Меню

Красноярская ГЭС: время новой энергии

Иллюстрация: Красноярская ГЭС

О масштабном проекте модернизации плотины Красноярской ГЭС рассказывает генеральный директор компании «ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация» — генеральный директор Красноярской ГЭС Сергей Кузнецов

Гидроэнергетики говорят, что у каждой плотины — своя судьба. Так, Красноярской ГЭС суждено было стать материальным символом промышленного развития Сибири в середине прошлого века. Однако сегодня гидростанция переживает новый виток развития, связанный с многомиллиардным проектом модернизации. 
Красноярская ГЭС — одна из первых гидростанций России, где началось серьезное «перевооружение». Почему наша плотина оказалась в первых рядах?
— Сегодня в стране происходит процесс консолидации энергетических активов: производство энергии и обслуживание замыкаются в единый процесс под управлением единого оператора. Именно по этому сценарию пошла компания Еn+Group, в которую входит Красноярская ГЭС. С одной стороны, на гидростанции сохранился уникальный коллектив и развиваются все лучшие профессиональные традиции, с другой —  ГЭС получила возможность жить по новым, более эффективным бизнес-моделям. Были убраны дублирующие функции, ушло в прошлое длительное согласование документов. Управленческие преобразования позволили сохранить наиболее конкурентные ценовые предложения на электроэнергию. Если же говорить о процессах модернизации, то консолидированный подход позволяет более эффективно планировать и реализовывать масштабные долгосрочные проекты. Яркий пример — Красноярская ГЭС, где за последнее десятилетие произошли кардинальные перемены в плане технического перевооружения.

Процесс замещения

Необходимость модернизации связана с тем, что эксплуатационный период гидростанций, построенных в прошлом веке, выходит на «финишную прямую»?
— Запас прочности нашей гидроэнергетики таков, что она служит гораздо дольше заявленных сроков. Ключевая задача модернизации сибирских ГЭС En+Group, проводимой в рамках программы «Новая энергия», заключается в другом. Уже 
к 2022 году Красноярская, Братская, Иркутская и Усть-Илимская ГЭС увеличат производство экологически чистой электроэнергии почти на 2 млрд кВт⋅ч в год, пропуская через турбины тот же объем воды. Благодаря этому энергия ГЭС сможет частично заместить энергию угольных электростанций. Это позволит экономить до 1 млн т угля в год и сократит выбросы парниковых газов угольных электростанций, что благоприятно отразится на экологической обстановке в сибирских регионах. 
Однако проблема остаточного ресурса тоже актуальна. В первую очередь это касается масштабного проекта замены рабочих колес на Красноярской ГЭС. 
Процесс уже стартовал? 
— В прошлом году на станцию по Северному морскому пути были доставлены два новых рабочих колеса. Они были произведены на Ленинградском металлическом заводе. Для нас это стало рубежной точкой. На гидростанции начался новый этап реконструкции. В апреле этого года уже был введен в работу гидроагрегат № 9 с первым замененным рабочим колесом. За несколько месяцев работы обновленный гидроагрегат показал улучшенные энергетические и кавитационные характеристики. КПД повысился с 94 до 96,7 %. В начале сентября текущего года начался плановый капитальный ремонт гидроагрегата № 5 для замены рабочего колеса в комплекте с гидротурбинным оборудованием. Гидроагрегат отслужил 50 лет. Это почти 250 000 часов работы и около 96,5 млрд кВт⋅ч поставленной электроэнергии. Также в рамках ремонтной программы будет произведено техническое перевооружение основного оборудования и цепей вторичной коммутации. Реконструкция позволит повысить надежность и эффективность работы гидроагрегата, улучшить технико-экономические показатели станции. Программа реконструкции рассчитана на несколько месяцев. Модернизированный гидроагрегат № 5 с новым рабочим колесом предполагается ввести в эксплуатацию в феврале 2019 года. 
Гидротурбины с новыми рабочими колесами, энергетические характеристики которых были подтверждены в ходе модельных испытаний, превосходят по своим показателям установленные на ГЭС турбины за счет применения в конструкции рабочего колеса инновационной лопастной системы, позволяющей обеспечить эффективность и динамическую стабильность модернизированных турбин.
И это только начало. Планируется замена всех 12 гидроагрегатов. Думаю, что это должно произойти в ближайшие 10 лет. 
Управитесь? 
— Программа модернизации подробно расписана вплоть до 2040 года. Замена рабочих колес — лишь одна ее часть. Срок, отпущенный на перевооружение всех 12 гидроагрегатов, — до 2029 года. Также в 2018 году продолжится замена силовых трансформаторов и устройств вторичной коммутации. В 2017 году на обновление ГЭС было потрачено 1,6 млрд рублей. Общая стоимость масштабной модернизации около 19 млрд рублей.

Формула двух «Э» 

Вы говорили об экологическом эффекте, а каков экономический эффект программы модернизации? 
— Например, в результате замены рабочих колес и силовых трансформаторов предполагается снижение затрат на проведение ремонтов, уменьшение штрафов и увеличение КПД работы гидроагрегатов, что позволит увеличить выработку более чем на 140 млн кВт⋅ч и, соответственно, увеличить выручку компании. Если мы говорим о замене устройств вторичной коммутации, экономический эффект проекта образуется за счет сохранения платежей, получаемых на рынке электроэнергии и мощности, а также освоения новых сегментов рынка.
Гидроэнергетику образно называют «энергией чистой воды». Вместе с тем огромное сооружение, перекрывшее реку, априори воздействует на экосистему. Как вы снижаете экологические риски от деятельности плотины?  
— Ежегодно на ГЭС проводят проверку аудиторы международной сертифицирующей компании DNV. Этим летом экологический аудит прошел в девятый раз. Международные эксперты проверили предприятие на соответствие стандартам системы экологического менеджмента и системы менеджмента качества ISO 9001 и 14001. 
Аудиторы оценивают всё: наличие документации, лицензий, правильность проведения мониторингов состояния воды и воздуха и прочее. Исследование воды на станции проводится ежеквартально. Работа ГЭС на характеристики воды никак не влияет: какую воду берем, такую и отдаем. Также мы контролируем состояние воздуха, хотя у нас экологически чистое производство, влияния на воздух не оказывает. Подчеркну: сертификация ISO не является обязательной, проводится по инициативе проверяемых. Мы пошли на это, поскольку дополнительная проверка всегда дисциплинирует. На мой взгляд, именно дисциплинированность в вопросах экологии — важная составляющая работы станции. 
Еще один экологический аспект — планомерная замена маслонаполненного оборудования станции. Она также проходит в рамках масштабной модернизации. В 2016–2017 годах на станции заменили два автотрансформатора 6/110/220 кВ. Также обновили оборудование на открытых распределительных устройствах — вместо маслонаполненных измерительных трансформаторов тока и напряжения теперь стоят современные элегазовые. Вместо воздушных выключателей установлены также элегазовые, поэтому для их работы теперь не нужны масляные компрессоры. Также начинается программа по замене устройств вторичной коммутации и силовых трансформаторов ГЭС, в каждом из которых используется по 70 т масла. В новых агрегатах количество масла будет меньше примерно на 30 %.
ГЭС — стратегический объект, оборудование здесь должно быть самым современным, в том числе и в экологическом плане. Программа модернизации подчинена формуле двух «Э»: экономический и экологический аспекты, которые лежат в основе всех наших преобразований.