Дмитрий Герасимов, генеральный директор ГК "Астур" МИНУС Кризис есть — это глупо отрицать. Причем очень серьезный. Думаю, уже к концу этого года следует ждать крупных банкротств. Конечно,
Дмитрий Герасимов,
генеральный директор ГК "Астур"
Кризис есть — это глупо отрицать. Причем очень серьезный. Думаю, уже к концу этого года следует ждать крупных банкротств. Конечно, предприятия не начнут «закрываться пачками», но сокращение числа компаний в разных областях, безусловно, будет. В первую очередь от кризиса страдают банковский сектор и строительная отрасль. Это, конечно же, связано с большой зависимостью данных областей бизнеса от заемного капитала. Что касается «Астура», то кризис, прежде всего, отразился на нашем розничном направлении. Еженедельно от многих игроков розничного рынка я слышу просьбу увеличить рассрочку платежа в два-три, а то и в четыре раза. Понятно, что в эпоху кризиса мы не можем пойти на такие условия. Поэтому приходится с каждой сетью или отдельным магазином садиться и разговаривать индивидуально.
Возможны банкротства на алкогольном рынке. И это очень плохо. Судите сами, дистрибьютор разорился, а это значит, во-первых, он не смог выполнить обязательства перед поставщиками, во-вторых, перед банками. В итоге и те, и другие будут настороженно относиться к остальным — неразорившимся — игрокам этого рынка. В кредитах нам будет отказано, поставщики выставят для нас кабальные условия. Подобный прецедент уже случился летом этого года, когда одна из алкогольных компаний объявила о своей несостоятельности.
Будет демпинг. Особенно со стороны небольших компаний. Им откажут в кредитах, серьезных активов у них нет. Таким игрокам останется одно — сбивать цены, чтобы привлечь еще больше клиентов. Такой вариант наиболее вероятен в другом направлении нашего бизнеса — в области стоматологических услуг. Некоторые по-требители будут стеснены в деньгах и начнут экономить зачастую в ущерб качеству.
Наша стоматологическая клиника в демпинге участвовать не будет. Пока другие компании пытаются спасти бизнес, мы внедряем новейшие технологии и делаем еще больший упор на качество, предлагая на отдельные виды услуг гарантию 5-10 лет.
ПЛЮС
Можно сказать, что за последние несколько недель я получаю больше эмоций, чем за последний год. Конечно, эмоции разные. Но это все же лучше, чем их отсутствие. В любом случае, кризис сделает нас сильнее.
Банки будут внимательнее выбирать заемщиков. Они ведь сами загнали себя в кризисную ситуацию. Большинство из них раздавали направо и налево кредиты. При этом требовали всего два документа. И то один из них— «проездной на троллейбус». Теперь они будут осторожнее.
Главный плюс для меня как для руководителя — исчезнет кадровый голод. Наконец, за последние несколько лет у меня появится возможность выбора. Раньше кадровый голод заставлял меня брать на работу не самых компетентных сотрудников. Теперь можно будет выбирать достойных, тех кто ценит работу и готов развиваться.
Уйдут в прошлое нереально высокие зарплаты. Оплата труда по некоторым рабочим специальностям доходила до абсурда. Так, например, грузчик в Красноярске в среднем получал $600 и при этом был недоволен «очень низкой заработной платой». Но профессия эта была в таком дефиците, что я вынужден был либо платить такие деньги, либо сам вставать и разгружать вагоны. Я надеюсь, появится рабочая сила, которая станет трудиться у меня за реальные, а не раздутые зарплаты.
Люди начнут жить по средствам. Это было главной проблемой России. Многие жили не по средствам, в основном за счет кредитов. А теперь уйдут в прошлое необоснованные траты на роскошные машины и дачи. Уже не будет бума потребительского спроса. Люди начнут учиться соизмерять свои доходы со своими расходами.