований. Необходимо изучать риски, которые возникают в данном случае, но надо пробовать все, стучаться во все двери. Обязательно что-то даст результат», — уверена Галина Безрукова. Чего делать сейчас нельзя, по ее мнению, так это сидеть сложа руки.
Антонина Безрук добавила: «Названные инструменты работают в очень ограниченном промежутке времени. Это своего рода соломинки, на которых надо переплыть бурную реку. Сейчас у компаний выбор небольшой — либо активно использовать этот инструментарий, либо вкладывать в бизнес исключительно собственные средства. Если они есть»
Долой низкодоходные направления
На следующий вопрос модератора «Как удержать позиции на рынке?» прозвучал такой ответ: сосредоточиться на самом важном. Примерно с 2004 года многие предприятия начали диверсифицировать бизнес — пытались заработать на всем: когда недвижимость росла в цене — вкладывали деньги в строительство, на бирже дела пошли в гору — туда направили инвестиции и т.п. Сейчас, сошлись во мнении участники дискуссии, настал момент, когда нужно сесть и просчитать рентабельность всех своих непрофильных направлений. Эксперты предложили оставлять только те бизнесы, рентабельность которых выше банковских процентов по кредитам.
«Не бойтесь отсекать то, что нерентабельно. Замораживайте низкоприбыльные направления. Мне лично кажется, надо сосредоточиться на основном направлении, на том, что профильное. Плюс сохранить только высокорентабельные дополнительные бизнесы», — высказала свое мнение Галина Безрукова.
Доказывая разумность вышесказанного, один из экспертов провел такую аналогию: «Думаю, уместно сравнение диверсифицированной компании в кризис с тонущей подводной лодкой: чтобы всему судну не погибнуть, отсекают заполненные водой отсеки. Безусловно, для того чтобы принять такое решение, нужна смелость».
Что еще предпринять, чтобы удержаться на рынке? В ходе разговора прозвучал еще один любопытный ответ на этот вопрос: поставьте себя на место своего потребителя и предложите ему то, что именно сейчас он хочет от вас получить. Например, кредитуйте его. Жизнь не остановилась. Люди, как и прежде, едят, пьют, говорят по телефону, и обувь они покупать будут — в лапти точно не переобуются. Значит, надо учиться эффективно стимулировать спрос — к такому выводу пришли участники «Дискуссионного клуба».
Директор филиала в Красноярске Группы Ренессанс страхование ЕВГЕНИЙ И подчеркнул возросшую актуальность страхования в период кризиса. Его поддержал Максим Богомолов: «Для нас кризис стал одной из причин к страхованию — мы застраховали свою профессиональную ответственность, потому что стало много сложных и рискованных сделок и проектов, где клиент требует быстро и юридически качественно оформить сделку или выполнить проект, при этом отметает глубокую правовую проработку вопроса. Соответственно, у нас появляются большие риски сделать ошибку, которая может повлечь убытки для клиента. Страховка призвана покрыть их».
Кризис — это время покупать
«Да простят мне мой пессимизм, но надо понимать, что не все доплывут до другого берега. На то он и кризис», — сказала Антонина Безрук. После этого заявления участники дискуссии попытались выделить потенциальных жертв кризиса. Галина Безрукова: «Прежде всего, это те, у кого был несбалансированный кредитный портфель. У тех же строителей, по моей информации, было 70-80% кредитных ресурсов от общей суммы средств, работающих в компании». Антонина Безрук дополнила: «Я знаю примеры, когда у застройщиков было до 98% заемных средств».
Вторая категория потенциальных жертв — компании, привлекавшие валютное финансирование. «Предприятию, которое работает в рублевом пространстве, сейчас иметь долларовые кредиты очень тяжело. Кто-то говорит, что доллара не будет вообще к концу года, кто-то — что он вырастет до 70 рублей. Как в этой ситуации что-то прогнозировать, если ни первые лица страны, ни ведущие финансовые аналитики не могут прийти к единому мнению», — сказала Галина Безрукова.
Также потенциальной жертвой кризиса участники дискуссии назвали того, кто не успел оперативно перестроиться. Не начал вовремя оптимизироваться, корректировать стратегию. Кто не занимается планированием, кто чего-то ждет и ничего не предпринимает.
Говоря о том, начались ли в Красноярске покупки бизнесов «за копейки», эксперты пришли к такому выводу: бизнесы в нашем городе еще не скупают. Уже есть довольно много предложений со стороны продавцов, но все потенциальные покупатели пока выжидают. Продажи начнутся через месяца три, к тому времени диктовать условия уже будут не продавцы, а покупатели. Пока же можно говорить о единичных примерах. Максим Богомолов: «Мы сопровождаем такие сделки на сельскохозяйственном рынке. В ряде из них есть объекты по стоимости значительно дороже, чем сумма, за которую продан бизнес в целом». Антонина Безрук так прокомментировала слова Максима Богомолова: «Начались покупки за копейки — и слава богу. Потому что кризис — это время покупать».