эксперты Денис Баранов управляющий компанией «СибтрансСервис» (бренд «Женское такси») Яна Дойна генеральный директор агентства «Дилайн» Ирина Кириенко индивидуальный предприниматель С
эксперты
Денис Баранов
управляющий компанией «СибтрансСервис» (бренд «Женское такси»)
Яна Дойна
генеральный директор агентства «Дилайн»
Ирина Кириенко
индивидуальный предприниматель
Сергей Ковтунов
директор консалтинг-центра «М.О.И стратегии»
Ольга Котова
полиграфолог
Наталья Мальцева
индивидуальный предприниматель
Наталья Чинейкина
коммерческий директор компании «Ариола»
Управляющий компанией «СибтрансСервис» ДЕНИС БАРАНОВ вспоминает: «Около двух лет назад, когда запускался проект «Женское такси», на рынке таксомоторных перевозок Красноярска было уже более ста компаний. Конечно, мы хотели отпозиционироваться от конкурентов, поэтому долго искали свою «фишку». Решение родилось случайно. Кто-то предложил: а почему бы не создать такси только для женщин, сделать автомобили в розовых тонах и водителей набрать исключительно женского пола? Идея всем понравилась. Начали работать. И только потом узнали, что наше «Женское такси» на тот момент было единственным в России».
Эксперт говорит, что причин для поиска необычных ниш несколько. Основная из них — жесткая конкуренция на остальных рынках. Сергей Ковтунов: «Большинство рынков уже давно поделены. Так, например, рынок ателье и швейных мастерских занят. Средняя рентабельность там низкая, и зайти на него непросто. Поэтому предпринимателям остается изобретать что-то особенное. Например, не просто продавать и шить одежду, а предлагать индивидуальные услуги имиджмейкера: от корректировки походки до пошива вечернего платья».
По словам аналитиков, бизнесменов в необычных нишах привлекает также невысокий порог вхождения. НАТАЛЬЯ МАЛЬЦЕВА, индивидуальный предприниматель: «Услуга платных очередей, которую я предлагаю, необычна и проста: вместо клиента я или мой работник стоим в очереди за плату примерно 500 рублей в час. Понятно, что войти в выбранный сегмент совсем недорого: для работы мне достаточно небольшого офиса и двух-трех человек, которые бы стояли в очередях по мере поступления заказов». С Натальей Мальцевой согласна и полиграфолог ОЛЬГА КОТОВА: «Чтобы проводить исследования с использованием детектора лжи, мне понадобились, по большому счету, два высших образования и опыт работы в следствии. Что же касается финансовых затрат на оборудование, то полиграф стоит 160-200 тысяч рублей».
Генеральный директор кадрового агентства «Дилайн» ЯНА ДОЙНА: «Спектр наших услуг постоянно расширяется вместе с ростом спроса. Сегодня подобранные нами люди ухаживали за животными клиентов (начиная от собак, заканчивая хомячками) во время их отъезда, сопровождали по городу детей и пожилых родственников заказчиков и так далее». Г-жа Дойна говорит, что спрос на подобные услуги не массовый, однако рост количества желающих эксклюзива в обслуживании можно наблюдать невооруженным глазом: «Раньше кадровые агентства предлагали стандартные услуги по подбору персонала. Мы уже искали клиентам и писательниц для редактирования стихов и прозы, и кормящих мам и т.д.».
Кукольный бизнес Ирины Кириенко «вырос» из увлечения. «Изначально я училась делать куклы для своих дочерей. Поскольку никто в городе этим не занимался, постепенно это увлечение переросло в работу, и я организовала мастерскую», — сказала г-жа Кириенко.
Также есть примеры, когда предприниматель находит необычную нишу в недрах собственного бизнеса. Коммерческий директор компании «Ариола» НАТАЛЬЯ ЧИНЕЙКИНА, работая на зоорынке, нащупала новую выгодную нишу — предпринимательница решила «одеть» красноярских собак. «Мы владеем несколькими зоомагазинами, поэтому идея сделать ставку на одежду для собак была неслучайной. Когда мы привезли первую коллекцию, выбор брендированных одежды, аксессуаров и сумок для собак в Красноярске практически отсутствовал», — пояснила г-жа Чинейкина.
Другой плюс нестандартного бизнеса — отсутствие затрат на рекламу. «Поскольку мое предложение в Красноярске единично, я вообще не трачусь на рекламу. Работает сарафанное радио», — говорит г-жа Кириенко. Ольга Котова добавляет: услуги полиграфа специально нигде не продвигались: «На мой взгляд, эксклюзивная услуга априори должна заинтересовать своей новизной и нестандартностью клиента-руководителя, желающего знать больше о кандидатах, устраивающихся на очень ответственные должности».
Однако бизнесмены-эксклюзивщики подчеркивают, что у нестандартного бизнеса есть и другая сторона медали: он никогда не станет массовым. Сергей Ковтунов: «Когда Красноярск перешагнет рубеж населения хотя бы в 1,5 млн человек, тогда можно будет говорить о массовом спросе на необычные услуги». Яна Дойна добавляет: «Все нестандартное вместе с интересом вызывает недоверие, сомнение, а также опасение потребителя». Так в нашем городе произошло с услугами полиграфологов. Ольга Котова: «К услуге детектора лжи в Красноярске до сих пор не привыкли. Некоторые соискатели работы в нашей компании просто пасуют, когда узнают, что мне предстоит провести психофизическое исследование с использованием полиграфа. Отсюда и многие красноярские компании опасаются «держать» штатных специалистов-полиграфологов, которых в городе, по моим подсчетам, всего около шести человек Кроме того, местные бизнесмены считают эту услугу довольно затратной».
Другая проблема у необычных бизнес-проектов — кадровая. Денис Баранов: «В «Женском такси» постоянная текучка кадров. Дефицит сотрудников — примерно 15%. Найти женщин-водителей сложно, ведь таксист — неженская профессия». Ирина Кириенко, работая с наемными специалистами-кукольщиками, пришла к отказу от классического варианта ведения бизнеса: «Работников с нужной квалификацией в мастерской все время не хватало. Часто возникали проблемы со скульптором. В итоге я решила сменить формат бизнеса на более «камерный» — теперь сузила специализацию и делаю портретные куклы сама».
Эксперты прогнозируют: с усилением конкуренции на существующих рынках поиск перспективных незанятых ниш продолжится. Сергей Ковтунов: «В городе, где поделены почти все рынки, у бизнесменов-эксклюзивщиков априори хорошая позиция. Их количество будет расти с ростом числа потребителей и улучшением их благосостояния».
Яна Дойна утверждает, что будущее нестандартного бизнеса «кроется» именно в сфере услуг: «Обеспеченный потребитель все меньше и меньше хочет решать бытовые вопросы. При грамотном предложении у эксклюзивных услуг хорошие перспективы».
мнение
коммерческий директор компании «Ариола»
Свой первый нестандартный бизнес — шитье одежды для собак — мы запустили еще два года назад. Тогда в Красноярске только появился спрос на такие товары. Однако предложений от отечественных производителей почти не было. Мы наняли человека, купили швейное оборудование. Но в итоге после пары месяцев работы производство пришлось «свернуть»... Мы столкнулись с ошибками, через которые прошли зарубежные производители лет десять назад: очень сложно было найти квалифицированных портных, самим разработать лекала и т.п. Сегодня мы пришли к тому, что более выгодно не производить одежду, а закупать ее у известных производителей. Спрос на «самошитую» и фирменную одежду для животных не сравним. Первая коллекция «разошлась» у нас «на ура», и это при том, что вещи для питомцев стоили до трех тысяч рублей.
Нестандартные бизнес-идеи обошли весь мир
На каких необычных идеях можно заработать:
«Остаться в живых»
Известный немецкий авантюрист Матиас Руст придумал, как развеять грусть вечно скучающих богатых людей. Бизнесмен сделал бедность товаром и предложил богатеям испытать себя. Для этого клиент перечисляет все свои сбережения на счет фирмы Матиаса Руста и остается с $500 на месяц. За эти деньги привыкший к роскоши заказчик должен найти способ экономно поесть, одеться и снять квартиру в столице.
«Президентское меню»
Бывший повар Белого дома США У. Шейб открыл кафе, в котором предлагает всем желающим обед по-президентски. Находчивый кулинар целых 11 лет готовил для первых лиц страны. Теперь он предлагает 7000 блюд из меню президента США простым гражданам.
«Бюро трудовых историй» — компания, занимающаяся ведением базы данных, где будет собрана любая подтвержденная документально информация о трудовых взаимоотношениях конкретного работника и его работодателей; создание так называемых «черных» и «белых» списков.
«Тюремный тур»