Меню

Компьютерный ритейл попал в техноторговые сети

эксперты Мария Артемьева бренд-менеджер проекта «Позитроника» Максим Багаев руководитель розничного отдела компании «Аверс» Роман Дроздов коммерческий директор компании «Старком» Ирина Казиц

Техноторговые сети продолжают активное наступление на компьютерный ритейл, становясь реальной угрозой для игроков, специализирующихся на продаже «железа». Ужесточающаяся конкуренция уже привела к тому, что некоторые местные компании сокращают свое присутствие в этом сегменте или уходят в другие ниши. По прогнозам экспертов, продавцам быттехники под силу завоевать до 50% красноярского компьютерного ритейла.

эксперты
Мария Артемьева
бренд-менеджер проекта «Позитроника»
Максим Багаев
руководитель розничного отдела компании «Аверс»
Роман Дроздов
коммерческий директор компании «Старком»
Ирина Казицина
управляющая магазином «Позитроника»
Михаил Леонтьев
директор компании «Борлас-СБ»
Константин Подлесный
генеральный директор компании «Ками-Красноярск»
Максим Савватин
специалист по исследованиям рынка iKS-Consulting
Надежда Сенюк
директор по связям с общественностью компании «Техносила»
Тимофей Суровцев
директор по связям с общественностью компании «Эльдорадо»

«Красноярск входит в десятку городов России по объему продаж IT-продукции. Местный рынок компьютерной техники растет очень серьезными темпами — около 20% в год», — рассказал руководитель розничного отдела компании «Аверс» МАКСИМ БАГАЕВ. При этом темпы роста этого рынка превышают среднероссийские показатели. По словам директора компании «Борлас-СБ» МИХАИЛА ЛЕОНТЬЕВА, в России за период с августа 2005 г. по август 2006 г. продажи настольных компьютеров выросли только на 5-6%, ноутбуков — на 15-20%.
Способствует увеличению спроса постепенное снижение стоимости IT-продукции (по подсчетам РОМАНА ДРОЗДОВА, коммерческого директора компании «Старком», в нижнем ценовом сегменте ноутбук сейчас можно приобрести за 15-17 тыс. руб., тогда как год назад такая покупка обошлась бы минимум в 20 тыс. руб.). Стимулируют спрос, по словам экс­пертов, и новые IT-технологии.
Несмотря на высокие показатели темпов роста местного «железного» рынка, пока не более 20-25% красноярцев, по оценкам Романа Дроздова, имеют домашний компьютер или ноутбук. «До максимального проникновения еще очень далеко. Резерв рынка огромен», — считает г-н Дроздов.

Четверть рынка компьютерной техники уже в сетях
Местные продавцы компьютерной техники отмечают, что такой перспективный рынок все больше привлекает неспециализированные техноторговые сети. Первой из непрофильных компаний это направление стала осваивать федеральная сеть «Эльдорадо», позже компьютерным ритейлом заинтересовались местные техноторговые сети «БытТехника» и «АЛПИ».
«Широкопрофильной рознице интересно расти в этом направлении. Большинство покупателей компьютерной техники — неспециалисты, им удобнее приобрести уже собранный, рабочий ПК в привычном магазине бытовой электроники», — пояснил ТИМОФЕЙ СУРОВЦЕВ, директор по связям с общественностью «Эльдорадо».
По данным департамента финансового планирования и анализа компании «Эльдорадо», объем продаж компьютерной техники в их сети в августе 2006 г. вырос на 42%, по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. При этом в штучном исчислении объем продаж настольных компьютеров увеличился на 7%, а ноутбуков — более чем на 150%.
Эксперты отмечают, что техноторговые сети уже отвоевали серьезную часть компьютерного рынка у специализированных ритейлеров. По оценке Максима Багаева, доля IT-оборудования, продаваемого в Красноярске «специалистами по быттехнике», доходит до 20-25%.
Покупателей берут «агрессивной» рекламой
Федеральные техноторговые сети уверенно набирают обороты в работе с компьютерной техникой еще и потому, что имеют ряд конкурентных преимуществ перед специализированными местными компаниями. По мнению МАКСИМА САВВАТИНА, специалиста по исследованиям рынка iKS-Consulting, успешное внедрение сетей в узкоспециализированный рынок продаж компьютерной техники стало возможным благодаря внушительным бюджетам на маркетинг и рекламу. Роман Дроздов подтверждает: «Федеральные компании имеют возможность запускать рекламу в прайм-тайм на 1 канале, проводить громкие PR-акции, распродажи. В итоге за их техникой люди выстраиваются в очередь. Ни один местный продавец не сможет профинансировать столь массированную рекламную кампанию», — уверен г-н Дроздов.
По словам экспертов, сетевые «захватчики» компьютерного ритейла могут себе позволить «играть на ценах» за счет больших оборотов и прямых контактов с производителями и дистрибьюторами IT-продукции. Максим Савватин: «Крупные сети имеют возможность договариваться с производителями о снижении стоимости на конкретную продукцию. Они устраивают совместные акции, существенно демпингуя по отдельным позициям. При рекламной поддержке успех таких акций гарантирован».
Эксперты отметили, что компьютерную технику приобретают в сетях или постоянные покупатели, которым проще купить товар в привычном месте, или люди, не стремящиеся разбираться во всех сложностях такой техники. Ориентируясь на потребителя, формулирующего свою по­требность просто: «Мне нужен компьютер», сети предлагают в основном «коробочные» продукты. Тимофей Суровцев: «Эльдорадо» продает не разрозненные части компьютера, из которых не каждый сможет собрать нечто целое, а готовые решения. Клиенту остается только выбрать подходящий ему вариант».
Михаил Леонтьев уверен, что при таком подходе сетям сложно выстраивать гибкую ассортиментную политику и чутко реагировать на появление IT-новинок. «Для сетей важна прежде всего оборачиваемость товара. Поэтому в их ассортименте в основном «средние» предложения: не совсем уж дешевый товар низкого качества и в то же время не дорогой товар экстра-класса», — отметил г-н Леонтьев. Представители техноторговых сетей готовы спорить с таким утверждением. Тимофей Суровцев рассказал, что сеть «Эльдорадо» следит за новинками и раньше других компаний включает их в свой ассортимент. «Например, совсем недавно на рынке появилась революционная разработка компании Intel — двухъядерный процессор Pentium D. Так вот, массовые продажи компьютеров на его основе в России впервые начались именно в сети «Эльдорадо», — уточнил г-н Суровцев.
Местные игроки уходят из компьютерного ритейла
Конкурентные преимущества техноторговых сетей уже обеспечили им сущест­венную часть рынка в различных городах. Например, по словам Максима Багаева, в Москве доля сетей в продажах IT-оборудования доходит до 50%, в Казани — до 80%. «Даже в Санкт-Петербурге, где традиционно три местные специализированные компании занимали 80% рынка и чувствовали себя вполне спокойно, сеть «Эльдорадо» за 1 полугодие 2006 г. вышла на первое место по продаже принтеров Epson. Это уже серьезный сигнал», — рассказал Роман Дроздов.
Помочь региональным продавцам компьютерной техники противостоять столь мощному натиску техноторговых сетей решила компания Merlion, создавшая проект специализированной федеральной компьютерной сети «Позитроника». Весной 2006 г. сразу две местные компании — «Аверс» и «Старком» — стали франчайзи «Позитроники» и открыли магазины под этим брендом. По словам бренд-менеджера проекта «Позитроника» МАРИИ АРТЕМЬЕВОЙ, компания активно поддерживает своих региональных партнеров. «При открытии каждого магазина «Позитроника» мы проводим 3-недельную локальную рекламную кампанию. Кроме того, повышаем узнаваемость торговой марки на федеральном уровне с помощью рекламы на четырех крупных телеканалах», — рассказала г-жа Артемьева.
ИРИНА КАЗИЦИНА, управляющая магазином «Позитроника» («Старком»), подсчитала, что за последние два месяца объем продаж в ее торговой точке растет примерно на 30%. «Мы будем успешно конкурировать с сетями «Эльдорадо», «БытТехника» и «АЛПИ»», — уверена г-жа Казицина.
Усиление конкуренции на рынке продолжает ронять рентабельность этого бизнеса. Сейчас, по подсчетам Михаила Леонтьева, она составляет 8-12%, «старожилы» же помнят времена, когда она доходила до 400%. По мнению экспертов, в существующих условиях местным ритейлерам остается выстраивать сети по примеру компаний «Аверс», «Старком» и «Компак» или диверсифицировать бизнес в сторону свободных ниш, например, IT-консалтинга и аутсорсинга.
Некоторые игроки и вовсе уходят из компьютерного ритейла. Так поступила компания «Ками-Красноярск», сократив до 5% свою долю в компьютерном ритейле и сконцентрировавшись на системной интеграции и инженерных сетях (см. «ДК» №19 (44), 16 октября 2006 г.).
Рынок поделят «Позитроника» и техноторговые сети
Эксперты уверены, что конкуренция станет еще более жесткой после прихода в Красноярск таких крупных федеральных компаний, как «М.Видео», «Техносила» и «Мир». Роман Дроздов считает, что их появление на местном рынке — вопрос ближайшего времени: «Я думаю, что уже в следующем году, когда будут достроены торговые центры, где эти компании заявлены якорными арендаторами, они войдут на рынок».
Директор по связям с общественностью компании «Техносила» НАДЕЖДА СЕНЮК подтвердила «ДК» намерение компании в скором времени выйти на краснояр­ский рынок. «На ближайшие 2-3 года Сибирь станет одним из наиболее приоритетных регионов развития нашей сети. В планах открытие гипермаркетов в Краснояр­ске, Иркутске, Кемерове, Омске, Абакане и других городах», — сообщила г-жа Сенюк.
Эксперты считают, что с появлением на красноярском рынке «трех богатырей» — «М.Видео», «Техносилы» и «Мира» — доля техноторговых сетей в местном компьютерном ритейле вырастет до 50%. Но не исключено, что благодаря развитию проекта «Позитроника» ситуацию «переломят» компании «Аверс» и «Старком». Роман Дроздов поделился планами своей компании об открытии в крае еще трех магазинов под этим федеральным брендом. «Пози­троника» — задел на будущее для нас, перспектива ближайших трех лет», — сказал г-н Дроздов. КОНСТАНТИН ПОДЛЕСНЫЙ, генеральный директор компании «Ками-Красноярск», считает, если компании «Аверс» и «Старком» «подтянут» свои сети под проект «Позитроника», в перспективе они совместно смогут занять до 70% местного компьютерного рынка.