Популярные приложения и технологии, без которых люди во всем мире уже не мыслят свою жизнь, когда-то были стартапами. А их создатели – энтузиастами, сумевшими накопать и развить идею на миллион.
Стартапы сегодня – один из индикаторов развития экономики любой страны. Множащиеся день ото дня примеры удачно воплощенных бизнес-идей делают из их авторов суперзвезд эпохи digital и привлекают все больше инвесторов, цель которых получить высокую прибыль там, где отсутствует жесткая конкуренция. С помощью Андрея Шевелева, бизнес-ангела и основателя акселератора «300 Стартапов», на реальных примерах разбираемся, как стартапу пробежать первую стометровку – разработать идею, найти финансирование и запустить проект.
Стартовая платформа: созидатель с бизнес-опытом
Андрей Шевелев:
Как показывает международный и российский опыт, стартапером движет не только желание заработать, но и стремление изменить мир и привнести в него что-то новое и полезное. Это такие бизнес-инноваторы, важная ценность для которых – созидание. Стартапы действительно меняют мир – и это хорошо видно по самым известным из них: Uber, Facebook, Space-X. Второй элемент пазла – успешные стартапы делают люди, уже имеющие опыт какого-либо бизнеса. Почему так? Они умеют обращаться с деньгами и просчитывать риски. На площадке бизнес-акселератора «300 Стартапов» мы работаем именно с такими предпринимателями - это люди с идеями, которым мы помогаем понять, как делать венчурный бизнес, как мыслят инвесторы, по каким правилам развивается большая стартап-история. И инвестируем в самые интересные и жизнеспособные стартапы».
Яркий пример созидателя с бизнес-опытом - Джек Ма, китайский предприниматель, основатель и председатель совета директоров интернет-ритейлера Alibaba Group, в которую, в частности, входит интернет-магазин Aliexpress. Отойдя от оперативно управления Alibaba Group Джек Ма продолжает работать, создавая новые стартапы и инвестируя в венчурные бизнесы. Одно из самых удачных вложений предпринимателя - онлайн-страховая компания Zhong An Online, входящая в топ китайских компаний-«единорогов» (венчурных бизнесов, капитализация которых оценивается не меньше чем в миллиард долларов). Джек Ма также вложился в компанию Rent the Runway – она позволяет взять дизайнерскую одежду в аренду.
Шаг первый: все начинается с идеи
Андрей Шевелев:
Идея дает предпринимателю энергию – правильный импульс, который помогает запустить снаряд в нужном направлении. Именно из таких заряженных энергией идей возникают проекты, которые дисраптят (ломают) рынок. Чтобы появилась энергия, идея должна родиться изнутри - из желания менять, привнести новую ценность. Что я заметил – даже очень хорошая идея извне очень редко заходит человеку, он ее не принимает и никакого дисрапта не получается. Мой опыт как серийного предпринимателя говорит, что, как правило, рождается сразу несколько идей - вижу интересную нишу, придумываю что-то, что еще не делали до меня и что привнесет новое качество в жизнь, работу, бизнес. Одна из этих идей оказывается самой прорывной – и тут появляется та самая энергия для ее реализации».
Идея создания одного из самых известных и скандальных стартапов мира – сервиса онлайн-вызова такси Uber - родилась у одного из основателей проекта, когда находясь в Париже, он никак не мог вызвать себе такси. Uber сегодня – самая дорогая инновационная компания в мире: на начало 2018 года ее капитализация достигла $68 млрд. Бизнес Uber все время растет – сам сервис расширяет географию присутствия, а компания развивает смежные проекты, доставку еды Uber Eats и беспилотный транспорт.
Шаг второй: прокачка идеи как «холодный душ»
Андрей Шевелев:
Часто, придумав идею, предприниматель тут же пытается ее осуществить – снимает офис, нанимает персонал и … не получат того, на что рассчитывал. Предприниматель вкладывается в рекламу, снижает средний чек, но и после этого продукт не продается. Любая, даже очень хорошая идея, нуждается в предварительной проверке. Именно этим мы и занимается на еженедельных «Прокачках» - раскладываем идею по полочкам: какую проблему решит наш продукт, кто наши клиенты, конкуренты, чем мы лучше, и т.д. Дальше - считаем экономику: число потенциальный клиентов, средний чек, стоимость привлечения клиентов и проч. В итоге за шесть часов стартап понимает свой потенциал: сколько он может заработать, заняв в России долю рынка 10-20%. Если эта цифра больше, чем 100 млн руб., тут же делаем стартапу предложение – берем в трекинг или в акселерацию. Если же финансовый потенциал стартапа ниже, советуем, как изменить проект, повысить ценность».
Стартап thredUP, позволяющий людям со всего мира покупать и продавать использованную одежду, начался с идеи онлайн-платформы, с помощью которой мужчины могли бы продавать свои рубашки. Идея не заинтересовала инвесторов и команда была вынуждена переключиться на другое направлении – создание платформы для покупки/продажи детской секонд-хенд-одежды. Это шаг помог привлечь аудиторию и необходимые для развития средства – более $100млн. На сегодня платформа thredUP ежемесячно обрабатывает полумиллиона транзакций, а перечь товаров расширился – это как детская, так и мужская и женская одежда, обувь и аксессуары.
Шаг третий: трекинг и акселерация – площадки для проверки гипотез
Андрей Шевелев:
Стартап – это не бизнес, а машинка для проверки гипотез по построению такого бизнеса. Именно этим мы занимаемся на этапе трекинга и акселерации. Из подручных средств создается MVP, минимально жизнеспособный продукт, который стартап пробует продать потенциальному покупателю и так протестировать ценность своей идеи и будущего продукта. Первая продажа – переломный момент, подтверждающий, что у стартапа есть сцепление с рынком. И для того, чтобы она произошла, вовсе не нужны огромные вложения. Вот реальный кейс: команда тестирует идею – систему видеонаблюдения, которая считает и распознает пришедших в заведение людей, находит их в социальных сетях и выгружают список для дальнейшей работы маркетолога. Чтобы проверить ценность своей идеи ребята отсняли видео и вручную нашла профили посетителей в соцсетях – на этапе тестирования гипотезы создавать программу распознавания лиц было бы слишком долго, дорого, да и неправильно. В итоге получился тот же конечный продукт – список людей, который и был представлен клиенту. Как только у стартапа случается 10-я продажа, уже можно делать разработку и заказывать продукт».
Pinterest – социальный интернет-сервис и фотохостинг, позволяющий добавлять картинки и делиться ими в соцсетях – детище Бена Зильбермана. Инвесторы долго не верили в проект, поэтому первых пользователей разработчики искали самостоятельно – рассылали приглашения по электронной почте своим знакомым и друзьям друзей. В какой-то момент наступил эффект снежного кома - новые пользователи начали добавляться сами. На сегодня стоимость Pinterest перевалила отметку $10 млрд.
Варианты 6-месячной акселерации в бизнес-акселераторе "300 стартапов"
Шаг четвертый: экзекьюшен – фигачить так, чтобы стояла пыль
Андрей Шевелев:
Экзекьюшен – количество изменений за единицу времени – самое главное, что может быть в стартапе. Стартапер может месить какую-то плохую идею, но, если он очень быстро копает, не ленится – в какой-то момент он может либо накопать золотую жилу, либо сделать пивот, сменить бизнес-модель или продукт, и нарыть другую, более прибыльную историю. Если идея потрясающая, но стартапер не экзекьютит, мы не идем с ним в большой бизнес. Большой бизнес может сделать только тот, кто фигачит с такой скоростью, что пыль стоит. Когда готовность фигачить подкреплена заряженностью стартапера, это рождает состояние потока и проекты, которые меняют мир».
В прошлом году стоимость сервиса для аренды частных апартаментов Airbnb пробила отметку в $30 млрд. История развития одного из самых успешных стартапов в мире – это история постоянных изменений и нововведений. Вот лишь некоторые из них. Первый внешний капитал создатели Airbnb привлекли в 2009 году, попав в акселератор Y Combinator и получив $20 тыс. 2009 год – чтобы увеличить прибыль и масштабировать проект, введена плата за бронирование (деньги снимаются как хозяев квартир, так и с арендаторов). 2010 год – создатели сервиса обходят все сдаваемые через Airbnb квартиры в Сан-Франциско в Нью-Йорке и проводят там профессиональную фотосъемку. 2010 год - Airbnb запускает фотосервис, который позволяет владельцам квартир быстро заказывать профессиональную фотосъемку сдаваемого жилья. 2011 год – в сервисе представляет новый раздел, позволяющий пользователям сайта подключать профили социальных сетей и тем самым повысить безопасность. 2012 год – чтобы расширить свое присутствие на международном рынке, сервис приобретает ресурсы Crashpadder и Localmind. 2014 год был отмечен редизайном Airbnb, новым мобильным приложением и соглашением с компанией, занимающейся организацией бизнес-путешествий.