Алексей Машегов, главный редактор журнала «Деловой квартал». Что бы там ни говорили про инновации, а двигать Россию вперед будут мускулы. И спортивные форумы — Олимпиада-2014 и чемпионат мира по фу
Что бы там ни говорили про инновации, а двигать Россию вперед будут мускулы. И спортивные форумы — Олимпиада-2014 и чемпионат мира по футболу-2018. Вокруг них будет строиться развитие страны и, прежде всего, крупных городов, напрямую задействованных в этих событиях. На месте мэров этих городов я бы каждое утро делал зарядку, отдавая дань Его Величеству Спорту — за деньги из федерального бюджета, на которые можно создать современную инфраструктуру и тысячи новых рабочих мест.
Особо повезло Казани. Ей в 2013-м принимать Универсиаду. Событие в мировом спортивном календаре, мягко говоря, не самое значимое. Вот вы смотрели по телевизору предыдущую Универсиаду или хотя бы знаете, где она была? То-то и оно. А между тем только на новую улично-дорожную сеть Казань получит 38 федеральных миллиардов. И аэропорт там переделают так, что он сможет принимать в 5 раз больше пассажиров, чем сейчас. Не очень понятно, правда, кто будет в таких количествах летать в Казань, когда Универсиада кончится, но это уже второй вопрос.
А если что-то пойдет не так — всегда можно списать, что это была генеральная репетиция, зато, мол, отработали негативные сценарии, чтобы уж в Сочи все прошло идеально.
Предолимпийское преображение Сочи восхищает всех, кроме самих сочинцев. Был там в апреле, посмотрел на стройки, постоял в пробках, которые вокруг строек (то есть везде), поговорил с жителями. Все переживают из-за вмешательства в экологию, боятся, что будет нарушено равновесие в их райском уголке. Но это отдельная тема, дискуссионная, а то, что в Сочи уже идут глобальные инвестиции, — факт. Власти, к слову, обещают, что экология только улучшится — будут построены заводы для переработки мусора.
А уж как вся доуральская Россия заживет после чемпионата мира по футболу Там ведь наведением порядка в отдельно взятом городе не обойдешься. И в нескольких городах — тоже. Как минимум надо будет устроить нормальные междугородние автотрассы, по которым помчатся автобусы с фанатами. Будут, конечно, и фанерные потемкинские деревни вдоль этих трасс, но я не сомневаюсь, что действительно много полезного и современного сделают — от Краснодара до Екатеринбурга.
А что же Красноярск? Мы в стороне останемся от праздников международной спортивной жизни? Если перевести с пафосного на практичный — в стороне от сопутствующих этим праздникам денег.
А Красноярск почти всегда и был на обочине. В советское время это был закрытый город, иностранцев не пускали. Правда, потом случился всплеск. В 97-м прошел чемпионат мира по вольной борьбе, в 99-м — на деньги Анатолия Быкова — крупный боксерский турнир, в 2001-м — Кубок европейских чемпионов по хоккею с мячом, приезжали регбисты Италии и Ирландии. И хотя в те времена в бюджетах было негусто, каждое такое событие оставляло свой социальный след — Коммунальный мост ремонтировали, стадионы облагораживали и т.д.
Но в последние годы — тишина. Последний официальный международный матч по регби прошел в Красноярске в 2008-м. Мастера другой нашей «коренной» игры — бенди — соревнуются в Казани, Кемерово, Кирове, но не у нас. Остался только турнир по вольной борьбе памяти Ивана Ярыгина, заформализованный настолько, что туда автобусами свозят детей из спортшкол, чтобы обеспечить посещаемость.
Многострадальный и многоскандальный Ледовый дворец — символ того застоя, что наблюдается в красноярском спорте (в его организационной части, прежде всего).
Но ситуация вроде бы сдвинулась с мертвой точки. Новый губернатор любит хоккей, команде «Сокол» пообещали место в высшей лиге, а значит, Ледовый дворец таки достроят. В феврале был представлен проект Академии зимних видов спорта. На его реализацию край получит от Федерации полмиллиарда рублей.
А в конце мая Лев Кузнецов подписал соглашение с Российским международным олимпийским университетом. Для края будут готовить спортивных управленцев, край будет готовить спортсменов. Кроме того, на базе СФУ создан Институт физической культуры, спорта и туризма.
То есть процесс пошел — Красноярск все же успел попасть в волну олимпийской активности. Понятно, что в силу удаленности от Европы крупным центром международного спорта Красноярску не стать никогда. Но те возможности, что есть, надо использовать по максимуму.
Алексей Машегов