Меню

МНЕНИЕ: «Если вас не воспринимают всерьез – шутите», — Юлия Чанчикова

За несколько десятилетий экспериментов люди выработали крепкий иммунитет к посулам, с которыми каждые пять лет по странной традиции к ним обращаются малознакомые деятели с билбордов.

Блоги DK.RU

Юлия Чанчикова, заместитель главного редактора DK.RU

— Я не люблю народ. Любой. Наверное, американский народ в массе своей так же малопривлекателен, как и мои соотечественники. Еще и пахнет гамбургером. В этой связи люди, играющие на поле коммуникаций с народонаселением, вызывают искреннее сочувствие. Тем более, что даже поверхностный анализ мэсседжей показывает, что понимание между посылающими и принимающими сигнал – отсутствует.

Поясню. Большинство политических партий, участвующих в текущей выборной кампании, призывают электоральные массы что-то менять. «Пора менять», «выбери будущее», «сделай выбор»…Как правило, артикуляции этого слогана предшествует монструозная картинка, описывающая родные хляби. Таким образом, складывается простая формула: «пугалка» - «призыв к переменам». Между тем, электорат в массе своей реагирует на подобную формулу совершенно противоположно. А именно, скукоживается и окукливается.

Дело в том, что иерархия общества складывается из трех типов человеческих существ: доминанты, субдоминанты и субординанты. Доминанты – лидеры, люди, в полную силу взаимодействующие с миром и реагирующие на стрессовые ситуации активно и даже проактивно. На любое действие такие индивидуумы отвечают противодействием. Соответственно в их случае формула «пугалка» — «призыв к переменам» — более чем органична. Субдоминанты – пассивны, в стрессовых ситуациях им свойственно замыкаться, прятаться, огораживаться. Субординанты, по большому счету, группа поддержки доминантов, что-то вроде шакала Табаки при Шерхане.

Доминанты в человеческом обществе немногочисленны – «настоящих буйных мало». Не больше 10 процентов. Типичная доминантная реакция на стрессовую ситуацию прекрасно сформулирована в известной фразе Бориса Березовского. Оказавшись в эпицентре очередного политического скандала, он сказал: «Ситуация динамичная, надо действовать!».

К счастью, субординанты также малочисленны — все те же 10 процентов. Основную массу составляют пассивные субдоминанты. И это совсем не плохо. Иначе бы человечество захлебнулось в войнах, революциях и экономических реформах. Более того, субдоминанты способны на многое. Их терпение порой сродни подвигу. Однако «выкурить» субдоминанта из зоны комфорта, привычной среды обитания не так-то просто. И уж точно не с помощью формулы «пугалка» — «призыв к переменам». «Пугалка» может сподвигнуть субдоминанта еще глубже окопаться, но не начать активно принимать решения и действовать.

Если говорить о выборной риторике, то на субдоминантов хорошо воздействует формула «пугалка» — «есть человек, который решит ваши проблемы». Но дело осложняется тем, что «пассивное большинство» совсем не тождественно «доверчивому большинству». За несколько десятилетий экспериментов над электоратом субдоминанты выработали крепкий иммунитет к обещаниям и посулам, с которыми каждые пять лет по странной традиции к ним обращаются знакомые или малознакомые деятели с билбордов. В ответ на посулы типичный субдоминант отвечает тихой всепрощающей улыбкой и врубает песню господина Шнурова «Ехай на…, ехай!». Безусловно, в этих условиях, возникает исключительный дефицит внятных посланий народу. Ибо политическая вода должна была хоть единожды превратиться в вино.

Единственным выходом, пожалуй, являются карнавальные формы политагитации. Поскольку «смеховое начало» свойственно субдоминантам как основной группе народонаселения. Не люблю Задорнова, но не могу не процитировать:

— Кого выбрали?

— Да, Жириновского.

— Как????

— Народ пошутил…

Красноярская выборная кампания пока принесла только два веселых слогана: «Красноярск Родина Горностаев» (хотя тут вряд ли предполагался юмор и второй смысл, но получилось смешно) и «Есть кошка или собака — голосуй за ЛДПР».

Хотелось бы пожелать креаторам, формирующим мэсседжи широким пассивным массам, – побольше шутить. Ребята, на полном серьезе вас уже никто не воспринимает.