Меню

Красноярский одежный ритейл: перепрошивка

В одежном ритейле много перемен. Местные игроки уступают лидирующие позиции, продажи с 2013 г. падают, а аренда растет. Ритейлеры пересматривают портфели брендов и закрывают нерентабельные магазины.

Участники красноярского рынка одежного ритейла, оценивая текущее состояние дел, вспоминают кризис 2008 г.

«Ситуация повторяется. Отличие лишь в том, что шесть лет назад все откровенно паниковали, ждали, что чуть ли не апокалипсис начнется. Сейчас же все понимают, что рынок стагнирует, но можно работать и в этих условиях», — комментирует «ДК» генеральный директор ГК «Меркато» РОМАН САЛЬНИКОВ

Четыре стихии

По мнению гендиректора ГК «Завам» ОЛЕГА АХРАМОВИЧА, уровень потребления одежды в Красноярске не растет, и виной тому экономическая и демографическая ситуация в городе:

«По моим прогнозам, рынок не будет расти и как-то кардинально меняться ближайшие два года».

Условно брендовая одежная розница делится на четыре ценовых сегмента: low, middle, premium и luxury. По оценкам экспертов, подавляющую долю красноярского рынка — 80% — равномерно делят между собой low и middle. К первому относятся такие бренды, как «Глория Джинс», «Твое», NewYorker, Sela, OGGI, Ostin, Savage, INCITY и др. Ко второму сегменту — более дорогие марки — Benetton, Sisley, NafNaf, Mexx, S.Oliver, Zara, Finn Flare и др.

«Средний и массовый сегменты — самые крупные и перспективные. Любой ТРЦ на 100% заполнен брендами именно такого ценового позиционирования», — говорит г-н Ахрамович. По словам управляющей магазином Colins в ТРЦ «Планета» ЛАРИСЫ ВИТКОВСКОЙ, парадокс в том, что именно эти сегменты — самые ненасыщенные: «Город миллионный, развивающийся. Но на рынке недостаточно магазинов среднего ценового сегмента и недорогой молодежной брендовой одежды. Те, которые есть, часто копируют друг друга».

Premium и luxury-сегменты занимают не более 15% брендового одежного рынка города. Дорогие марки представлены в Красноярске в единственных магазинах: premium — Hugo Boss, Max Mara, Marina Rinaldi и др., luxury — ESCADA, Emporio Armani, Van Laack и др.

«Аудитория этого сегмента небольшая, но постоянная. Дорогие бренды оказались более чем живучими в кризис, все марки в городе сохранили свое присутствие», — поясняет Роман Сальников.

Наконец, на долю дисконт- и сток-магазинов приходится не более 5% рынка. Сюда же относятся и дисконт-центры, которые открывают мультибрендовые компании и сети для продаж остатков коллекций прошлых сезонов. Можно выделить крупный проект — ТЦ «Мега» на правобережье. Руководство ТЦ с 2011 г. позиционирует объект как единственный в городе крупный дисконт-комплекс. За это время «Меге» удалось привлечь на свои площадки целый ряд сильных брендов: Adidas, Reebok, Rockport, Colins, «Спортмастер», Ostin, «Глория Джинс».

Антикризисные меры

Красноярские «одежники» единодушны: дальнейшее развитие бизнеса будет зависеть от состояния экономики, покупательской способности и курса рубля по отношению к евро и доллару. По оценке экспертов, все участники рынка ощутили первые «звоночки» кризиса осенью 2013 г., когда продажи сократились на 10% по сравнению с маем 2013 г.

«Мы ощутили снижение продаж еще в сентябре. Чтобы сохранить рентабельность, мы, как и все игроки, открыли распродажи на два месяца раньше, чем обычно — в октябре, а не в декабре», — вспоминает Роман Сальников.

Дальше — больше. Из-за январского роста курса евро коллекции нового сезона обошлись ритейлерам на 25% дороже. Выросла и стоимость аренды в крупных ТРЦ. В условиях даже незначительного сокращения объемов продаж компании начали испытывать финансовые трудности.

«Год начался тяжело для всех. Многие игроки в минусе, у некоторых магазинов выручка по сравнению с 2013 г. упала на 60%. Сейчас они решают закрывать точки или переезжать в места с более дешевой арендой», — сообщил «ДК» на правах анонимности директор сети одежных магазинов.

Участники рынка уже подстраиваются под новые реалии. Например, ГК «Меркато» закрыла магазин S.Oliver. Причина — его низкая рентабельность. Компания не исключает возможности привести в Красноярск другие марки одежды, которые будут более востребованы. Пересмотреть корзину брендов планирует и другой крупный игрок — ГК «Завам».

«В текущем году будем отказываться от менее успешных направлений в пользу наиболее эффективных брендов. Какие-то магазины закроем, какие-то будем развивать. Эти перемены у нас произойдут в летний период», — рассказал г-н Ахрамович.

Чтобы сократить издержки, компании начали переговоры с владельцами брендов об уменьшении объема поступлений новых коллекций.

"«Одежники» сокращают закупки, пытаются найти с поставщиками компромисс. Некоторые партнеры понимают нашу ситуацию и идут на уступки, другие выдерживают ранее принятую политику и не учитывают текущее снижение продаж. Мы тоже ведем такие переговоры», — отметил г-н Сальников.

Несмотря на рост издержек, многие красноярские игроки не увеличивают цены на одежду — это может печально сказаться на объеме продаж, который и без того падает. Но осенью цены неизбежно поднимутся.

«Думаю, тогда мы и получим самый негативный эффект», — подчеркнул гендиректор ГК «Завам».

Местные игроки отступают

От недавнего изобилия красноярских франчайзи в одежной брендовой рознице не осталось и следа. Более половины рынка занимают международные компании и федералы. Свои позиции на рынке сохранили лишь мультибрендовые компании. Наиболее сильны три местных игрока, в портфеле каждого из них более пяти брендов — «Мир спорта», ГК «Завам» и ГК «Меркато». Есть амбиции подтянуться к лидерам и у ГК «Ле Рой». До кризиса компания имела 14 магазинов разных брендов, но из-за финансовых сложностей закрылась. Сейчас учредитель «Ле Роя» АЛЕКСЕЙ ГРУЗИНЕНКО возрождает свой бизнес, он уже получил франшизы восьми марок.

Московские «головы» международных компаний осваивают Красноярск с момента запуска ТРЦ «Планета» и других крупных торговых комплексов. Например, с «Планетой» в Красноярск вошли, открыв собственные представительства, такие марки, как ZARA, Bershka, Kira Plastinina и др. С одной стороны, эта экспансия объясняется тем, что владельцы торговых центров — федеральные девелоперы — самостоятельно формируют пул одежных брендов и ведут переговоры о размещении магазинов с владельцами марок в столице. С другой стороны, сети предпочитают самостоятельно развивать собственные представительства в городах-миллионниках. Олег Ахрамович считает, что эта тенденция будет укрепляться и дальше:

«Многие отказались от партнеров в крупных городах, франшизы продают только в небольшие города с населением свыше 250 тыс. чел. Франчайзинг как способ развития сети постепенно сходит на нет».

На сокращение числа местных игроков повлияло и то, что этот бизнес дешевым не назовешь. Он требует больших вложений. Так, за четыре года порог вхождения в одежную розницу вырос в 2,5 раза, подсчитывают эксперты «ДК». Если в 2008 г. на открытие концептуального магазина middle-сегмента площадью 100-120 кв. м требовалось около $100 тыс., то сейчас на это необходимо потратить от $250 тыс.

Одна из весомых статей затрат связана с условиями размещения магазина.

«Депозит в крупном ТРЦ при открытии торговой точки нередко составляет две-три арендные ставки. Сейчас инвестиции в одежный ритейл — это длинные деньги, средний срок окупаемости одного магазина 3-4 года», — отмечает Роман Сальников.

По оценке г-на Ахрамовича, торговая точка площадью до 200 кв. м может окупиться за 30 мес., но с условием, что товарооборот будет составлять 2,5-3 млн руб. в мес. В этом случае годовая прибыль составит около 3 млн руб. Но в текущих экономических условиях срок окупаемости легко вырастает до пяти лет.

«Одежда — специфический товар, который может катастрофически быстро падать в цене из-за множества факторов: погоды, падения рубля, кризисов, нового сезона. Эти риски всегда нужно учитывать, решаясь на открытие новых точек», — подчеркнул гендиректор ГК «Завам».

Площади — в дефиците

Открытие в городе крупных торговых центров серьезно изменило одежный рынок города. Крупнейший за Уралом ТРЦ «Планета» перераспределил потоки покупателей, установил новые правила игры, магазины массового и среднего сегментов вслед за трафиком устремились в крупные комплексы.

«Выгодно располагаться в торговом центре, потому что это выгодно потребителю. Для крупного игрока нетрудно занять место в большом ТЦ. Для менее масштабных предпринимателей это не всегда возможно. Очень велика арендная плата», — говорит Лариса Витковская.

После «Планеты» в 2009 г. в городе был введен еще один ТРК — «Июнь». На этом развитие отрасли торгово-развлекательных комплексов затормозилось. И только осенью 2013 г. запустился ТРЦ «Комсомолл», добавивший рынку 45 тыс. «квадратов» новых площадей.

«Посмотрите на ближайший Новосибирск — четыре крупнейших ТРЦ («Мега», «Аура», «Роял Парк», «Сибирский молл» и строится пятый («Галерея»), в Иркутске за последние шесть лет построили три крупных комплекса («Карамель», «Модный квартал», Джем молл») и строится четвертый («КомсоМОЛЛ»). А в Красноярске с момента открытия ТРЦ «Планета» только недавно состоялся перезапуск ТЦ «КомсоМОЛЛ». За шесть лет не было построено ни одного большого ТРЦ. Именно поэтому одежный рынок остается ненасыщенным, а многие заявки от мировых брендов неудовлетворены — не хватает соответствующих требованиям свободных площадей», — делится Роман Сальников.

В ближайшей перспективе — запуск еще трех проектов: третьей очереди «Планеты» (общ. пл. 18 тыс. кв. м), «Торгового Квартала» в Солонцах (общ. пл. 235 тыс. кв. м) и ТРЦ «Галерея Енисей» (общ. пл. 43 тыс. кв. м) на набережной Енисея.

Мнение

Александр Камакаев, председатель совета директоров ГК «Современные технические решения»

Почему в Красноярске нет магазинов pronta moda

Я стал франчайзи одежного бренда Risskio в итальянском городе Комо несколько лет назад.  Инвестиции в запуск проекта составили около 250 тыс. евро. Планов представлять этот бренд в России у меня нет. Risskio относится к pronta moda - это формат продажи совершенно новой модной одежды от итальянских дизайнеров, коллекции меняются каждые две недели. Выгодный бизнес для Италии, и нерентабельный для Красноярска. Очень хлопотно раз в две недели обеспечивать новые поступления, проходить таможню, принимать в магазине. Что касается люксовых брендов, возить их в Красноярск очень дорого, а владельцы марок выставляют очень жесткие требования. Кроме того, большинство состоятельных красноярцев предпочитают приобретать одежду высоких марок за рубежом