Меню

Компании бьются за ИТ-специалистов

эксперты   Алексей Лобанов директор красноярского филиала компании «НЭТА» Константин Подлесный генеральный директор группы компаний «КАМИТЕК» Людмила Полежаева директор компании «Head Hunter

По словам экспертов, красноярский рынок ИТ испытывает колоссальный дефицит кадров. Отыскать на нем свободного квалифицированного специалиста задача практически невыполнимая, а выпускники вузов в большинстве своем не «дотягивают» до требований работодателей. В этих условиях ИТ-компаниям не остается ничего иного, как самостоятельно выращивать кадры.
эксперты
 
Алексей Лобанов
директор красноярского филиала компании «НЭТА»
Константин Подлесный
генеральный директор группы компаний «КАМИТЕК»
Людмила Полежаева
директор компании «Head Hunter» (Красноярск)
Светлана Сафонова
заместитель генерального директора по персоналу группы компаний «СИНТЕЗ-Н»
Наталья Середа
директор по персоналу компании «Сибит Sistems»
Дмитрий Сизых
генеральный директор группы компаний «Крис»
Ксения Тишенина
ведущий консультант по подбору специалистов сферы IT/Telecom рекрутинговой компании «Персонал-Сервис»

Пословам генерального директора группы компаний «Крис» ДМИТРИЯ СИЗЫХ, сегодня им требуется серьезное пополнение кадров. «Недостатка в соискателях нет, однако четверть из них отсеивается еще на этапе собеседования, а из оставшихся испытательный срок проходит не более 20%. Абсолютное большинство претендентов в принципе не готово решать задачи компании», — завил Дмитрий Сизых.

Дефицит кадров наблюдается во всех сегментах ИТ

По словам г-на Сизых, дефицит ИТ-специалистов начал ощущаться в 2000-2001 годах, на начальном этапе формирования отрасли. «Тогда заканчивалась эпоха энтузиастов, вместо которых потребовались профессионалы», — поясняет эксперт. Ведущий консультант по подбору специалистов сферы IT/Telecom рекрутинговой компании «Персонал Сервис» ксения тишенина также говорит, что рост спроса на ИТ-специалистов кадровики впервые отметили около пяти лет назад. «Эта тенденция продолжается до настоящего времени, и предпосылок к ее ослаблению пока нет», — утверждает г-жа Тишенина.
Эксперты отмечают, что дефицит кадров в большей или меньшей степени присутствует во всех сегментах ИТ-отрасли. По оценке директора компании «Head Hunter» (Красноярск) ЛЮДМИЛЫ ПОЛЕЖАЕВОЙ, более всего он заметен в сегментах системной интеграции, автоматизированного проектирования, программирования и тестирования. Тройка лидирующих специальностей, по ее словам, остается неизменной с 2006 года: на первом месте идут программисты/разработчики ПО, далее инженеры и менеджеры по продажам. Также эксперт отмечает повышенный спрос на молодых специалистов — выпускников вузов.
«В Красноярске пока слабо востребованы аналитики, специалисты компьютерной безопасности и директора ИТ-отделов. Однако с развитием информационных технологий и необходимостью их защиты спрос на данные позиции вырастет в ближайшие 2-3 года», — полагает г-жа Полежаева.

ИТ-компании конкурируют с собственными заказчиками

По мнению экспертов, дефицит ИТ-кадров, в первую очередь, вызван быстрым ростом рынка, за которым существующая система ИТ-образования просто не успевает. «Динамика внедрения инноваций в сфере ИТ исчисляется месяцами. Вузы не могут с такой скоростью перестраивать образовательные программы. В итоге из них выходят специалисты, знания которых порой устарели на 3-5 лет», — поясняет Дмитрий Сизых.
Это мнение подтверждает директор по персоналу компании «Сибит Sistems» НАТАЛЬЯ СЕРЕДА. «Рынок растет не менее чем на 30% в год. Соответственно, каждая компания ежегодно нуждается в 30% дополнительного персонала. Практически ежедневно обновляются технологии, появляются новые ИТ-решения. Как следствие постоянно необходимы новые знания и навыки», — говорит г-жа Середа. По ее оценке, местные вузы выпускают достаточное количество специалистов, однако в основной массе это «сырой» материал, не способный к немедленному выполнению задач компании. «Говорить о том, что из вуза выходит готовый профессионал, можно в крайне редких случаях», — констатирует г-жа Середа.
Генеральный директор группы компаний «КАМИТЕК» КОНСТАНТИН ПОДЛЕСНЫЙ еще более категоричен в оценке нынешней ситуации в сфере ИТ-образования. «Моя преподавательская практика в вузе говорит о том, что если несколько лет назад количество студентов, которые в принципе не усваивали материал, составляло 30%, то сегодня их уже 70%», — утверждает г-н Подлесный. Помимо этого, эксперт отмечает низкую практическую ориентацию образовательных программ и их слабое соответствие реалиям рынка и требованиям работодателей.
Негативным образом на кадровую ситуацию влияет отток ИТ-специалистов в другие регионы, а также конкуренция за кадры со стороны московских компаний и непрофильного бизнеса. «В Москву и за рубеж уезжают «золотые» кадры. Там им предлагаются условия, которые не в состоянии обеспечить местные ИТ-компании», — говорит Дмитрий Сизых. Ксения Тишенина подтверждает это мнение: «Если в Красноярске опытный программист 1С зарабатывает 30-35 тыс. рублей, в единичных случаях 40 тыс., то в Москве специалист такого уровня будет зарабатывать почти в два раза больше — от $2000 и выше. Начинающему специалисту в столице платят около $1200». Схожая ситуация наблюдается и на местном рынке, куда все чаще заходят московские компании. Средний заработок в них если и не на московском уровне, то все равно выше, чем в красноярских компаниях. Константин Подлесный так комментирует данную ситуацию: «В Москве проблема с ИТ-кадрами стоит еще более остро. На достаточно высокооплачиваемую работу там берут даже специалистов низкой квалификации. У нас за те же деньги они могут найти куда более квалифицированного сотрудника. Что они и делают, переманивая специалистов у местных компаний», — пояснил г-н Подлесный.
Однако своими главными конкурентами на кадровом рынке местные «айтишники» считают компании непрофильного бизнеса, имеющие ИТ-подразделения. «В основном это наши же заказчики, которым мы внедряли то или иное ИТ-решение», — утверждает Дмитрий Сизых. По его словам, заказчику проще переманить на более высокий заработок специалиста ИТ-компании, чем пытаться найти его на кадровом рынке. Ксения Тишенина: «Эти компании можно понять: им некогда заниматься поиском и обучением собственных сотрудников, зато есть задачи, которые необходимо решать в данный момент. Поэтому они вынуждены переманивать сотрудников у ИТ-компаний, предлагая им больший заработок». По словам г-жи Тишениной, сегодня специалисты ИТ наиболее востребованы торговыми организациями. В среднем они предлагают зарплату на 20-30% выше, чем ИТ-компании.

Кадровый дефицит стимулирует искусственный рост зарплат

Эксперты отмечают, что дефицит кадров провоцирует быстрый рост зарплат на ИТ-рынке. Директор красноярского филиала компании «НЭТА» АЛЕКСЕЙ ЛОБАНОВ: «Если в прошлом году зарплата наших сотрудников в ритейле составляла 12-15 тыс. рублей, то на сегодня она колеблется от 15 до 25 тыс. рублей».
Дмитрий Сизых считает, что рост заработка ИТ-специалистов отчасти происходит искусственно. «Зачастую зар­плата главного бухгалтера компании ниже зарплат ее инженеров и программистов 1С. При этом, с одной стороны, мы имеем ключевую фигуру в компании, от которой зависит ее финансовое благополучие, а с другой — рядовых специалистов, пусть и квалифицированных. Такой парадокс происходит именно вследствие дефицита на ИТ-кадры», — считает г-н Сизых. По словам Ксении Тишениной, острая нехватка специалистов позволяет работникам давить на компании, требуя повышения уровня заработка. «В принципе, это нормально, потому что любой дефицит дает возможность манипуляции», — утверждает г-жа Тишенина. Однако, по ее словам, такая ситуация формирует у молодых специалистов неадекватное представление о рынке. Многие из них склонны завышать свою ценность в глазах работодателя. «Год назад молодые специалисты в среднем «оценивали» себя в 10-15 тыс. рублей. Сегодня меньше 15 тыс. не просит никто, а много и таких, кто требует 18-20 тыс. рублей. При этом работодатель сегодня готов платить им в среднем 10 тыс. рублей», — говорит г-жа Тишенина.
Мнение кадровиков подтверждают участники рынка. Дмитрий Сизых: «Рынок ИТ нуждается в молодых специалистах, которые адекватно оценивали бы себя и были готовы начать карьеру с низовых ступеней».

ИТ-компании занялись обучением

В создавшихся условиях ИТ-компании начали самостоятельно заниматься «выращиванием» кадров. Сегодня практически все игроки красноярского ИТ-рынка используют различные формы обучения специалистов. Наибольшее распространение получил метод наставничества, когда за молодым специалистом закрепляется опытный профессионал, который объясняет ему специфику выполняемой работы. «Такой метод позволяет быстро интегрировать нового сотрудника в сложившийся коллектив, а компании — понять, насколько человек готов работать в ней», — считает заместитель генерального директора по персоналу группы компаний «СИНТЕЗ-Н» СВЕТЛАНА САФОНОВА. Кроме того, по словам эксперта, на предприятии практикуется проведение семинаров для менеджеров и специалистов, которые ведут представители вендоров — партнеров компании.
По словам Алексея Лобанова, в фирме «НЭТА» существует отлаженный механизм поиска и обучения молодых специалистов. «Мы используем активные методы поиска сотрудников. Например, наши специалисты присутствуют на защитах дипломов в городских вузах и приглашают на работу перспективных выпускников», — говорит г-н Лобанов. Далее, по его словам, следует стажировка в управляющей компании, после чего новичка принимают на работу с испытательным сроком три месяца. В дальнейшем предусмотрено повышение квалификации сотрудника, причем обучение всегда происходит за счет компании. «Чтобы эффективно решать проблему кадрового обеспечения, компании необходимо выделять целевые средства на плановую работу с персоналом — набор, обучение, стажировку, наставничество»,  — считает г-н Лобанов.
По оценке Константина Подлесного, «выращивание» ИТ-специалиста длится минимум три года при наличии базового образования. «Только после такого срока практического обучения специалист в состоянии заниматься управлением проекта и досконально знать особенности разных ИТ-систем», — утверждает г-н Подлесный.
Образование специалистов недешево обходится ИТ-компаниям. «Стоимость обучения определенной специализации в среднем колеблется от $400 до $1500. При этом повышение квалификации сотрудников необходимо проводить не реже одного раза в 1,5-2 года», — считает Дмитрий Сизых. По словам эксперта, некоторые виды обучения стоят порядка $10 тыс., причем на деле они обходятся компании еще дороже. «Курсы, как правило, проходят в Москве, поэтому кроме стоимости обучения надо учитывать расходы на поездку и проживание. Немаловажно и то, что во время обучения сотрудник продолжает получать зарплату, не участвуя в рабочем процессе компании», — пояснил г-н Сизых.
Самое парадоксальное заключается в том, что, обучив сотрудника, фирма рискует его потерять. «Цена» специалиста на рынке труда после повышения квалификации возрастает практически вдвое. Понимая это, он легко может устроиться на работу в столичной компании. По словам экспертов, подобные случаи не редкость. Константин Подлесный: «Сегодня два бывших моих специалиста работают на руководящих должностях в представительствах Intel и Microsoft».
Алексей Лобанов говорит, что, оплачивая дорогостоящие курсы, компания может подписать с сотрудником контракт, согласно которому он обязуется отработать на предприятии оговоренный срок либо компенсировать затраты на свое обучение.
По мнению г-на Сизых, подобная мера бесполезна. «Ни в одном трудовом законодательстве не предусмотрены методы защиты от ухода работника. Что касается контрактов, то их всегда можно оспорить в суде», — уверен г-н Сизых.

Кадровый голод усилится

По мнению экспертов, дефицит кадров на рынке ИТ в ближайшее время будет только обостряться. В первую очередь, по причине макроэкономических показателей. «Согласно исследованиям компании Intel, 2006 год был наилучшим в России с точки зрения кадрового потенциала. Нынешний, 2007-й, год — это начало кризиса, поскольку на рынок труда выходит поколение 1990-х годов, когда в стране был демографический спад», — пояснил г-н Подлесный.
По его мнению, кадровый дефицит на рынке ИТ неизбежен, и единственным способом влияния на ситуацию является создание аутсорсинговых центров. «Во всем мире уже поняли, что невозможно на каждое рабочее место поставить ИТ-специалиста. Поэтому там пошли по пути аутсорсинга — формирования центров концентрации таких специалистов. Я думаю, мы придем к тому же», — считает г-н Подлесный.
По мнению Натальи Середы, в связи с присутствием в крае филиалов иногородних компаний местным игрокам придется серьезнее относиться к удержанию своих сотрудников и развитию кадрового потенциала. «Решение проблемы дефицита кадров мне видится в создании и реализации индивидуальных и корпоративных программ обучения специалистов и в тесном сотрудничестве с компаниями-производителями в области повышения квалификации наших работников».
Дмитрий Сизых также считает, что пока на рынке нет предпосылок к изменению ситуации к лучшему. По его мнению, единственным эффективным методом борьбы с дефицитом кадров является сотрудничество вузов и ИТ-компаний. «Необходимо, чтобы бизнес и наука сообща готовили кадровый резерв. В этом случае вузы решат проблему отставания образовательных программ, а компании получат подготовленных лояльных сотрудников», — утверждает г-н Сизых.