Меню

Коллекторы работают на износ

эксперты Максим Богомолов генеральный директор компании «ЮСБ Коллектор» Олег Дремов генеральный директор «Долгового центра» Дмитрий Маевский директор Красноярского филиала «Восточного экспре

Финансовый кризис сыграл на руку местным коллекторам. Такого наплыва клиентов, какой был у них за последние два месяца, они не видели уже давно. Спрос на коллекторские услуги вырос на 30-40%. Банки, мечтая повысить свою ликвидность, стали передавать должников специализированным агентствам. К ним присоединились торговые и строительные компании, которые в условиях дефицита денег хотят «выбить долги» из своих партнеров и посредников. Сами коллекторы уверены, что такой бум продлится недолго: уже в середине следующего года спрос пойдет на спад.

эксперты
Максим Богомолов
генеральный директор компании «ЮСБ Коллектор»
Олег Дремов
генеральный директор «Долгового центра»
Дмитрий Маевский
директор Красноярского филиала «Восточного экспресс банка»
Игорь Новиков
руководитель Красноярского филиала «Первого коллекторского бюро»
Ирина Поддубная
заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшн»

Сколько денег красноярцы должны банкирам? Почему рентабельность коллекторского бизнеса может упасть? Когда о коллекторах опять забудут?
Последние два месяца красноярские коллекторы работают без отдыха. Объем заказов у них резко увеличился. Руководитель Красноярского филиала «Первого коллекторского бюро»ИГОРЬ НОВИКОВговорит, что столько работы у его компании не было уже давно: «Приходится и вечерами сидеть, и выходные дни проводить на работе».

На общем фоне сокращения персонала коллекторы расширяют штат. «Например, нашей компании нужны юристы и экономисты, чтобы суметь справиться с потоком клиентов», — сказал генеральный директор «Долгового центра»ОЛЕГ ДРЕМОВ.

До кризиса банки не спешили к коллекторам
Еще год-полтора назад местные коллекторы не могли похвастаться огромным наплывом клиентов. По словам Игоря Новикова, в Красноярске спрос на возврат долгов никогда нельзя было назвать очень высоким: «Ежегодно он рос примерно на 10-15%». В целом же по России динамика была куда впечатлительнее. По данным портала bankir.ru, в прошлом году спрос на российском коллекторском рынке вырос на 40%, а число игроков на нем увеличилось примерно на треть.
В Красноярске же большого роста числа игроков не было. «К нам федеральные коллекторские агентства не особо спешили. Их останавливало то, что рынок рос медленно и был не очень привлекателен с финансовой точки зрения. Они гораздо больше могли заработать в той же Москве и Санкт-Петербурге», — рассказывает Олег Дремов.
До кризиса основными клиентами красноярских коллекторов были торговые компании, как оптовые, так и розничные. «Здесь работала стандартная схема. Люди брали товар под реализацию, а потом в силу разных причин не могли рассчитаться. Или же просто деньги давались взаймы партнерам, которые о долгах забывали. В целом заказчиков из сферы торговли у нас было около половины от общего числа», — рассказал г-н Дремов.
Самым желанным же клиентом для коллекторов всегда были банки. «Коллекторы заинтересованы в сотрудничестве с банками, потому что те дают им стабильный поток должников», — рассказал директор Красноярского филиала «Восточного экспресс банка»ДМИТРИЙ МАЕВСКИЙ. Однако федеральные банки в Красноярске не спешили сотрудничать с региональными коллекторами.МАКСИМ БОГОМОЛОВ, генеральный директор компании «ЮСБ Коллектор»: «В свое время я потратил огромное количество сил, пытаясь привлечь к сотрудничеству федеральные кредитные учреждения. Но тогда это было бесполезно. Они либо довольствовались своей собственной службой безопасности, либо передавали или продавали долги в различные московские коллекторские агентства, либо вообще создавали в своей структуре отдельную коллекторскую компанию, которая работала исключительно с ними. Так поступил, например, банк «Русский стандарт», организовав у себя на базе «Агентство по сбору долгов». Г-н Богомолов добавляет, что взаимовыгодный диалог можно было выстроить только с красноярскими банками: «Они и составляли основной пул наших клиентов».
С ноября 2008 г. спрос вырос на 40%
По словам красноярских коллекторов, ситуация на их рынке начала меняться в конце октября-ноября этого года. Экономический кризис подбросил взыскателям долгов много работы. На рынке оказалось большое количество задолженностей. «Так, например, объем кредитов, выданных физическим лицам в Красноярском крае к 1 ноября, достиг 98,1 миллиарда рублей. При этом объем просроченной задолженности по кредитам составил 1,6 миллиарда рублей», — рассказала заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшн»ИРИНА ПОДДУБНАЯ.
Максим Богомолов добавил, что эти цифры относятся только к долгам банков. Помимо них еще же есть факторинговые и лизинговые компании, торговые, строительные и промышленные предприятия. «Все они тоже сейчас оказались в непростой ситуации и стали активно искать способы вернуть свои деньги. В итоге общий объем просроченной задолженности в крае может быть раза в два или в три больше», — добавляет Максим Богомолов.
В итоге только за последние полтора месяца спрос на услуги коллекторов в Красноярске вырос примерно на 40%. Ирина Поддубная: «Если говорить о сделках купли-продажи долгов, то в последние недели наше агентство ежедневно получает от банков до четырех портфелей просроченных долгов на оценку. Раньше такое количество набиралось примерно за две недели. При этом к нам стали обращаться даже банки, ранее не работавшие с коллекторами». Это подтверждает и Максим Богомолов: «Федеральные банки, действительно, заинтересовались нашими услугами. Сегодня три банка уже передали нам часть своих должников, с другими ведем переговоры, что практически было невозможно до кризиса».
Дмитрий Маевский отметил, что высокий спрос на услуги коллекторов со стороны банков сейчас вполне объясним: «Сегодня многие кредитные учреждения оказались в ситуации дефицита денег. Если до кризиса просроченная задолженность у банка в несколько процентов могла его особо не волновать, не было необходимости быстро вернуть эти долги, то сейчас пришли другие времена. Каждая копейка на счету. Обращение к коллекторам же дает возможность получить «живые» деньги и при этом сократить собственные временные и денежные затраты на их возвращение».
Рентабельность коллекторского бизнеса выросла втрое
Огромный поток клиентов позволил коллекторам повысить доходность своего бизнеса. Большинство участников этого рынка, опрошенных «ДК», отметили, что в целом на волне кризиса им удалось «нарастить» свою рентабельность примерно на 7-10%. По словам экспертов, сегодня в среднем доходность достигла около 30-40%. При этом коллекторы говорят, что обычно за свои услуги они берут около 12-20% от суммы взысканных средств по несложным долгам и до 50-70% за сложный или «старый» долг. «Есть заказчики, которые готовы сегодня сотрудничать и на таких условиях. Ведь оплата услуг в большинстве случаев осуществляется по факту и сумме взыскания. Только судебные процедуры оплачиваются предварительно. А для некоторых клиентов в текущих условиях важно вернуть хоть какую-нибудь сумму долга», — поясняет Максим Богомолов.
Однако, по словам коллекторов, такая ситуация продлится недолго. Игорь Новиков: «Многие долги, которые стали попадать к нам в последнее время, очень трудоемкие. На то, чтобы довести такие дела до конца, потребуется много времени и затрат».
Максим Богомолов объясняет такую перспективу тем, что сегодня большинство должников (в основном у банков) просто не имеют достаточных средств, чтобы рассчитаться с долгами. «Если раньше люди могли погасить долг получив деньги из альтернативных источников, например, взять кредит в другом банке, занять у друзей, знакомых или у работодателя, то сейчас у них просто нет такой возможности. На работе сократили, занять не у кого, так как дела у всех неважные», — рассказывает генеральный директор компании «ЮСБ Коллектор».
Сейчас уже коллекторы ищут способы, чтобы уберечь себя от падения доходности. Самый распространенный из них — диверсификация портфеля долгов. «Мы, например, стараемся привлечь еще факторинговые, лизинговые компании, торговые и иные коммерческие предприятия, а также физические лица. В нашем портфеле они занимают около 20-30%. Это уменьшает наши риски», — отметил Максим Богомолов. У компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» помимо банков есть соглашения с телекоммуникационными компаниями, предприятиями ЖКХ и т.д.
В «Долговом центре» диверсифицируют свои риски, расширяя спектр услуг. Помимо стандартного возврата центр предлагает профилактику долгов. «Эту услугу мы разработали специально несколько месяцев назад для компаний, которые только собираются заходить на красноярский рынок. Мы предлагаем им проверить их будущих партнеров здесь на наличие долгов и возможность их оплаты. Проще говоря, проверяем их долговую историю: были ли у них серьезные долги, как они их возвращали, да и вообще какая репутация у компании на местном рынке», — рассказал Олег Дремов.
По его словам, в связи с кризисом спрос на «профилактику долгов» вырос примерно в два раза: «И думаю, что он будет стабильно расти весь следующий год». Олег Дремов уточнил, что основные потребители этой услуги — иностранцы — китайцы, немцы, турки, словены, которые заинтересованы в организации бизнеса в Красноярске.
Коллекторский рынок будет расти до весны 2009 года
Эксперты прогнозируют, что спрос на услуги по взысканию долгов будет расти до середины следующего года. Дмитрий Маевский: «К крупным розничным банкам, которые уже сотрудничают с коллекторами, присоединятся небольшие кредитные учреждения, работающие с пулом корпоративных клиентов».
По словам Олега Дремова, бум спроса придется на январь-март. «Возрастет число заказов со стороны торговых компаний, у которых поставщики брали товар большими партиями специально под Новый год. А в результате реализовать его не смогли», — добавил г-н Дремов. Ирина Поддубная дополняет этот список другими предприятиями. Она говорит, что помимо торговых к коллекторам будут обращаться лизинговые и телекоммуникационные компании: «К коллекторам обратятся все те компании, у которых могут возникнуть проблемы с дебиторской задолженностью». Максим Богомолов говорит, что к началу 2009 года ситуация только ухудшится и подобные неплатежи возрастут. «Среди коллекторов уже ходит шутка о будущей ситуации: «Сначала будем взыскивать долг с должника, потом вознаграждение с заказчика», — отметил г-н Богомолов. Рост спроса со стороны банков на коллекторском рынке, по словам его участников, замедлится к середине следующего года. «Банки уже стали меньше кредитовать. Практически все улучшили свои скоринговые программы, ужесточили условия кредитования. Все это ведет к тому, что заказы от основного нашего клиента — кредитного учреждения — к середине года будут уменьшены», — заключил Максим Богомолов.

детали
Три компании держат половину российского коллекторского рынка
Российский рынок коллекторских услуг начал развиваться в 2004 г. Тогда появились одно из первых в России коллекторских агентств — «Секвойя Кредит Консолидейшн». Активный рост рынка пришелся на 2006-2007 гг., когда банки стали выдавать потребительские кредиты. Сегодня одни из самых крупных российских коллекторских компаний — «Финансовое Агентство по Сбору Платежей», «Пристав», «Секвойя Кредит Консолидейшн». На долю этих игроков приходится около половины всего рынка. В Красноярске из компаний «большой тройки» представлены «Пристав» и «Секвойя Кредит Консолидейшн». Оба агентства зашли в город только в этом году.
Обычно большинство коллекторских агентств работают с клиентами по двум схемам — по агентской, где в качестве вознаграждения выплачивается комиссия, и по договорам цессии, когда клиент переуступает право требования по долгам (коллектор выкупает портфель долгов). На поиск должника у агентства в среднем уходит 3-4 месяца. В условиях кризиса срок может быть увеличен до полугода.
Источник: «ДК», НАПКА и «Секвойя Кредит Консолидейшн».