Меню

Косметологические клиники и салоны красоты

экспертыНаталья Биневская заведующая отделом организации работы предприятий бытовых и платных услуг департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрации г. Красноярска Любовь Вас

Ежегодно на красноярский рынок красоты выходят около 30 компаний. Новичков привлекает высокая рентабельность бизнеса. Эксперты прогнозируют рост рынка в ближайшие годы: крупные игроки займутся построением сетей и расширением спектра услуг, мелкие — освоением узких ниш.

эксперты
Наталья Биневская
заведующая отделом организации работы предприятий бытовых и платных услуг департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрации г. Красноярска
Любовь Василькова
директор салона красоты «Аморе»
Наталья Логинова
исполнительный директор компании «Афродита»
Ирина Маценко
директор краевого центра врачебной косметологии «Нефертити»
Юлия Стародаева
директор сети салонов «Экзотика»

Птятнадцать лет назад в Красноярске был выдан первый патент на оказание частных косметологических услуг. Этот бизнес начинали врачи — на списанных креслах в комнатках площадью шесть квадратных метров. Рентабельность доходила до 200-300%. Любовь Василькова, директор компании «Аморе»: «Довольно быстро я смогла самостоятельно заработать на новое оборудование, арендовала более приспособленное помещение. Иногда за день удавалось заработать столько, сколько мои коллеги в государственных клиниках получали за месяц».
Отсутствие ощутимой конкуренции на рынке, растущий спрос на услуги, высокая доходность привели к тому, что в конце 90-х в этот бизнес пошли уставшие сидеть дома жены успешных предпринимателей. По оценке директора краевого центра врачебной косметологии «Нефертити» Ирины Маценко, сегодня около 70% предприятий красноярской индустрии красоты возглавляют жены, сестры или другие родственницы руководителей крупных компаний.
Начиная с 2000 г., эксперты отмечают стабильно высокое внимание инвесторов к этому рынку. По данным мониторинга городского департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг, ежегодно число участников рынка увеличивается в среднем на 10%.

Beauty-рынок прирастает окраинами
По словам Любови Васильковой, индустрия красоты условно делится на бытовую и врачебную. Первую категорию представляют многочисленные парикмахерские и салоны красоты имиджевой направленности, вторую — косметологические клиники, центры врачебной косметологии, салоны красоты с перечнем врачебных услуг. Сейчас в Красноярске, по оценке департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг, в beauty-индустрии работает более 350 предприятий. Эти данные не претендуют на абсолютную объективность, потому что основываются только на мониторинге рынка. Официальный реестр компаний в городе не ведется, так как предприятия бытовой сферы услуг не обязаны информировать о своем открытии административные органы. В отличие от парикмахерских и имиджевых салонов красоты, косметологические клиники подлежат лицензированию Министерством здравоохранения РФ. Центры, предлагающие медицинские услуги, должны иметь лицензию Минздрава на косметологическую амбулаторно-поликлиническую помощь. Доля таких компаний на рынке — не более 3-4%.
По словам заведующей отделом организации работы предприятий бытовых и платных услуг департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг городской администрации Натальи Биневской, наибольшая плотность beauty-компаний — в Центральном и Железнодорожном районах. Здесь в основном расположены косметологические центры и салоны премиум-класса.
Растет рынок в основном за счет окраин: там чаще всего открываются небольшие бюджетные салоны. Часто, по словам г-жи Биневской, они появляются стихийно, не ориентируясь на потребительский спрос. Во многом это связано с тем, что на красноярском рынке коммерческой недвижимости нет свободных предложений. Концепция таких заведений диктуется не соображениями экономической целесообразности, а числом квадратных метров. По новым санитарным нормам, принятым в 2003 г., для каждой услуги внутри салона должно быть отведено отдельное помещение площадью от 8 до 15 кв.м. Заполучить такие «хоромы» в ситуации дефицита недвижимости удается немногим.
Салоны увеличивают обороты за счет непрофильных направлений
Порог вхождения в этот бизнес участники рынка определяют по-разному. Мелкие игроки называют сумму в $100 тыс. Этих денег хватит, чтобы открыть небольшой салон на 2-3 парикмахерских кресла, с кабинетом косметологии и маникюра.
Для открытия косметологической клиники в центре города необходимы минимум $400-500 тыс. Из этих денег большая часть уйдет на аренду помещения, ремонт и оборудование (аппарат высокого класса стоит 30-50 тыс. евро). По словам Ирины Маценко, в последние годы привлекательным, с точки зрения рентабельности, стал сегмент косметологических услуг: его доходность составляет 20-40%, тогда как рентабельность парикмахерских услуг — 15-20%. В бытовой нише, по оценке эксперта, издержки гораздо выше, чем во врачебной.
Юлия Стародаева, директор сети салонов «Экзотика»: «Срок окупаемости инвестиций зависит от целого ряда факторов. Во-первых, от объема инвестиций. Чем больше вкладываешь, тем выше срок окупаемости: в премиум-классе это 4-5 лет, в миддл- и эконом-классе — 2-3 года. Во-вторых, от динамики внедрения новых услуг, причем здесь всегда есть риск, что новинка не приживется на рынке и ваши деньги вылетят в трубу».
Как отмечают собственники салонов, успешность бизнеса во многом зависит от умения предложить нечто оригинальное и новое. Рынок косметологии подвижен, перечень предложений постоянно расширяется. «Иногда введешь что-то новое и успокоишься на месяц-другой, а твои конкуренты в это время привезли следующую новинку. Отставать в нашем деле нельзя. Поэтому идешь в банк, берешь кредит и внедряешь еще одну услугу», — говорит Ирина Маценко.
В условиях усиливающейся конкуренции участники расширяют бизнес за счет дополнительных направлений (продажа сопутствующих товаров, дистрибуция московских и зарубежных косметических брендов, обучение парикмахерскому и косметологическому искусству). По разным оценкам, от 15% до 25% в общей выручке крупных компаний приходится на долю дополнительных услуг. При минимальных накладных расходах спрос потребителей на продукцию «со стороны» постоянно растет. Например, за 3 года работы в этом направлении продажи косметики и сопутствующих средств в «Нефертити» выросли в 5 раз (занимают около четверти в общем обороте компании).
Слабый менеджмент
губит новичков
По мнению исполнительного директора компании «Афродита» Натальи Логиновой, одна из проблем, которая может погубить beauty-компанию, — отсутствие хорошего управленца. Игрок может выйти на рынок без концепции заведения и стратегии развития собственного бизнеса. Владельцы косметологических салонов не всегда имеют представление о менеджменте и маркетинге. Во многом из-за управленческих промахов около трети новичков не могут продержаться и года.
Также местный рынок испытывает дефицит высококвалифицированных врачей-косметологов и парикмахеров. Профессионалы — для салонов сегодня главное конкурентное преимущество. Ирина Маценко: «Внешним антуражем уже никого не удивишь. Люди идут к конкретному мастеру. А мастеров с именем на нашем рынке немного».
Владельцы бизнеса, по признанию директора «Нефертити», холят и лелеют высококлассных специалистов. В противном случае их уведут конкуренты. Переманивание друг у друга работников — обычная практика в Красноярске. По словам одного игрока, пожелавшего остаться неназванным, в качестве бонуса за переход в его компанию высококлассному врачу-косметологу предложили квартиру.
Любовь Василькова: «Риски потери «звездного» специалиста на нашем рынке очень высоки. И поэтому, я считаю, основную ставку в салонном бизнесе следует делать на сплоченную, эффективную команду, а не на талантливых одиночек».
«Высокая красота» пошла в средний класс
Как отметила Юлия Стародаева, местный beauty-рынок пока находится в стадии формирования: «На мой взгляд, у нас хорошо просматривается только группа лидеров, почти все они позиционируются в премиум-классе. Ниши миддл- и эконом-сектора еще не сформированы. Сегодня в городе не хватает качественных услуг по доступным, средним ценам».
Но, как замечают другие участники рынка, в последние год-два интерес к миддл-нише, особенно в сегменте косметологических клиник, проявляют компании, еще недавно ориентировавшиеся только на vip-клиентов. По словам Любови Васильковой, посещаемость заведений, работающих исключительно в сегменте премиум, не превышает 50%. «Мне известны случаи, когда в элитных клиниках дорогостоящее оборудование простаивает месяцами, — рассказывает г-жа Василькова. — Во многом потому, что «випы» по-прежнему предпочитают получать элитные косметологические услуги за рубежом или в столице».
Ирина Маценко: «Несколько лет подряд мы ориентировались только на премиум-класс, но сейчас отказались от такого позиционирования. Постоянно увеличивается спектр косметологических услуг, соответственно, растет круг потребителей. Например, в лазерной медицине, которую мы активно продвигаем у себя в центре, нуждается каждый второй человек». По словам г-жи Маценко, смена ниши позволила компании ежемесячно увеличивать клиентскую базу на 100 человек.
«Думаю, в ближайшем будущем многие премиальные салоны и клиники перейдут в средний ценовой сегмент. Заведений, ориентированных только на премиальную нишу, останется единицы», — прогнозирует Ирина Маценко.
Мелким компаниям — узкие ниши
По единодушному мнению игроков, рост красноярского «рынка красоты» в ближайшие 2-3 года продолжится. В частности, крупные участники займутся построением сетей. Активнее других в этом направлении развивается компания «Экзотика». Она уже имеет два салона в Советском районе и два — в центре города. Как рассказала «ДК» Юлия Стародаева, в ближайшее время компания планирует открыть еще один салон. К традиционному набору косметологических и имиджевых услуг «Экзотика» добавила фитнес. На правобережье строит сеть компания «Афродита». Сейчас она состоит из двух салонов, в этом году, по словам Натальи Логиновой, планируется ее расширение. Каждый филиал будет полностью повторять концепцию головного.
По мнению экспертов, даже в ситуации расширения бизнеса крупными игроками на рынке останутся пустующие ниши. Ирина Маценко считает, что в Красноярске абсолютно не освоен сегмент узкоспециализированных салонов. К слову, на московском рынке эта ниша уже начинает наполняться нейл-арт-студиями, SPA и визаж-салонами и т. д. «Клиенты крупных компаний уже привыкли получать услуги в комплексе, и мы вынуждены с этим считаться, — говорит г-жа Маценко. — У мелких компаний и новичков есть хорошая возможность заняться специализацией, не распыляя средства на дополнительные услуги».
Возможность прихода на местный рынок крупных федеральных сетевых игроков большинство экспертов оценили как маловероятную. По их мнению, этот бизнес трудоемкий, и управлять им дистанционно сложно. Ирина Маценко же не исключает, что федералы войдут на красноярский рынок в высокорентабельный сегмент косметологических клиник. «Возможно, весомую долю в них, как сейчас в Москве, займет пластическая хирургия», — резюмировала г-жа Маценко.