На рынок красноярского ритейла активно заходят федеральные игроки. Две местные торговые сети с большой историей не готовы сдавать своих позиций. К чему приведет интервенция и что принесет покупателю?
DK.RU начинает спецпроект, посвященный рынку ритейла в Красноярске. Битва федеральных и региональных сетей, новые форматы торговли и маркетинга, поиск площадок для размещения и запрос покупателя при падении доходов населения — эти и другие темы в «сериале» про красноярский ритейл.
Эпизод 1. Продуктовый ритейл: перед схваткой
Захват помещений в проходных местах — одна из основных задач, которая стоит в этом году перед всеми ритейлерами. Темп был взвинчен после активного входа на наш рынок двух федеральных игроков: «Пятерочка» и «Магнит».
Конкуренция, несомненно, обострилась. Некоторые известные сети ее не выдержали и вынуждены были закрыть бизнес. Но сложнее приходится малым ритейлерам и несетевой рознице. Что касается крупных региональных игроков, то приход федералов послужил дополнительным стимулом к более качественному и интенсивному развитию», — рассказывает генеральный директор торговой компании «Командор» Павел Шамбир.
Компания в этом году намерена открыть более 40 новых торговых точек по краю. Большинство из них приходится на «Хороший», который работает в формате дискаунтера. Именно дискаунтеры остаются самым быстрорастущим сегментом ритейла.
Это напрямую связано, с одной стороны, с падением доходов населения, с другой, что этот формат торговли уже воспринимается нормально. Сегодня дискаунтеры стали понятным форматом. Обычным магазином. На парковке стоят автомобили стоимостью несколько миллионов рублей, чего раньше не было. Сервис сделал шаг вперед, ассортимент расширился и появились известные товары, производители всё чаще хотят попасть в этот быстрорастущий канал продаж. При этом цены по-прежнему лучшие», — поясняет коммерческий директор торговой сети «Красный Яр» Вадим Журов.
В этой ситуации курьезным выглядит уход с рынка сети жестких дискаунтеров «Светофор». Но это лишь с одной стороны. Казалось бы, цены решают все...Однако конкуренты, открывая дискаунтеры у дома, решили вопрос физической доступности, что для современного человека с постоянным дефицитом времени удобно, а учитывая цифры на ценниках, выгодно. Плюс откровенно некачественный продукт, хоть и дешевый, все-таки уже не котируется. Как итог — на каждый новый «Красный Яр» будет открываться семь-восемь новых «Батонов» — это и есть отражение нарастающего тренда.
Пришедшие к нам сети заходят по отработанной схеме блиц-крига. Выбираются нахоженные места с устоявшимся трафиком или те, где его несложно создать. Нередко магазин открывается там, где соседняя дверь — прямой конкурент. Полгода-год федералы могут себе позволить работать в убыток, стараясь привлечь покупателя ценой, предложениями, ассортиментом. В ряде регионов после такой непродолжительной схватки местные сети не выдерживали, бизнес закрывался. Оставшиеся федеральные сети диктовали условия, выставляя цены выше тех, которые были до их прихода.
Две наши крупнейшие сети обладают достаточными ресурсами, чтобы успешно противостоять агрессивной политике федеральных сетей». Однако, передел рынка в ближайшие 2-3 года в любом случае произойдет. Доля федеральных сетей будет расти за счет того, что они просто будут открывать новые точки. И они будут находить своего покупателя», — комментирует эксперт рынка ритейла Дмитрий Полуянов.
В «Пятерочке» Красноярск оценивают крупнейшим продовольственным рынком в Сибирском федеральном округе, поэтому планы по интервенции глобальные.
Красноярск занимает наиболее благоприятное в СФО положение по доходам на душу населения и средней заработной плате. Красноярск открыл новые перспективы для нашего дальнейшего развития. Диагностика и анализ территории, которые мы проводили за 6 месяцев до выхода в регион, позволили нам выстроить чёткий план развития с учетом высокого уровня конкуренции, которую составляют как федеральные, так и сильные местные игроки. За год в Красноярском крае мы планируем открыть около 50 магазинов, из них 30 в Красноярске. Мы продолжаем работать в рамках, заданных этим планом», — делится планами Юлия Тюленева, директор макрорегиона «Сибирь» торговой сети «Пятерочка».
Помимо цен, специалисты рынка отмечают еще один аргумент новых для нашего рынка сетей — новизна магазинов. Федералы, открывая новые точки, уже проектируют и строят их в новом формате. Это новое оборудование, освещение, сервисные подходы, новая выкладка, запах и т.д. — применяется все то, что уже доказало эффективность на всех завоеванных территориях.
Когда прямо по соседству с магазином локальной сети открывается новый магазин федеральной сети, покупатели часто начинают туда ходить даже не из-за цены, а потому что там эмоционально комфортнее, приятнее», — поясняет Дмитрий Полуянов.
Однако местные сети не намерены отдавать даже пядь рынка без боя. За десятки лет есть масса наработанных технологий и доскональное знание местного клиента. Поэтому от предстоящей схватки должны выиграть покупатели: соревнования в ассортименте, ценах, сервисе и технологиях — на пользу конечному потребителю.
СПРАВКА
Продолжение следует.