В мэрии рассматривают возможность ограничения этажности до 16-17 этажей, вместо предлагаемых ранее 10 этажей. Мы спросили: как вы относитесь к этому ограничению и будет ли городу лучше от этого.
Вячеслав Дюков, депутат городского совета Красноярска:
Не бывает универсальных рецептов. Где-то высотки необходимы, в другом месте неприемлемы. Например, если речь идет о решении проблемы переселения из ветхого и аварийного жилья по программе развития застроенных территорий, то там экономическое обоснование проекта, порой, зависит от высотности здания. Иначе проект будет застройщику неинтересен и ветхие бараки будут стоять веками. Также высотные здания, на мой взгляд, органичны при строительстве «бизнес-сити» в тех районах города, где кипит деловая жизнь, а инфраструктура для бизнеса располагается концентрировано. Однако такие островки деловой жизни не должны входить в противоречие с жилой застройкой или природным ландшафтом. Небоскреб может органично вписаться в ткань города, а может ее изуродовать.
Мое мнение — в этом вопросе нужен индивидуальный подход к каждому отдельному проекту. Яркий пример — микрорайон «Тихие зори». Мы его много раз отправляли на доработку и наконец добились отличного результата. На прошедшем Градостроительном Совете был впечатлен тем, как можно, оказывается, технологически, архитектурно-эстетически, инфраструктурно преобразовать проект целого микрорайона, соблюдая баланс зданий разноэтажной застройки, наличия парковок, магазинов, детских садов, школ и пр. И даже два печально известных «человейника», которые столько критиковали, заиграли совершенно новыми красками. Это как раз та комплексность застройки, о которой мы так долго говорили».
Михаил Сарченко, заместитель директора по маркетингу и развитию ГСК «Красстрой»
На самом деле, уменьшение максимальной этажности застройки может показаться позитивным шагом только для обывателей, для тех, кто совсем не разбирается в строительстве. В последнее время даже обычные жители города понимают, что снижение этажности домов не приведёт ни к чему хорошему. Хорошо, что в мэрии одумались и решают вопрос об ограничении застройки хотя бы 16 этажами. Одним из главных коэффициентов при строительстве жилья является коэффициент плотности застройки — это отношение всех этажей зданий к площади участка. При одном и том же коэффициенте плотности застройки дома с небольшой этажностью будут стоять плотнее друг к другу, чем высотки. Следовательно, чем меньше будет этажность зданий, тем меньше будет расстояние между окнами соседних домов, на которое и сейчас жалуются люди, снизится количество парковочных мест во дворах, уменьшится площадь придомовой территории, ухудшится её инфраструктурное обеспечение. Из архитектуры города исчезнет многообразие — все дома станут одинаковыми, невзрачными. Даже по плану большая часть земель, предназначенных для строительства домов в городе, относится к землям для многоэтажной застройки, где указана минимальная планка в 9 этажей. Если мэрия введёт ограничение в 10 этажей, эти земли будут использоваться нерационально.
Стоимость квадратного метра может вырасти, причем значительно. В докризисные годы застройщики делали существенную надбавку к себестоимости жилья, но после кризиса ситуация изменилась — сейчас застройщики делают невысокую наценку, около 10%. При ограничении этажности застройки все дополнительные затраты лягут на плечи покупателей, и стоимость квартир в новостройке вырастет примерно на 7-15%. Из-за уменьшения спроса на новое жилье, темпы ввода жилья в эксплуатацию также снизятся, а спрос и стоимость вторичного жилья вырастут. Вместо квартиры в новостройке люди будут выбирать квартиру в доме 2-3-х летней постройки. Это ведь не машина, которая за 3 года может выйти из строя, с жильем за этот срок мало что происходит.
Сергей Шахматов, эколог, председатель регионального отделения российской экологической партии «Зелёные».
«Будучи экологом, который занимается проблемами Красноярска много лет, считаю: этажность домов фактически не влияет на экологическую ситуацию в Красноярске. Конечно, у нас есть проблема загрязнения и повышения концентрации загрязняющих веществ в приземном слое на высоте 1.5-2м от земли, но она чаще наблюдается именно в закрытых квартальных территориях. Если дома стоят по периметру, а дворы — колодезного типа, этажность влияет в части повышения концентрации в тот или иной промежуток времени. Особенно это ощущается в период безветрия. В этих случаях концентрация веществ фактически не испаряется и не поднимается наверх. В остальных случаях этажность домов практически никак не влияет на повышение концентрации в приземном слое. Застройка перьевым типом около Енисея наоборот поднимает скорость и продуваемость ветра с Енисея. На эту тему даже есть несколько исследований от новосибирских и московских экологов».
Антон Шаталов, архитектор, управляющий партнер в ООО «Проектдевелопмент».
По моему скромному мнению, большой разницы между 25-этажным и 16-ти этажным домами нет. В вопросе этажности зданий необходимо иметь понятную стратегию, логику и только тогда выстраивать какую-либо политику. Нельзя просто взять и ввести жесткий запрет на строительство выше 10 или 16 этажей. В нашем городе есть разработанные администрацией, утвержденные горсоветом и Главой города правила землепользования и застройки, которых необходимо придерживаться при разрешении этого вопроса. Однако проведение политики по снижению средней этажности зданий и возврат к традиционному типу застройки, на мой взгляд, городу и его жителям будут полезны. В Красноярске 9-10 этажей – это верхний предел комфортного строительства. Однако есть районы, в которых высотки будут уместны. К примеру, на Копылова — они украшают район, вносят разнообразие в силуэт, являются городскими акцентами. Этот вопрос намного более комплексный, чем кажется. Отдельная тема — окраины города. В нашем городе с их застройкой творится полное безобразие. Плотность жилой застройки на периферии Красноярска часто выше, чем в центральной части города. Плотность нормального, хорошо функционирующего города должна снижаться от центра к периферии. Ведь на окраинах, как правило, нет развитой инфраструктуры, подходящей для комфортной жизни. Ближе к центру ситуация меняется — там лучше развита как транспортная, так и социальная инфраструктура. Высокая плотность здесь – благо. Совершенно ответственно могу заявить: чем компактнее город, тем он экологичнее. Однако я бы не торопился кого-то обвинять в сложившейся ситуации, ведь правовые документы, легитимизирующие текущее положение вещей, были приняты открыто и совершенно законным путем.