эксперты Игорь Канунников директор компании «SUP1» Игорь Медведев директор по развитию бизнеса компании «Новософт-Железногорск» Константин Подлесный генеральный директор компании «Ками-Красноярс
эксперты
Игорь Канунников директор компании «SUP1»
Игорь Медведев директор по развитию бизнеса компании «Новософт-Железногорск»
Константин Подлесный генеральный директор компании «Ками-Красноярск»
Денис Сарычев директор «Внедренческого центра Сарычева»
Анатолий Сергеев генеральный директор группы компаний «СибитSystems»
Андрей Шевчук генеральный директор сибирского филиала «Фирмы «АйТи»
Эксперты уверены: говорить о массовом спросе на IT-аутсорсинг в Красноярске пока рано. По словам ИГОРЯ МЕДВЕДЕВА, компании готовы покупать и покупают отдельные IТ-услуги, но массового распространения в бизнесе аутсорсинг пока не получил: «Я не имею в виду ремонт и обслуживание копировально-множительной техники, поддержку пользователей, обслуживание рабочих станций — эти услуги давно уже стали тривиальными. Передача же таких внутренних IТ-процессов, как услуги call-центра, поддержка инфраструктуры, создание технологических решений, управление кадровыми и клиентскими ресурсами, закупками, финансами на обслуживание сторонним фирмам по многим причинам не стала распространенной практикой, особенно для средних и малых предприятий».
Участники рынка объясняют низкий уровень спроса прежде всего тем, что заказчик «не созрел».
Генеральный директор группы компаний «СибитSystems» АНАТОЛИЙ СЕРГЕЕВ: «Это связано с недоверием к IT-аутсорсингу и некой недоразвитостью уровня данного сервиса в городе. Красноярским компаниям проще содержать системного администратора, пусть ему подчас недоступно решение всех возникающих в работе задач». ИГОРЬ КАНУННИКОв, директор компании «SUP1» отмечает, что потенциальных потребителей услуги отпугивает даже само слово «аутсорсинг». Компания г-на Канунникова использует в работе с клиентами слово «обслуживание», отказавшись от англоязычного термина: «Он в Красноярске дискредитировал себя. Прямые ассоциации — девушки со швабрами, моющие офисы, или мальчишки, которые только что закончили технический университет и сразу подались в аутсорсеры. Есть ореол несерьезности, некачественности предложения».
По словам генерального директора компании «Ками-Красноярск» КОНСТАНТИНА ПОДЛЕСНОГО, из 10 топ-компаний мира 7 используют IT-аутсорсинг. Уровень же проникновения этой услуги на красноярский рынок, по оценкам экспертов, составляет лишь 2-5% от общего количества предприятий города. Одна из причин, по которым компании все-таки приходят к передаче на сторону функций информационного обслуживания, — дефицит квалифицированных IT-специалистов и их дороговизна.
Генеральный директор сибирского филиала «Фирмы «АйТи» АНДРЕЙ ШЕВЧУК считает, что далеко не каждой компании нужно держать в штате дорогих высококлассных специалистов, которые при этом будут недостаточно заняты. Игорь Канунников уточняет: «Нередко получается, что штатный администратор с окладом $400–500 в месяц реально обходится компании как минимум в два раза дороже». «В такой ситуации приобретение на определенный срок аутсорсингового специалиста или передача ряда функций аутсорсеру могут быть наиболее эффективным решением с экономической точки зрения», — утверждает г-н Шевчук.
Аналитики заявляют, что средний и крупный бизнес быстрее, чем небольшие фирмы, приходит к осознанию выгодности IT-аутсорсинга. Денис Сарычев, директор «Внедренческого центра Сарычева», считает, что на предприятиях среднего и крупного- бизнеса традиционно лучше формализованы бизнес-процессы и поставлен финансовый менеджмент. «Именно потому, что руководители этих предприятий четко понимают, как работает их компания и сколько стоит каждая отдельная бизнес-функция, они имеют возможность анализировать, насколько выгоден аутсорсинг того или иного процесса», — пояснил г-н Сарычев.
Компьютеры в «чужих руках» могут сократить расходы компании на 20%
Говоря о выгодах IT-аутсорсинга для компаний-заказчиков, эксперты единодушно выделяют его «освобождающую» функцию. «Обостряющаяся конкуренция требует от компаний концентрации внимания на основном направлении деятельности. Распыление сил и средств на все остальное лишает ее серьезного конкурентного преимущества — мобильности», — считает Игорь Канунников.
Еще один аргумент в пользу IT-аутсорсинга — прямая экономическая выгода. Договор аутсорсинга на обслуживание компьютеров избавляет от необходимости обеспечивать штатного сотрудника рабочим местом, предоставлять соцпакет и платить налоги с зарплаты. В среднем стоимость обслуживания офиса с 10 компьютерами, один из которых — сервер, обойдется вам примерно в 6000 рублей
По разным оценкам, передача отдельных направлений информационного обслуживания на аутсорсинг сокращает расходы компаний на 20-30%.
Однако эксперты предостерегают от однозначной оценки выгодности IT-аутсорсинга для заказчиков услуги. Денис Сарычев: «На аутсорсинг однозначно имеет смысл отдавать либо разовые работы, требующие высокой квалификации персонала и владения технологией, либо регулярные, но относительно редкие бизнес-процессы, поддержание которых собственными силами будет невыгодным. В остальных случаях принятие решения о передаче услуг на сторону уже не столь очевидно».
Красноярские компании не спешат к аутсорсерам-айтишникам не только потому, что тщательно просчитывают возможности и риски. По словам экспертов, для многих руководителей имеет значение фактор социальной ответственности — уволить сотрудника, добросовестно служившего предприятию, непросто. Игорь Канунников: «Такое впечатление, что компании выполняют какой-то социальный заказ. Конечно, это благородно, но в бизнесе, считаю, такие решения абсолютно нелогичны».
Спрос на IT-аутсорсинг будет расти
Дальнейшему развитию IT-аутсорсинга в Красноярске мешает не только слабая информированность заказчиков о возможностях услуги и «социальная» ориентированность некоторых менеджеров. Компании-аутсорсеры страдают от нехватки кадров, которые они могли бы предложить клиентам. Игорь Канунников: «Нормальных специалистов мало, где их брать — вопрос века. Мы могли бы обслуживать больше заказчиков, но перед компанией стоит этот больной кадровый вопрос».
Тем не менее, эксперты уверены: именно сейчас в городе формируется единое понимание игроков рынка и клиентов: что такое IT-аутсорсинг, зачем он нужен, чем он может помочь. «Стоит надеяться, что в ближайшие годы эта отрасль рынка информационных технологий будет активно развиваться. И потребители придут к осознанию того, что компетентность и уровень специализированных поставщиков услуг в сфере информационных технологий значительно превышает возможности внутренних ИТ-отделов», — Игорь Медведев настроен оптимистично. Г-н Канунников более осторожен: «Перспективы аутсорсинга в Красноярске пока туманны. Основной тренд ясен: спрос на услугу будет расти, но насколько — сказать сложно».
мнение
Денис Сарычев директор «Внедренческого центра Сарычева»
За счет чего аутсорсинг может стать выгодным для заказчика? За счет более дешевой рабочей силы. Однако в пределах одного города это вряд ли осуществимо, а реализовать «удаленное» оказание услуг не всегда технически возможно. Кроме того, если вести речь о передаче услуг из Красноярска в районы края, то следует помнить о жесточайшем кадровом дефиците на местах. Пока ситуация обратная: бизнесмены из Канска, Ачинска, Абакана и других городов края готовы переплачивать за привлечение красноярских IT-компаний для выполнения проектов.