Меню

Концерты отменяются из-за однообразного маркетинга

Каждый концертно-театральный сезон отмечаю, как все больше оживляется гастрольная жизнь в Красноярске. Согласитесь, такого изобилия эстрадных и театральных звезд любой величины мы раньше не наблюдали.

Разнообразие баннеров и афиш на заборах, рекламирующих выступления самых разнообразных представителей шоу-бизнеса, тоже свидетельствует, что гастрольный рынок в Красноярске процветает. И, по идее, все должны быть этим довольны: и промоутеры, и артисты, и, прежде всего, публика.

Но публика как раз ворчит. Сезон 2011/12 в нашем городе завершается под лозунгом «концерт отменен». Владимир Чернов, «Ласковый май», «Чичерина», Лайма Вайкуле, Марина Влади, «Песняры», резиденты «Comedy club», Игорь Николаев не смогли приехать «по семейным обстоятельствам», «в связи с телевизионными съемками», «из-за болезни». Иногда мы слышим, что отмена произошла из-за низкого зрительского интереса. Насколько я знаю, в большинстве случаев именно это единственная правильная причина. Почему же люди не идут на концерты?

Самое первое, что приходит на ум, — красноярцев «закормили» привозами звезд. По моим оценкам, за прошедший сезон в городе было проведено около 520 мероприятий, которые можно отнести к гастролям, причем в это число не входят корпоративы и закрытые вечеринки с участием популярных артистов. Рынок перенасыщен? Вряд ли, в миллионном городе ему есть куда расти, и количество гастролей может легко увеличиться на 50% или даже удвоиться. Правда, для этого Красноярску не хватает профессиональных концертных площадок вместимостью 1500-2000 человек. Настоящая мука зрителям и артистам, когда концерт проводится в неприспособленном для этого месте: театре или цирке.

Вторая, казалось бы, очевидная причина того, что билеты плохо продаются, — их высокая стоимость. Но давайте сравним. В среднем стоимость билета на концерт начинается от 600-1000 руб. В клубах она увеличивается в соответствии с интенсивностью продаж и наличием посадочных мест, в концертных залах — в зависимости от близости к сцене. Средняя цена билетов в красноярских театрах — 300-400 рублей, в кинотеатрах на вечерние сеансы — 200-250 руб. Мне кажется, не такая уж большая разница в цене между фильмом «Мстители» и живым концертом легендарной группы «Браво».

Получается парадоксальная ситуация — объективных предпосылок для массовой отмены концертов нет, но они отменяются. Концертно-гастрольные агентства, на мой взгляд, так увлечены борьбой между собой и за рынок, что не замечают своих недоработок. Сейчас в городе работают около 20 организаторов (промоутеров) выступлений звезд, это и агентства, и ночные клубы, и отдельные физические лица. Я не считаю тех, кто ограничивается 1-2 привозами за сезон.

Часть промоутеров работает в очень узком сегменте, который определен одним музыкальным стилем, они возят либо только рэперов, либо хард-металл-группы, либо «альтернативщиков», либо исполнителей классической музыки. Причем в своем поле они монополисты, там просто нет места конкуренции, выживет один или никто. Что примечательно, не могу вспомнить, чтобы какой-нибудь из подобных концертов был отменен.

Но большинство участников местного гастрольного рынка к специализации не стремится, конкурируя за самый лакомый кусок — массовых артистов. Они привозят «попсовиков» и «рокеров», которых мы каждый день видим на экранах телевизоров, слышим по радио. Между этими игроками идет война за звезд, за площадки и за зрителей. Главное оружие в этой борьбе — наращивание количества концертов. В этой гонке и совершаются ошибки, которые и влекут за собой отмены выступлений востребованных, ожидаемых артистов, полупустые залы. И главная из этих ошибок, на мой взгляд, однообразный маркетинг.

Организаторы применяют одни и те же способы продвижения для концертов с разной целевой аудиторией. Но вряд ли стоит ждать эффективной отдачи, рекламируя молодежную звезду на новостном ресурсе, а концерт «мастодонта» с 40-летним стажем — на постерах около вузов.

Я не вправе что-то советовать нашим уважаемым промоутерам. Но поскольку мой бизнес косвенно связан с гастрольной деятельностью, мои оценки не на пустом месте возникли. А как активный потребитель концертных услуг, я, наверное, могу рассчитывать на то, чтобы в новом сезоне концерты не отменялись пачками.

 

Роман Сорокожердьев
Колонка написана специально для «Делового квартала»