Меню

Компании увлеклись мототехникой

экспертыАлександр Бычков генеральный директор ПКФ «Краб» Константин Бяков руководитель мотонаправления компании «ЭлитАвто» Иван Даркин ведущий менеджер компании «Техника Востока» Алексей

В Красноярске оживился рынок мототехники. По некоторым оценкам, спрос на снегоходы, гидроциклы, мотоциклы и т.п. технику вырос за последний год более чем в два раза. Среди основных причин такого роста увеличившийся интерес красноярцев к активному отдыху, пробки на дорогах и появление в городе гоночных трасс. Эксперты прогнозируют, что настоящий бум на мототехнику в Красноярске еще впереди.

эксперты

Александр Бычков
генеральный директор ПКФ «Краб»
Константин Бяков
руководитель мотонаправления компании «ЭлитАвто»
Иван Даркин
ведущий менеджер компании «Техника Востока»
Алексей Кагалов
руководитель отдела продаж компании «Автодом на Королева»
Алексей Козмерчук
генеральный директор компании «Сибирь»
Александр Падар
ведущий менеджер компании «Союзмото Красноярск»
Александр Панченко
генеральный директор компании «Росси» (мотосалон «Супер-байк»)
Александр Хохлов
директор компании «Альянс Енисей» (проект «Аллигатор»)

Руководитель мотонаправления компании «ЭлитАвто» (официальный дилер BMW) КОНСТАНТИН БЯКОВ: «Четыре года назад, когда у меня появился первый мотоцикл, по городу со мной вместе катались не больше пяти человек. Сейчас мотоциклистов сотни. И такой количественный рост коснулся не только мотоциклов: попробуйте летним вечером припарковаться у супермаркета — проблематично, потому что дорогу перегораживают машины с тележками, на которых скутеры или катера. Возросший интерес красноярцев к мототехнике заметен невооруженным глазом».

Рынок мототехники удвоился
Все без исключения участники местного рынка мототехники отмечают тенденцию увеличения спроса. По словам экспертов, красноярцы уже несколько лет демонстрируют интерес к снегоходам и мотоциклам, кроме того, в последнее время возрос спрос на водную технику и мотовездеходы. В оценке темпов роста мнения игроков разошлись. Как свидетельствуют данные генерального директора ПКФ «Краб» АЛЕКСАНДРА БЫЧКОВА, местный рынок мототехники увеличился за последний год в 3-4 раза. Генеральный директор компании «Сибирь» АЛЕКСЕЙ КОЗМЕРЧУК оценил рост рынка в 100%. Ведущий менеджер компании «Техника Востока» ИВАН ДАРКИН привел такие показатели динамики спроса: «По моим наблюдениям, увеличение спроса на мототехнику началось с конца 2004 года. Если тогда мы продали 10 мотоциклов, то в этот сезон — 50». «Я бы не стал называть спрос на мототехнику ажиотажным, но тенденция роста, безусловно, существует», — считает генеральный директор компании «Росси» (мотосалон «Супер-байк») АЛЕКСАНДР ПАНЧЕНКО.

«Еще три года назад, например, новые мотоциклы в Красноярске никто не продавал, сейчас же в городе официально представляют различные их марки не менее 4 компаний», — рассказал руководитель отдела продаж компании «Автодом на Королева» АЛЕКСЕЙ КАГАЛОВ. Всего же в городе на рынке мототехники работают, по данным г-на Бычкова, 6-8 компаний, представляющих бренды BRP, Polaris, YAMAHA, Arctic Cat, Honda, Suzuki, Kawasaki, BMW. Кроме того, среди участников этого рынка и аукционные компании, привозящие мототехнику в основном с японских аукционов. По словам специалистов, наибольшим спросом у таких фирм пользуются мотоциклы. «По моей оценке, доля продаваемых «вторичных» мотоциклов составляет более 70%. Если новых машин было реализовано в этом году около 50, то «бэушных» — около полутора сотен», — сказал Константин Бяков.
Красноярцы заинтересовались активным отдыхом
Директор компании «Альянс Енисей» (проект «Аллигатор») АЛЕКСАНДР ХОХЛОВ уверен, что одна из основных причин роста местного моторынка — это смена красноярцами приоритетов в отдыхе. «Людям надоело отдыхать по традиционной схеме: ресторан, сауна, база отдыха, шашлыки, спиртное. Многие заинтересовались активным отдыхом, для которого наша техника и предназначена».
Это мнение поддерживает и Алексей Козмерчук: «Красноярцы уже «наелись» пассивным отдыхом на морских побережьях. Они хотят активного времяпрепровождения, к тому же местная природа этому способствует». Руководитель «Сибири» привел такой пример: сейчас около 90% продаваемых в нашем регионе снегоходов — унитарные и горные, то есть предназначенные для охоты и экстремального отдыха.

Росту рынка способствует и увеличивающийся уровень благосостояния населения, утверждают эксперты. «Достаток наших потребителей увеличивается. Кроме того, у них появилась возможность покупать технику в кредит. Мне известны примеры, когда в Красноярске люди приобретали по 2-3 мотоцикла и снегохода», — говорит Александр Хохлов.

Игроки также отметили, что в этом году на развитие рынка серьезное влияние оказало открытие гоночных трасс «Красное кольцо» и «Форсаж». «В этом сезоне люди стали больше ориентироваться на спортивные мотоциклы, так как появилась трасса «Красное кольцо», а следовательно, и возможность экстремального вождения», — сказал Александр Панченко.

«С картингдромом «Форсаж» у нас уже имеется ряд совместных проектов. Сейчас разрабатываем зимний вариант трассы — для снегоходов, начинаем подбор инструкторов. Появление специализированных гоночных площадок, безусловно, способствует росту рынка мототехники», — считает Александр Хохлов.

Константин Бяков добавил, что потребительский интерес к этому продукту подогревают и сами производители, постоянно обновляющие модельные ряды и совершенствующие качество мототехники. «Например, одну из моделей BMW уже адаптировали под наши «убитые» дороги. Ни на ямы, ни на открытые колодцы этот мотоцикл не реагирует», — сказал г-н Бяков.
Мотобизнес — высокорискованный сегмент
Однако аналитики обозначили и ряд факторов, ограничивающих рост моторынка. АЛЕКСАНДР ПАДАР, ведущий менеджер компании «Союзмото Красноярск»: «У нас в городе нет культуры поведения на дороге. В частности, это касается автомобилистов, которые не считают мотоциклистов полноценными участниками движения. Они их просто не замечают, подвергая тем самым и себя, и их большому риску».

Кроме того, мототехника небезопасное приобретение. Если ее водитель неправильно одет или не владеет в полной мере навыками вождения, то она может повести себя агрессивно. «Покупка мотоцикла, квадроцикла и т.п. отнюдь не гарантирует получение удовольствия от их эксплуатации. Нужна школа вождения. Новички, летящие без экипировки, без шлема, без навыков езды, падают — это не секрет», — прокомментировал Константин Бяков. Не располагают потребителей, по словам эксперта, к покупке мототехники и разбитые городские дороги. «Большинство мотоциклов приспособлено для идеальных автобанов», — говорит г-н Бяков.

Рискованно мотонаправление и для самих компаний. Этот бизнес сезонный, например, снегоходы продаются только осенью, мотоциклы, гидроциклы, мотовездеходы — весной. Александр Хохлов видит решение проблемы сезонности спроса так: «Мы стараемся продавать разные виды техники: не только зимние — снегоходы, но и летние — гидроциклы, мотоциклы, лодочные моторы — в этом случае проблема сезонности уходит. Кроме того, мы будем охватывать по мере своих возможностей максимальное количество брендов. Сегодня у нас 4 дилерских соглашения, будем в дальнейшем стараться присоединить к ним и новые бренды».
При этом бизнес капиталоемкий. «Для потребителя такой техники важно ее увидеть, посидеть, пощупать, а для этого нужны выставочные площади и модели в наличии. Потому к сезону мы привозили в салон как можно больше техники. Притом продалась она не вся, в итоге деньги заморозились», — поделился Александр Панченко. По его словам, назвать это направление на сегодняшний день бизнес-проектом сложно. «Пока это скорее проект на перспективу, выросший из собственного хобби. Сейчас вложения в данное направление я расцениваю как имиджевые», — сказал г-н Панченко.

Константин Бяков: «Для «Медведя» («ЭлитАвто» входит в «Медведь Холдинг») продажа мотоциклов BMW — элемент престижа. Дистрибьютор выбрал нас первым и единственным дилером марки за Уралом. Пока это не то направление, на котором мы зарабатываем большие деньги, но с наращиванием клиентской базы ситуация, думаю, изменится».
Также эксперты предполагают, что доходными направлениями для компаний могут стать сервисное обслуживание, продажа экипировки и аксессуаров, дополнительные услуги, например, хранение мототехники.
Клубный маркетинг
В качестве одного из маркетинговых ходов компании используют создание клубов, которые позволяют объединять, обучать навыкам вождения любителей мототехники и одновременно получать в их лице потенциальных клиентов. Такие клубы уже есть у нескольких красноярских компаний.

«Мы организовываем клуб приключений с одноименным названием «Аллигатор». Недавно провели первый слет, на котором назначили президента клуба, его зама и обозначили ближайшие цели. Они сформулированы так: привлечь людей к активному отдыху, привить навык безопасного вождения. Будем разрабатывать путешествия, обучать начинающих, организовывать соревнования», — говорит Александр Хохлов. Эксперт не скрывает, что видит участников клуба и как потенциальных клиентов магазина «Аллигатор». «Мы будем предлагать им удобные схемы получения информации. Например, отправлять через сотовую связь сообщения о новых поступлениях техники, экипировки. Те члены клуба, которые будут обслуживаться у нас в магазине или сервисном центре, получат скидки. Кроме этого, для членов клуба готовятся охраняемые металлические модули для хранения техники», — рассказал г-н Хохлов.
Зарождается подобный клуб и в «ЭлитАвто». «Название клубу мы еще не придумали, но он существует — клуб любителей мотоциклов BMW. У нас уже были официальные мероприятия, например, летом провели мотопробег, в котором участвовало более 20 человек», — пояснил Константин Бяков.
Компании в ожидании бума
Специалисты прогнозируют, что спрос на мототехнику будет только расти. «Значительно расширяется круг покупателей, например, недавно у нас мотоцикл купила женщина», — рассказал Алексей Кагалов. Также участники рынка полагают, что рост будет идти и за счет увеличения парка техники уже существующих клиентов. Например, считается, что у хорошего байкера должно быть не меньше пяти мотоциклов.

Некоторые игроки надеются, что со временем мототехника перестанет быть просто игрушкой и начнет выполнять задачу мобильного средства передвижения. Константин Бяков: «Мотоцикл в пробках очень хорошо выручает. В Москве сплошь и рядом люди в деловых костюмах передвигаются на мотоциклах, для нас это же большая редкость. Но, думаю, и в Красноярске так будет — на мотоцикле успеваешь везде».

Знатоки рынка также уверены, что уже в ближайшей перспективе мототехника будет востребована в индустрии развлечений. В частности, по их мнению, ею должен заинтересоваться туристический бизнес. «Эта техника очень расположена к тому, чтобы развивать туризм. Наличием бани на турбазе уже никого не удивишь, а вот покататься на гидроцикле летом или на снегоходе зимой хотят многие. В развитых странах туризм и мототехника всегда идут вместе», — говорит Александр Хохлов.

Александр Падар считает, что бум на мототехнику еще впереди. «Например, в планах нашей компании увеличить продажи мотоциклов в ближайшие год-два с 10 единиц до 50», — поделился г-н Падар.