экспертыЖанна Грибалевамаркетолог автотехцентра «Атлантик Моторс»Александр Кангунсоучредитель ГК «Крепость» Лина Кононовадиректор департамента продаж ЛЦ «Форпост»Людмила Мазановасоучредитель ГК «Ат
эксперты
Жанна Грибалева
маркетолог автотехцентра «Атлантик Моторс»
Александр Кангун
соучредитель ГК «Крепость»
Лина Кононова
директор департамента продаж ЛЦ «Форпост»
Людмила Мазанова
соучредитель ГК «Атлантик Моторс»
Евгений Меркушев
коммерческий директор «Медведь Холдинга»
Сергей Силантьев
руководитель блока «Автокредитование» Альфа-Банка
Алексей Сугак
генеральный директор «Ауди Центра Красноярск», директор компании «АФТ Лизинг»
Ирина Федорова
маркетолог компании «Автомир»
Почему автокредит становится массовым?
Во сколько дилерам обходятся «бесплатные» кредитные и лизинговые программы?
«В Красноярске уже надо поискать людей, готовых рассчитаться при покупке машины «живыми» деньгами. В нашем Центре такие покупатели — редкость. Всякий раз, когда появляются, я лично выхожу поприветствовать этих людей. Посмотреть на них, руку пожать», — признался генеральный директор «Ауди Центра Красноярск», директор компании «АФТ Лизинг» АЛЕКСЕЙ СУГАК.
Данные Ernst &Young свидетельствуют, что в 2006 году в России было продано более 2 млн автомобилей на $32 млрд. При этом автокредитов выдано на сумму $8,5 млрд, чего не ожидали даже самые смелые аналитики рынка. Ряд банков заявил о росте кредитного портфеля за прошлый год в десятки раз. «Портфель автокредитов Альфа-Банка в конце первого квартала 2006 года составлял $6,7 млн, на 1 апреля 2007 года — $259 млн», — рассказал руководитель блока «Автокредитование» Альфа-Банка СЕРГЕЙ СИЛАНТЬЕВ.
Местные участники рынка отметили, что в Красноярске в 2006 г. из более чем 6 тыс. проданных новых иностранных автомобилей около 35-40% реализованы с привлечением финансовых инструментов. «Сегодня наблюдается рост количества автомобилей, приобретаемых по кредитным и лизинговым схемам. Ежемесячно на долю таких сделок в нашей компании приходится от 30 до 55 %», — прокомментировала директор департамента продаж ЛЦ «Форпост» ЛИНА КОНОНОВА. Схожий порядок цифр назвали «ДК» руководители трех крупнейших местных холдингов: «Крепость», «Медведь Холдинг» и «Атлантик Моторс», на долю которых приходится более 90% местного рынка новых иностранных автомобилей. У дилеров отечественных марок этот показатель чуть ниже. «По данным на конец 2006 г., около 30% автомобилей марки «ВАЗ» было приобретено в нашей компании в кредит и лизинг», — уточнила маркетолог «Автомира» ИРИНА ФЕДОРОВА.
По словам соучредителя ГК «Атлантик Моторс» ЛЮДМИЛЫ МАЗАНОВОЙ, в частном секторе в 2006 г. наблюдалась серьезная положительная динамика покупок автомобилей по кредитной схеме: «Если в прошлом году мы говорили о 35% продаж в кредит, то в этом у нас были месяцы, когда до 70% машин продавалось по кредитной схеме», — рассказала г-жа Мазанова.
Рост популярности этого банковского инструмента эксперты связывают прежде всего с его растущей доступностью. «Я помню, когда мы года 4 назад одними среди первых местных автодилеров начинали заниматься кредитованием физических лиц совместно со Сбербанком, банк очень косно реагировал на запросы физлиц», — сказал коммерческий директор «Медведь Холдинга» ЕВГЕНИЙ МЕРКУШЕВ. Сейчас же более десятка банков в Красноярске плотно работают в этом сегменте и практически каждый квартал пересматривают свои кредитные программы. «Кредит делается более доступным для конечных потребителей: снижаются процентные ставки, становится более лояльным пакет документов, предназначенный для рассмотрения заявки, сокращается срок ее рассмотрения и т.д.», — продолжил г-н Меркушев.
Кроме того, считает Лина Кононова, значительная часть покупателей научилась грамотно планировать свои финансовые расходы. Деньги сегодня делают деньги, и иногда выдергивать большую сумму из оборота может оказаться убыточнее, чем взять кредит, — так рассуждают многие наши клиенты», — говорит г-жа Кононова.
С приходом кредитов лизинг потерял значительную часть клиентов
Эксперты отметили, что доля покупок в кредит также увеличилась за счет «вчерашних» клиентов лизинга. Алексей Сугак: «Почему раньше был бум на лизинг? Да просто потому, что этот инструмент пришел на рынок первым. Не было выбора, и люди подстраивались под лизинг, неважно, юридическое это было лицо или физическое». Как известно, по закону лизинг предусмотрен только для юридических лиц. Частные лица либо оформляли на себя ЧП, либо шли к руководителю и договаривались провести сделку через компанию. «С появлением кредита, который был специально организован для того, чтобы работать с физическими лицами, все встало на свои места. Кредит перетянул на себя ту часть клиентов, которые не принадлежали лизингу изначально», — пояснил г-н Сугак. По словам директора «АФТ Лизинг», интерес к этому финансовому инструменту с началом кредитования частных лиц сократился примерно в два-три раза.
Евгений Меркушев: «Действительно, три-четыре года назад, когда банки только рассматривали возможность сотрудничества с частным сектором, лизинг уже работал. Я считаю, тогда он не был настоящим рабочим инструментом. Сейчас же компании стали брать автомобили в лизинг для развития бизнеса, а не в личных целях. Например, в городе появилось много новых иномарок-такси, которые брались в лизинг именно для бизнеса».
«Сейчас к лизинговым программам более взвешенное отношение», — считает и соучредитель ГК «Крепость» АЛЕКСАНДР КАНГУН. Его выбирают те предприятия, которым он действительно нужен для работы.
Г-н Меркушев рассказал, что в «Медведь Холдинге» на сегодняшний день доля лизинга от общего объема продаж составляет примерно 5-6%. В «Ауди Центре» рассказали о 10-15% автомобилей, ежемесячно продаваемых в лизинг.
По мнению Евгения Меркушева, красноярские предприниматели пока не в полной мере оценили этот финансовый инструмент. Покупка в лизинг дает возможность компаниям не «выдергивать» средства из оборота. Кроме того, эта схема оставляет автомобиль на балансе лизинговой компании, что позволяет клиенту избежать налога на имущество. Благодаря применению лизинговыми компаниями ускоренного коэффициента амортизации после завершения финансового лизинга предприятие получает в собственность автомобиль с нулевой балансовой стоимостью. А значит, платит и нулевой налог на имущество.
Эксперты полагают, лизинг автомобилей наберет в городе серьезные обороты с началом продаж корпоративным клиентам парков автомобилей. Об одной из таких «первых ласточек» рассказали в «Медведь Холдинге»: накануне там был подписан контракт на сделку по продаже 131 автомобиля Volkswagen Caddy местному представительству завода «Балтика». По словам Евгения Меркушева, все эти машины были приобретены в лизинг. Маркетолог автотехцентра «Атлантик Моторс» ЖАННА ГРИБАЛЕВА
Специальные программы «бьют» по карману дилера
Как пояснили местные автодилеры, производитель пока никак не регламентирует их по количеству продаж автомобилей в кредит и лизинг. План ставится только на конечное количество проданных автомобилей. Установки «сверху» в плане привлечения финансовых инструментов носят рекомендательный характер. «Производитель следит за тем, чтобы все эти схемы на местах работали и периодически предлагает нам для реализации специальные кредитные и лизинговые программы», — сказал Алексей Сугак.
Как правило, такие программы предлагают покупателю специальные условия, например, пониженную ставку по платежам или нулевой взнос. Срок жизни специальных программ от производителя ограничен. Обычно они длятся месяц-два. Чаще всего такие предложения выводятся на рынок в периоды спада продаж.
Эффективность подобных акций, как утверждают дилеры, как правило, высокая. «Продажи двух моделей, Spark и Lacetti, за время действия специальной кредитной программы, в которой участвуют банк-производитель-дилер, увеличились на 25%. Это приличная цифра», — рассказала Жанна Грибалева.
Однако предлагаемые производителями программы имеют для дилера и негативную сторону. По словам Евгения Меркушева, любая специальная программа подразумевает крайне низкую доходность дилера. «Давая определенную скидку, мы вынужденно двигаемся в своей марже. Если придумываем программы здесь, на месте, — жертвуем своей маржой, если программа от импортера — и он двигается в марже, и дилеру навязывается потеря маржи. Например, по бренду BMW мы можем давать скидку корпоративному клиенту или лизинговой компании до 8%, при этом импортер обратно компенсирует наши потери не более 2-3% нашей маржи», — детализировал Евгений Меркушев.
Подобные программы эффективны, по мнению г-на Меркушева, только в тех сегментах, где нет очередей на автомобили. «Когда будет «затоварка», станем использовать программы как эффективный инструмент стимулирования продаж, пока же для многих брендов это в большей степени имиджевый шаг», — считает Евгений Меркушев.
Отечественный автопроизводитель в отношении использования дилерами своих специальных пред-ложений более лоялен. «Кредитные программы «АвтоВАЗа» существуют, но те банки, которые их предлагают, расположены территориально очень далеко (предлагаются банки городов Тольятти, Самара), поэтому нам с ними не выгодно работать. Филиалов предлагаемых банков здесь нет, выделять же на месте отдельного человека под эти программы невыгодно. В итоге мы пользуемся местным банковским предложением», — рассказала Ирина Федорова.
Эксперты пояснили, что, несмотря на множество программ от дилера и производителя, на сегодняшний день потребитель при покупке автомобиля в кредит или лизинг вправе воспользоваться предложением любого банка или любой лизинговой компании.
Банкиры упрощают
условия кредитования, невзирая на растущие невыплаты
С появлением новых схем продаж, по словам Алексея Сугака, автодилерам пришлось несколько изменить свою структуру: «Вводятся в штат новые работники, либо меняются функциональные обязанности среди тех сотрудников, которые уже имеются. У нас в компании есть выделенный кредитный менеджер, полностью занимающийся кредитами и лизинговыми сделками. Дополнительный персонал или обучение уже наличествующих сотрудников работе с финансовыми структурами — единственная сложность из-за кредитов и лизинга для автодилера, которую я вижу. И та легко преодолеваемая».
Автодилеры заявляют, что основные риски с приходом кредита и лизинга легли на финансовые структуры. «Банки постоянно смягчают условия кредитования, что увеличивает риски невозврата платежей. Но эта проблема никак не касается продавцов автомобилей, с нею банки борются самостоятельно», сказал Евгений Меркушев.
Прогнозы дилеров в отношении невыплат платежей пессимистичны. «Пока примеров судебных разбирательств за злостный невозврат платежей моими покупателями я не знаю, но, думаю, в перспективе они будут», — предположил Алексей Сугак.
Жесткая конкуренция на банковском рынке не дает возможности финансовым учреждениям решить нарастающую проблему простым ужесточением условий кредитования. «Решение проблемы с невозвратами ужесточением требований к заемщикам может привести к тому, что потенциальные благонадежные клиенты обратятся в другую кредитную организацию», — заключил Сергей Силантьев.
По прогнозам Людмилы Мазановой, если банки останутся так же лояльны к клиенту, в 2007 г. доля покупок в кредит в ее компании составит около 50%. За счет увеличения корпоративных продаж долю лизинга в «Атлантик Моторс» с 6% планируют увеличить как минимум в два раза.
Евгений Меркушев прогнозирует, что в ближайшие 2-3 года доля продаж за «живые» деньги в «Медведь Холдинге» сократится до 30%. Около 50-60% автомобилей будут продаваться в кредит, еще около 10% — в лизинг.
В «Автомире» планируют уже к концу этого года половину продаж осуществить по кредитной и лизинговой схемам.
По мнению Алексея Сугака, через 3 года прямых продаж на рынке практически не останется. Г-н Сугак считает, что самым распространненным финансовым инструментом в ближайшие годы станет «кредит с обратным выкупом», предполагающий выкуп автомобиля дилером у заемщика в конце срока кредита. «Эту программу мы запустили в конце 2006 г. Пока сделки по ней единичны. Но, думаю, через 2-3 года уже мало кто будет покупать машины — их будут менять. Так живет вся Европа. Тот, кто уже сегодня не начнет готовиться к системе обмена, может остаться не у дел», — уверен г-н Сугак.
«Сейчас большинство дилеров не готовы работать по этой схеме в основном потому, что парк хороших подержанных машин у них пока не сформирован. Официальные дилерские сети хоть и огромными темпами, но только отстраиваются. Кредит с обратным выкупом — это действительно интересный для банков продукт, но пока это продукт будущего», — резюмировал Сергей Силантьев.