Меню

Красноярские бизнесмены ищут необычные ниши

эксперты Денис Баранов управляющий компанией «СибтрансСервис» (бренд «Женское такси») Яна Дойна генеральный директор агентства «Дилайн» Ирина Кириенко индивидуальный предприниматель С

Высокая конкуренция на раскрученных рынках заставляет красноярских бизнесменов искать новые ниши. За последние два года местные предприниматели вывели в свет сразу несколько оригинальных проектов: от продажи одежды для собак до создания эксклюзивного имиджа человеку. Аналитики прогнозируют, что число таких бизнесов в ближайшие годы будет только расти. Особенно много, по их мнению, таких проектов будет в сфере услуг.

эксперты

Денис Баранов
управляющий компанией «СибтрансСервис» (бренд «Женское такси»)
Яна Дойна
генеральный директор агентства «Дилайн»
Ирина Кириенко
индивидуальный предприниматель
Сергей Ковтунов
директор консалтинг-центра «М.О.И стратегии»
Ольга Котова
полиграфолог
Наталья Мальцева
индивидуальный предприниматель
Наталья Чинейкина
коммерческий директор компании «Ариола»

Управляющий компанией «СибтрансСервис» ДЕНИС БАРАНОВ вспоминает: «Около двух лет назад, когда запускался проект «Женское такси», на рынке таксомоторных перевозок Красноярска было уже более ста компаний. Конечно, мы хотели отпозиционироваться от конкурентов, поэтому долго искали свою «фишку». Решение родилось случайно. Кто-то предложил: а почему бы не создать такси только для женщин, сделать автомобили в розовых тонах и водителей набрать исключительно женского пола? Идея всем понравилась. Начали работать. И только потом узнали, что наше «Женское такси» на тот момент было единственным в России».

Высокая конкуренция заставляет искать узкие ниши
Директор консалтинг-центра «М.О.И стратегии» СЕРГЕЙ КОВТУНОВ отмечает, что «Женское такси» не единственный случай «эксклюзивного» бизнеса в городе: «Красноярцы по этой части — выпендрежники в хорошем смысле слова. Именно у нас в городе часто рождаются необычные идеи, которые потом подхватывает вся страна».

Эксперт говорит, что причин для поиска необычных ниш несколько. Основная из них — жесткая конкуренция на остальных рынках. Сергей Ковтунов: «Большинство рынков уже давно поделены. Так, например, рынок ателье и швейных мастерских занят. Средняя рентабельность там низкая, и зайти на него непросто. Поэтому предпринимателям остается изобретать что-то особенное. Например, не просто продавать и шить одежду, а предлагать индивидуальные услуги имиджмейкера: от корректировки походки до пошива вечернего платья».

По словам аналитиков, бизнесменов в необычных нишах привлекает также невысокий порог вхождения. НАТАЛЬЯ МАЛЬЦЕВА, индивидуальный предприниматель: «Услуга платных очередей, которую я предлагаю, необычна и проста: вместо клиента я или мой работник стоим в очереди за плату примерно 500 рублей в час. Понятно, что войти в выбранный сегмент совсем недорого: для работы мне достаточно небольшого офиса и двух-трех человек, которые бы стояли в очередях по мере поступления заказов». С Натальей Мальцевой согласна и полиграфолог ОЛЬГА КОТОВА: «Чтобы проводить исследования с использованием детектора лжи, мне понадобились, по большому счету, два высших образования и опыт работы в следствии. Что же касается финансовых затрат на оборудование, то полиграф стоит 160-200 тысяч рублей».
На нестандартные предложения уже находятся клиенты
Эксперты отмечают, что «рождение» нестандартных бизнес-проектов также обусловлено требованиями самих по­требителей. Владелица единственной в городе мастерской по производству портретных кукол ИРИНА КИРИЕНКО: «По востребованности своего бизнеса я вижу, что в городе растет количество состоятельных людей. Они не хотят экономить на подарках и готовы отдать за мое изделие в среднем около 30 тысяч рублей». Ольга Котова приводит похожий пример: «90% процентов клиентов полиграфологов Красноярска — компании, прошедшие стадию бурного роста, в которых проходил большой набор сотрудников. Руководители таких фирм постепенно приходят к решению лишний раз обезопасить себя наличием штатного полиграфолога либо «держать» его на аутсорсинге». По словам г-жи Котовой, оставшиеся 10% — это частные лица, которые готовы платить за исследование полиграфолога. «Услуга проверки друг друга в сфере семейных отношений становится все более популярной среди богатых людей. Так, в моей практике были случаи, когда я проводила психофизическое исследование супругам, желавшим убедиться в верности друг друга», — рассказывает Ольга Котова.

Генеральный директор кадрового агентства «Дилайн» ЯНА ДОЙНА: «Спектр наших услуг постоянно расширяется вместе с ростом спроса. Сегодня подобранные нами люди ухаживали за животными клиентов (начиная от собак, заканчивая хомячками) во время их отъезда, сопровождали по городу детей и пожилых родственников заказчиков и так далее». Г-жа Дойна говорит, что спрос на подобные услуги не массовый, однако рост количества желающих эксклюзива в обслуживании можно наблюдать невооруженным глазом: «Раньше кадровые агентства предлагали стандартные услуги по подбору персонала. Мы уже искали клиентам и писательниц для редактирования стихов и прозы, и кормящих мам и т.д.».
Нестандартный бизнес вырастает из увлечений
Незанятые ниши находят по-разному, утверждают аналитики. Сергей Ковтунов: «Чаще всего эксклюзивный проект вырастает либо когда новоиспеченный предприниматель сам недополучает что-то как клиент, либо из увлечений находчивого бизнесмена». Так, Наталья Мальцева говорит, что идея заработать на нескончаемых очередях возникла из личной потребности. «Любого рода регистрация отнимает у обычного горожанина чуть ли не пол­дня. Сначала мне приходилось стоять в очереди по семейным делам, потом быть провожатой по просьбе неместных родственников. Так, по воле случая в моей голове и вырисовалось два направления работы: сопровождение «некрасноярцев» по городу и стояние в очередях за определенную плату», — рассказала г-жа Мальцева.
Кукольный бизнес Ирины Кириенко «вырос» из увлечения. «Изначально я училась делать куклы для своих дочерей. Поскольку никто в городе этим не занимался, постепенно это увлечение переросло в работу, и я организовала мастерскую», — сказала г-жа Кириенко.

Также есть примеры, когда предприниматель находит необычную нишу в недрах собственного бизнеса. Коммерческий директор компании «Ариола» НАТАЛЬЯ ЧИНЕЙКИНА, работая на зоорынке, нащупала новую выгодную нишу — предпринимательница решила «одеть» красноярских собак. «Мы владеем несколькими зоомагазинами, поэтому идея сделать ставку на одежду для собак была неслучайной. Когда мы привезли первую коллекцию, выбор брендированных одежды, аксессуаров и сумок для собак в Красноярске практически отсутствовал», — пояснила г-жа Чинейкина.
Бизнесмены получают монополию играючи
Все эксперты в один голос говорят: основной плюс нестандартных бизнес-проектов — отсутствие конкуренции. Ирина Кириенко: «В Красноярске у меня вообще нет конкурентов. Работой над портретными куклами не занимаются даже профессиональные скульпторы». Наталья Мальцева согласна с г-жой Кириенко: «Конкурентная борьба в нише платных очередей отсутствует, поэтому в ней я — монополист».

Другой плюс нестандартного бизнеса — отсутствие затрат на рекламу. «По­скольку мое предложение в Красноярске единично, я вообще не трачусь на рекламу. Работает сарафанное радио», — говорит г-жа Кириенко. Ольга Котова добавляет: услуги полиграфа специально нигде не продвигались: «На мой взгляд, эксклюзивная услуга априори должна заинтересовать своей новизной и нестандартностью клиента-руководителя, желающего знать больше о кандидатах, устраивающихся на очень ответственные должности».

Однако бизнесмены-эксклюзивщики подчеркивают, что у нестандартного бизнеса есть и другая сторона медали: он никогда не станет массовым. Сергей Ковтунов: «Когда Красноярск перешагнет рубеж населения хотя бы в 1,5 млн человек, тогда можно будет говорить о массовом спросе на необычные услуги». Яна Дойна добавляет: «Все нестандартное вместе с интересом вызывает недоверие, сомнение, а также опасение потребителя». Так в нашем городе произошло с услугами полиграфологов. Ольга Котова: «К услуге детектора лжи в Красноярске до сих пор не привыкли. Некоторые соискатели работы в нашей компании просто пасуют, когда узнают, что мне предстоит провести психофизическое исследование с использованием полиграфа. Отсюда и многие красноярские компании опасаются «держать» штатных специалистов-полиграфологов, которых в городе, по моим подсчетам, всего около шести человек Кроме того, местные бизнесмены считают эту услугу довольно затратной».

Другая проблема у необычных бизнес-проектов — кадровая. Денис Баранов: «В «Женском такси» постоянная текучка кадров. Дефицит сотрудников — примерно 15%. Найти женщин-водителей сложно, ведь таксист — неженская профессия». Ирина Кириенко, работая с наемными специалистами-кукольщиками, пришла к отказу от классического варианта ведения бизнеса: «Работников с нужной квалификацией в мастерской все время не хватало. Часто возникали проблемы со скульптором. В итоге я решила сменить формат бизнеса на более «камерный» — теперь сузила специализацию и делаю портретные куклы сама».
Нестандартный бизнес придет в сферу услуг
По оценкам специалистов, в узких нишах сегодня работают не более 20 участников рынка. Каждый из них, считают аналитики, пойдет по собственному пути. Г-жа Котова: «Я считаю, что в ближайшие года два наступит бум на услуги полиграфологов, наша ниша начнет постепенно цивилизоваться. Число специалистов в этой области станет стремительно расти, появятся некоммерческие организации, контролирующие их работу. Так дело обстоит уже почти во всех крупных городах страны». Ирина Кириенко: «Я продолжу работу с портретными куклами, однако заново набирать штат и расширять производство впоследствии не планирую. Прошлый опыт показал: это не самый лучший вариант». Денис Баранов: «Мы планируем укрепиться на рынке за счет эксклюзивных услуг. Например, мы уже сейчас предлагаем услугу водителя-няни, вряд ли какая-либо компания такси тоже занимается чем-то подобным в Красноярске. Также осенью «Женское такси» пополнит свой автопарк».

Эксперты прогнозируют: с усилением конкуренции на существующих рынках поиск перспективных незанятых ниш продолжится. Сергей Ковтунов: «В городе, где поделены почти все рынки, у бизнесменов-эксклюзивщиков априори хорошая позиция. Их количество будет расти с ростом числа потребителей и улучшением их благосостояния».
Яна Дойна утверждает, что будущее нестандартного бизнеса «кроется» именно в сфере услуг: «Обеспеченный потребитель все меньше и меньше хочет решать бытовые вопросы. При грамотном предложении у эксклюзивных услуг хорошие перспективы».

 

мнение

Сегодня выгодно одевать собак
Наталья Чинейкина
коммерческий директор компании «Ариола»

Свой первый нестандартный бизнес — шитье одежды для собак — мы запустили еще два года назад. Тогда в Красноярске только появился спрос на такие товары. Однако предложений от отечественных производителей почти не было. Мы наняли человека, купили швейное оборудование. Но в итоге после пары месяцев работы производство пришлось «свернуть»... Мы столкнулись с ошибками, через которые прошли зарубежные производители лет десять назад: очень сложно было найти квалифицированных портных, самим разработать лекала и т.п. Сегодня мы пришли к тому, что более выгодно не производить одежду, а закупать ее у известных производителей. Спрос на «самошитую» и фирменную одежду для животных не сравним. Первая коллекция «разошлась» у нас «на ура», и это при том, что вещи для питомцев стоили до трех тысяч рублей.
 
детали
Нестандартные бизнес-идеи обошли весь мир
На каких необычных идеях можно заработать:


«Остаться в живых»
Известный немецкий авантюрист Матиас Руст придумал, как развеять грусть вечно скучающих богатых людей. Бизнесмен сделал бедность товаром и предложил богатеям испытать себя. Для этого клиент перечисляет все свои сбережения на счет фирмы Матиаса Руста и остается с $500 на месяц. За эти деньги привыкший к роскоши заказчик должен найти способ экономно поесть, одеться и снять квартиру в столице.

«Президентское меню»
Бывший повар Белого дома США У. Шейб открыл кафе, в котором предлагает всем желающим обед по-президентски. Находчивый кулинар целых 11 лет готовил для первых лиц страны. Теперь он предлагает 7000 блюд из меню президента США простым гражданам.

«Бюро трудовых историй» — компания, занимающаяся ведением базы данных, где будет собрана любая подтвержденная документально информация о трудовых взаимоотношениях конкретного работника и его работодателей; создание так называемых «черных» и «белых» списков.

«Тюремный тур»
Несколько небольших туристических фирм в Европе предлагают клиентам посетить исправительные учреждения и вжиться в роль заключенного. Пойти на такой шаг их вынудила конкуренция. «Зеков на час» обыскивают, снимают у них отпечатки пальцев, переодевают в робу, организуют ночевки в самых настоящих камерах. В таком бизнесе желание клиента — закон: заключенным-туристам можно прогуляться по тюремному двору или посидеть в карцере.