Меню

Красноярский МСБ: проблемы, господдержка, возможности, решения

На развитие малого бизнеса ежегодно выделяются сотни миллионов рублей. Но самой острой проблемой для предпринимателей остается недостаток финансовых ресурсов.

На Западе малые предприниматели — полноценные доноры бюджетов всех уровней, они формируют до 70% ВВП. В России, конечно, вклад МСБ в развитие государства намного меньше. И все же вес небольших предприятий в экономике РФ не так ничтожен, как это принято считать.

«Доля МСБ в ВВП страны колеблется от 10 до 25%. В Красноярском крае этот показатель составляет около 15%», — сообщил «ДК» директор Центра содействия малому и среднему предпринимательству Красноярска РОМАН БОЛТОВ.

В спецпроекте «Малый бизнес в крупном масштабе» «ДК» выяснил, какова роль предпринимателей в экономике города и как они решают свои проблемы.

 

Мы маленькие, но нас много

По данным Федеральной налоговой службы региона, в Красноярске зарегистрировано почти 70 тыс. представителей малого и среднего бизнеса. Однако фактически осуществляют деятельность, сдают финансовую отчетность и т.д. только 40 тыс. По подсчетам Романа Болтова, половина из них — индивидуальные предприниматели, 45% — микропредприятия (штатом до 15 человек), 4,5% — малые компании (15‑100 сотрудников), и 0,5% приходится на средний бизнес (100‑250 человек в штате).

«Мы уперлись в планку 70 тыс. предприятий и уже несколько лет ее не пересекаем. Но, в принципе, в нашем городе много предпринимателей даже в сравнении с другими городами СФО, например с Омском. Значение МСБ для Красноярска трудно переоценить. Около половины трудоспособного населения города — 212 тыс. чел. — заняты в малом предпринимательстве», — отметил г‑н Болтов.

Если посмотреть на МСБ в масштабе края, по данным и.о. министра инвестиций и инноваций края ПЕТРА ЧИЖИКОВА, в 2013 г. в регионе (не считая Красноярск) работали 52,4 тыс. ИП, малых и средних предприятий. Они предоставляли рабочие места 317 тыс. человек.

Подавляющее большинство малых и средних компаний как в городе, так и в крае занимаются оптовой и розничной торговлей. В регионе этот показатель составляет 56%, а в городе — около 42%.

«Конечно, торговля пока остается на первом месте. Но ее доля сокращается. Например, еще в середине нулевых в Красноярске более половины субъектов МСБ работали в сфере продаж. Сейчас количество таких компаний постепенно сокращается, зато растет доля обрабатывающих производств, активнее открываются небольшие мобильные производства, компании в сфере здравоохранения и оказания социальных услуг. Рост последних лет — в основном за счет открытия новых частных детсадов», — подчеркнул Роман Болтов.

 

Развивать экспортеров

Оборот предприятий малого и среднего бизнеса (с учетом ИП) в городах и районах края в прошлом году превысил 477 млрд руб. В Красноярске такие компании вышли на совокупный оборот в 580 млрд руб. По информации ФНС, за 2013 год красноярский МСБ принес в бюджетную систему всех уровней более 16 млрд руб. Из них 5,3 млрд руб. пошло в городскую казну, это около 15% доходов бюджета.

Неудивительно, что и краевая, и городская власть декларируют готовность помогать предпринимателям. Администрация Красноярска за три года (2014‑2016 гг.) потратит на развитие малого бизнеса 180 млн руб., бюджет краевых программ в 2014 г. — 81,3 млн руб.

Важно понимать, что не все эти средства идут на финансовую поддержку малых предпринимателей. Часть уходит на содержание инфраструктуры (Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Центр содействия малому и среднему предпринимательству, городские и краевые бизнес‑инкубаторы и т.д.).

Среди новых направлений государственной поддержки МСБ — поддержка компаний‑экспортеров.

«Действующие и потенциальные экспортеры могут обращаться за комплексом бесплатных услуг — маркетинговые исследования рынков, проверка надежности иностранного контрагента, составление международного контракта, продвижение продукции на зарубежные и региональные рынки, — рассказала «ДК» руководитель Центра поддержки экспортно ориентированных малых и средних предприятий ТАТЬЯНА АНДРЕЕВА. — Также мы организуем бизнес‑миссии в другие регионы и страны. В выездных мероприятиях расходы по организации участия Центр берет на себя, компания‑участник оплачивает только свой проезд и проживание».

«Благодаря этой поддержке я посетил несколько выставок и мероприятия в Монголии и Узбекистане, — отметил генеральный директор компании «Рапид Билдинг» ОЛЕГ ПЕТРОВ. — В итоге удалось расширить круг потенциальных клиентов, даже заключил один договор о представительстве нашей компании в Узбекистане. Сейчас общаемся о возможности поставок нашей продукции за рубеж».

 

Где взять деньги?

Проблемы МСБ общеизвестны: негуманное законодательство, высокие налоги, нехватка кадров, недостаток производственных площадок и, конечно, дефицит финансов для развития.

«Нет доступных малым бизнесменам кредитных предложений. Высокие процентные ставки — 14‑20%, короткие сроки возврата, требуется большой залог, причем чаще всего недвижимость, — поделился Олег Петров. — С помощью агентства поддержки малого и среднего бизнеса реально получить миллион, но 6‑10 млн руб., которые требуются для открытия новой производственной линии, либо никто не даст, либо выдвинет невыполнимые условия».

Директор компании «Теком+» ДМИТРИЙ РАЗУЕВ несколько лет вынашивал идею открыть в центре Красноярска винный бар. Для запуска проекта требовалось 6 млн руб.

«Я с партнером весь год ходил по банкам, показывал бизнес‑проект, надеялся, что мне одобрят кредит. Но получал только отказы, без залога никто не хотел давать такую сумму. Один банкир мне посоветовал обратиться к людям, которые в частном порядке дают до 10 млн руб. под 5% в месяц. Но это тоже не вариант — только в долги уйдешь. В итоге я отказался от идеи бара, открою его, когда заработаю на это сам».

Безусловно, текущая экономическая и геополитическая ситуация лишь обострила проблему. Деньги для банков дорожают — процентные ставки по кредитам растут.

«Удорожание стоимости кредитных ресурсов стало одной из причин недоступности заемных средств для части предпринимателей, т.к. для некоторых компаний это достаточно высокая нагрузка на бизнес, — пояснил «ДК» директор регионального операционного офиса Банка Москвы в Красноярске ВЛАДИМИР ДОНСКИХ. — Сейчас мы наблюдаем снижение деловой активности по некоторым отраслям. И это можно назвать второй причиной, почему бизнес сам не берет заемные средства или возникают сложности с их получением».

Петр Чижиков отметил, что многие предприниматели, особенно на старте, берут кредиты как физические лица, нарабатывая тем самым кредитную историю:

«Понятно, что стартапы имеют небольшие шансы получить кредит в банке. В этом случае могут помочь микрофинансовые организации, прежде всего, с госучастием, предоставляющие предпринимателям займы до 1 млн руб. сроком до 1 года. Хотя и у них есть определенные ограничения для начинающих бизнесменов». К слову, наряду с микрозаймами организации поддержки МСБ могут предоставить предпринимателю поручительство по кредиту на сумму до 50% от требуемого залога. Если речь идет о серьезных проектах — сумма поручительства может составлять до 20 млн руб.

Извечный спор о том, как помочь голодному — накормить его рыбой или дать ему удочку — власти решают в пользу первого варианта.

«В Европе малый бизнес поддерживают только «удочкой», обеспечивая инфраструктурную поддержку. В России считают, что «рыбу» предпринимателям нужно давать обязательно. Около 45 млн руб. — это прямая финансовая помощь по шести субсидиям для МСБ из городского бюджета. Те, кто знает, об этой поддержке, заранее планируют свои сделки в начале года и используют этот инструмент. Большинство бюджетов по субсидиям разбираются до конца года», — отметил Роман Болтов.

 

На старте

Уже работающим предпринимателям найти деньги непросто, но возможно. Стартаперы, по сути, ограничены двумя способами формирования стартового капитала — это собственные накопления и инвестиции. В Красноярске есть успешные примеры, когда классический для малого бизнеса проект, вырастающий из идеи, получал необходимые для запуска деньги от инвестора. Так, команда выпускника СибГАУ ЮРИЯ БУРОВА разработала персонального домашнего робота Cubic и начала его производство с помощью бизнесмена‑депутата КОНСТАНТИНА СЕНЧЕНКО, который вложил в начинание Cubic Robotics около $500 тыс.

«Так сложилось, что в России большая часть частных инвесторов слабо понимает алгоритмы венчурного бизнеса: они хотят мгновенного результата, пытаются захватить контроль над компанией, сильно давят на молодых предпринимателей. Да, они таким образом стремятся защитить свои вложения, однако, чуть‑чуть переусердствовав, можно полностью загубить проект. Нам с инвестором повезло. Константин Сенченко выступает в проекте и в качестве ментора, и бизнес‑наставника», — поделился с «ДК» СЕО компании Cubic Robotics Юрий Буров.

Эта компания — скорее счастливое исключение из правил. Но не единственное. «ДК» подготовил серию очерков о малых предпринимателях, которые прорвались через все преграды и выстроили бизнесы, которые можно тиражировать. Читайте в следующих матриеалах DK.ru.