Меню

МНЕНИЕ: «Пробки и аварии можно предсказывать, как погоду», - Степан Амелькин

«В наших автошколах учат правила дорожного движения, которые ничего не скажут о том, как правильно управлять автомобилем».

Блоги DK.RU

Степан Амелькин, председатель ассоциации развития технических видов спорта и безопасности дорожного движения, член рабочей группы по оптимизации дорожного движения Красноярска:

- Все понимают, что безопасность дорожного движения — это важно. Многие знают страшную статистику: ежегодно на дорогах страны погибает более 30 тысяч человек. Но далеко не всем понятны причины явления. Традиционно у нас две ключевые проблемы: плохие дороги и плохие водители. В России единицы людей, умеющих правильно управлять автомобилем. Массовое автомобильное образование в стране организовано отвратительнейшим образом. Автошколы используют подходы родом из 50-х годов.

Между тем, характер автомобильного движения категорически изменялся несколько раз. Обычный хэтчбек 2015 года гораздо эффективнее суперкара образца 80-х. А требования к российскому водителю остались на заре автомобилизации. Но в наших автошколах, как в советские времена, учат правила дорожного движения, которые ничего не скажут о том, как правильно управлять автомобилем, какова физика процесса: элементарные правила посадки, управление рулем, реакция в той или иной ситуации. Они ничего не говорят о таких важных составляющих вождения, как физиология и психология. Отсюда изначальное ощущение некомфортности, помноженное на плохие дороги.

В Красноярске идет процесс оптимизации дорожного движения: мы пытаемся сделать его более комфортным, а значит, безопасным. Исходим из той данности, что в обозримом будущем хороших дорог у нас не будет. Первый шаг — решение проблемы турбулентности на дорогах. Что это значит? Скорость автомобилей в потоке различная, и они постоянно перестраиваются. При этом лаг между скоростью медленного водителя и быстрого — более 20 километров в час. При таком соотношении аварии неизбежны. Даже если участники дорожного движения не нарушают правил, достаточно того, что один будет уставшим или раздраженным.

Движение потока должно быть плавным и равномерным — это самый безопасный вариант. Как этого добиться? С помощью инструментов, способных упорядочить поток. К сожалению, их не так много. Но они все-таки есть. Например, устранение левых поворотов. Это непопулярная мера, вызывающая подчас неприятие.

Дело в том, что яркая особенность движения в Красноярске — обилие левых поворотов. Но для этого необходимо иное устройство дороги — нужна лишняя полоса торможения/разгона. Для такого плотного города, как Красноярск, такая полоса — непозволительная роскошь. Отказ от левых поворотов вызывает дополнительный перепробег, но он позволяет упорядочить движение, повышая тем самым безопасность и ламинарность (плавность) потока. Более того, доехать по новой схеме до пункта назначения зачастую получается быстрее, несмотря на дополнительный объезд.

Еще один инструмент — настройка светофоров. Более 70 процентов красноярских светофоров подключены к автоматизированной системе управления дорожным движением. Система может автоматически переключать работу светофоров между несколькими режимами работы: день — ночь — час пик. Это «третье поколение» систем управления дорожным движением.

«Четвертое поколение» предполагает набор датчиков, которые измеряют интенсивность и скорость потока. И уже на основе этих данных в режиме реального времени можно менять характер светофорного регулирования.

На практике, однако, не все так радужно, поскольку транспортный поток обладает инерцией и реагирует на изменения с задержкой. Пока мы переводим поток на другой режим, ситуация может кардинально измениться. Для того чтобы такая гибкая система реально приносила пользу и подстраивалась под ситуацию, она должна действовать проактивно, предсказывая развитие событий.

На прошедшем КЭФ консорциум разработчиков программного оборудования рассматривал Красноярск в качестве пилотной площадки для обкатки новых систем — уже «пятого поколения», которые существенно дешевле и эффективнее прежних. Упрощенно говоря, математически можно прогнозировать не только состояние потока, но даже места, где с высокой вероятностью случится ДТП.

Вполне возможно предсказывать поведение транспорта так же, как мы прогнозируем погоду, — на два-три дня вперед, только гораздо точнее. В городе идет отработка методики создания так называемых «зеленых волн», отстраиваем район за районом. Но это небыстрый процесс. Узких мест в Красноярске, которые можно оптимизировать, еще достаточно.

Колонка написана специально для "Делового квартала".