Меню

«Лет семь я занималась не бизнесом, а ремеслом» - как пошел в рост частный детсад

За последние три года учредитель детских центров «Солнечный город» Инна Шамрай полностью пересмотрела свой подход к бизнесу. Сосредоточившись на управлении, она нарастила сеть двумя новыми филиалами.

Первый детский центр Инна Шамрай запустила десять лет назад. Она признается, потеряла немало времени, прежде чем научилась относиться к любимому делу как к бизнесу. 
 
— Все началось в 2004 г. — я, педагог по образованию, поняла, что в Красноярске нет учебных центров для разностороннего воспитания детей. Точнее сказать, не поняла, а почувствовала на собственном опыте — моим девчонкам‑двойняшкам с серьезными проблемами в развитии требовался особенный подход. Государственные детсады, равно, как и немногие работавшие на тот момент детские центры, не могли его обеспечить. Это и стало для меня тем самым «пинком» — в апреле 2004‑го в городе открылся первый Монтессори‑центр «Солнечный город».  
 
Мой взгляд на бизнес сегодня и 10 лет назад — это небо и земля. Долгое время, лет 6‑7, я занималась не бизнесом, а ремеслом — по сути, работала преподавателем, управленческие задачи уходили на второй план. В какой‑то момент поняла: дело развивается не так, как я того хочу. «Где он, тот рост, о котором пишут в книгах?» — спрашивала я себя. Это был переломный момент — тогда и пришло понимание: нужны дополнительные менеджерские знания. Чтобы их получить, я поступила на Президентскую программу.
 
Полученные знания внедряла на практике, что называется, «с колес». По большому счету, на базе небольшого дела был создан абсолютно новый бизнес‑проект. Ключевыми стали две вещи. Первое: я научилась делегировать полномочия, то, чего раньше крайне боялась, — пресловутое «кроме меня, этого никто не сделает». Сейчас легко доверяю большинство задач своим сотрудникам — уверена: они выполнят их даже качественнее, чем я. Сама же сосредоточилась на менеджменте, и вслед за этим — это второе важное изменение — пришел тот самый рост. За три последних года мы открыли еще два филиала. Причем мы не просто тиражируем успешный проект, а качественно меняем его. Каждый новый центр прирастает услугами и направлениями, которых не было в прежних. 
 
Когда несколько лет назад в городе случился бум частных детских садов, стало не по себе. Резонно задалась вопросом: не смоет ли эта лавина конкуренции наш проект? Опасения оказались напрасны — мы успешны, востребованы, по некоторым направлениям к нам выстраивается очередь. Сработал опять же один из проверенных законов бизнеса: за эти десять лет мы очень хорошо изучили свою аудиторию, поняли, что ей нужно и за что она готова платить. Когда речь идет о качественной услуге, она будет востребована, даже если ее стоимость выше, чем в среднем по рынку. 
 
Ресурсы для развития — самый больной вопрос. Недавно я прокредитовалась на серьезные суммы, ставка по займам 18% и 25%. Но у нас не тот вид бизнеса, чтобы легко гасить такие серьезные проценты. Социально направленный бизнес заслуживает другого подхода. Я реалист и не претендую на кредиты под ноль процентов. К слову, именно такие займы получают бизнесы, подобные нашему, в Новой Зеландии. Но я уверена, что у нас есть полное право рассчитывать на более лояльное отношение.