Меню

Колеса судьбы: большая модернизация КрасГЭС

Автор фото: Сергей Филинин. Иллюстрация: предоставлено КрасГЭС

Корреспондент DK.RU стал свидетелем исторического момента — отгрузки рабочих колес для КрасГЭС. Замена важнейших агрегатов происходит спустя 52 года.

Издалека гигантское рабочее колесо гидротурбины выглядит как небольшая изящная деталь. На самом деле ее вес 244 тонны, а габаритный диаметр 8,5 м. Перевезти такую махину из Санкт-Петербурга на Красноярскую ГЭС (входит в компанию «ЕвроСибЭнерго») можно только по воде.  Уникальная операция по отгрузке самых массивных радиально-осевых колес в России с Ленинградского Металлического завода (ПАО «Силовые машины») на причал заняла два дня. Для того, чтобы вывезти колеса с завода пришлось частично перекрывать Свердловскую набережную. Перемещение агрегатов с понтона на баржу с помощью плавучих кранов стало настоящим зрелищем, собравшим «зрителей» — представителей СМИ и прохожих, которые останавливались и фотографировали процесс. Теперь два колеса общим весом 488 тонн идут водным путем — через две реки и Северный Ледовитый океан. Неблизкий путь продлится больше месяца. Затем начнется монтаж оборудования, которое заменит колеса, отслужившие более 50 лет. Установка займет около пяти месяцев, после чего в марте-апреле 2018 года модернизированные гидроагрегаты  введут в эксплуатацию.

Спустя полвека

Немного истории. Все началось в 1962 году, когда Ленинградский Металлический завод приступил к изготовлению уникальных гидротурбин мощностью по 508 МВт для Красноярской ГЭС. В общей сложности 12 гидротурбин были изготовлены с 1964 по 1971 годы. Первую радиально-осевую турбину для КрасГЭС выпустили в 1965 году. На тот момент она стала самой мощной в мире.  Применение новых конструктивных и технологических решений, глубокая теоретическая и экспериментальная отработка элементов проточной части, обоснованное повышение нагрузок и напряжений, обеспечили увеличение быстроходности турбин. В итоге, рабочие колеса прослужили больше заявленного эксплуатационного срока и ни разу не подвели гидростанцию. 

По словам Анатолия Колесникова, главного конструктора гидротурбин, начальника СКБ «Гидротурбомаш» компании «Силовые машины», новые колеса Красноярской ГЭС имеют повышенные энергетические и кавитационные показатели, соответствующие современным стандартам экологичности и эффективности.

— Гидротурбины с новыми рабочими колесами, энергетические характеристики которых были подтверждены в ходе модельных испытаний, превосходят по своим показателям установленные на ГЭС турбины. Мы применили инновационную лопастную систему, позволяющую обеспечить эффективность и динамическую стабильность модернизированных турбин, — отмечает г-н Колесников.

Кульминация обновления

Замена рабочих колес Красноярской ГЭС – часть комплексной программы «Новая энергия» по модернизации сибирских гидроэлектростанций «ЕвроСибЭнерго». В настоящее время новые рабочие колеса и другое оборудование также устанавливается на Братской и Усть-Илимской ГЭС, в августе был объявлен конкурс на проектирование и поставку новых турбин для Иркутской ГЭС.

Проект «перевооружения» КрасГЭС предусматривает масштабную модернизацию всего основного и вспомогательного оборудования станции. В настоящее время полностью обновлены 12 гидроагрегатов, реконструировано основное оборудование ОРУ-220 кВ, заменены воздушные генераторные выключатели (ЗРУ-15,75 кВ) на элегазовые комплексы, введена в эксплуатацию модернизированная система коммерческого учета электроэнергии, заменены компрессорные установки машинного зала, аккумуляторные батареи и щиты собственных нужд, системы противопожарной сигнализации и телемеханики. Замена рабочих колес — кульминация большого проекта.

— Рабочее колесо —  основной ресурсоопределяющий элемент турбины. Помимо продления срока службы новые колеса повышают КПД, дают возможность увеличения мощности агрегата (при условии обновления генератора). Также растет выработка электроэнергии, увеличивается диапазон, в котором можно без ограничений изменять мощность турбины, снижаются затраты на ремонт, улучшается вибрационное состояние агрегатов, — рассказывает генеральный директор КрасГЭС Сергей Каминский.

В 2017 году на программу модернизации КрасГЭС предусмотрено 1,6 млрд руб. Из них на колеса потрачено более 1 млрд руб.

— За счет реализации первого этапа программы «Новая энергия» сибирские гидростанции ЕвроСибЭнерго - Красноярская, Братская и Усть-Илимская — увеличат производство экологически чистой электроэнергии на 1,5 млрд кВтч в год, пропуская через турбины тот же объем воды. Благодаря этому энергия ГЭС сможет частично заместить энергию угольных электростанций: это позволит экономить до 800 тыс. тонн угля в год и сократит выбросы парниковых газов угольных электростанций на 2 млн. тонн в год, что благоприятно отразится на экологической обстановке в сибирских регионах, — резюмирует Вячеслав Соломин, генеральный директор АО «ЕвроСибЭнерго». 

…Груженая габаритными, многотонными агрегатами баржа медленно отчаливает от заводского пирса, специально построенного в 1965 году — отгружать рабочие колеса для строящейся КрасГЭС. История красноярской турбины продолжается.