Меню

МНЕНИЕ: «Встречный ветер повышает сопротивляемость бизнеса»

Если говорить о мечтах, то мы хотим, чтобы через 5 лет в аэропорте «Алыкель» висел баннер, приглашающий в туры по Сибирской Арктике, — говорит Владимир Потанин, президент компании «Норникель».

Блоги DK.RU

Владимир Потанин, президент компании «Норникель»

— Сегодня можно без преувеличения сказать, что российская экономика находится под беспрецедентным давлением. Именно поэтому особую актуальность обретает вопрос: есть ли в этом какие-то возможности или новый вызов несет за собой исключительно потери?

Хочу сразу отметить: объявление санкций в любом случае наносит ущерб, в том числе и тем, кто их объявляет. Говоря о возможностях, я считаю, что если усложняются внешние условия, нужно внутренне усиливаться. Стоит подумать о реформах, о совершенствованиях управления, как на уровне государства, так и в границах каждой компании.

Санкции непосредственно не коснулись «Норильского никеля». Тем не менее мы также сталкиваемся со встречным ветром — довольно значительно упали акции компании. При этом я уверен, что в долгосрочной перспективе они восстановятся.  

Наша продукция ликвидна и востребована во всем мире. Примерно половина меди, никеля и других продуктов, производимых «Норникелем», экспортируется в Китай. Немало потребителей в юго-вочточной Азии. Таким образом, спрос на нашу продукцию устойчивый. Это позволяет говорить о том, что перспективы компании благоприятные.

Мы продолжим расширять наши экспортные возможности, заходить на те рынки, где нас ждут. Кто бы что не говорил, но мы уже живем в глобальном мире. Прелесть глобализации состоит в том, что довольно тяжело ограничить возможности экспортера в продаже своей продукции, если она востребована во всем мире. В этом случае всегда можно найти рынок. А протекционизм, пошлинные преференции, прежде всего приводят к тому, что растут цены для потребителя. Мы, кстати, сталкиваемся с этой тенденцией и внутри страны. Недавно президент говорил о том, что необходимо ликвидировать межрегиональные барьеры и межрегиональный протекционизм.

Второй ответ на встречный ветер — внутренняя мобилизация и развитие приоритетных направлений, которые мы для себя наметили. Причем, бизнес-решения, порой, приходят с неожиданной стороны. Для нашей компании очень важным является решение экологической проблемы. Мы смогли закрыть старый никелевый завод в Норильске, на 35% снизив объем вредных выбросов в городе. Но дальше встал вопрос: как решить проблему целиком, как уловить всю серу, которая выбрасывается в атмосферу и свести ее до минимального воздействия на окружающую среду? Занимаясь «серным проектом», мы нашли решение, которое основано на наших российских технологиях.Они позволяют нейтрализовывать серную кислоту. Результаты производства можно использовать как строительный материал. Самое же важное: мы не зависим здесь от иностранных держателей лицензий и, соответственно, в случае, если обстановка с санкциями будет ухудшаться, «серный проект» будет развиваться дальше. 

В целом перед нами стоит задача сделать нашу инвестпрограмму менее зависимой от каких-либо вешних факторов. Когда внешние факторы влияют на объемы производства – это вопрос денег. Если внешние факторы влияют на экологическую программу — это вопрос выживаемости города.

В течение предыдущих нескольких лет мы создали существенную базу для дальнейшего роста. Примерно на 25% прирастили наши металлургические мощности. У нас одно из из самых молодых в мире металлургических производств. Мы также нарастили обогатительные мощности на 35%, и теперь, развивая горные проекты, мы имеем возможность в течение пяти-семи лет выйти на новые уровни производства. Кроме того, эти мероприятия позволили нам увеличить извлечение металлов. Поскольку государство стимулирует нас к более рачительному подходу к недрам, мы стремимся к тому, чтобы все, что мы извлекли, использовалось по максимуму.

Наши инвестиции в ближайшем будущем будут связаны с необходимостью перехода на новый технологический и экологический уровни. Объемы масштабные. Порядка 300 млрд до 2023 года мы инвестируем в экологические проекты. Примерно 120-150 млрд руб. — в обновление производства и на расширение горнодобывающей базы. После 23-его года мы выходим на увеличение производства. Это касается не только применения новых технологий в области обогащения и плавки, но и в сфере цифровой экономики. Прежде всего это связано с управлением и информацией, с тем, чтобы понимать и видеть все процессы в реальном времени. Также речь идет о вопросах безопасности, поскольку, современные системы позволяют знать: где, как, насколько эффективно и безопасно работают каждая машина и каждый механизм.

Любой прогноз подвержен коррекции, особенно с учетом волатильности, которую мы сейчас наблюдаем. Тем не менее мы отталкивались от результатов прошедших пяти лет. За это время «Норильский никель» показал выдающиеся результаты — прибавка акционерной стоимости составила 60%. При том, что большинство лидеров отрасли и в среднем отрасль теряли деньги в тот же самый период. Поэтому, я считаю, что наша команда приобрела определенное морально-психологическое право  планировать серьезные инвестиции. Конечно же, это не просто вопрос веры, за каждой цифрой, за каждым обязательством стоят расчеты.

Безусловно, цены на цветные металлы будут колебаться. Однако для «Норильского никеля» в ближайшие 10-15 лет начинается благоприятный период — мы попали в макроэкономическую нишу. Сейчас в мире разворачивается производство электромобилей. Для этого понадобятся никель и кобальт.  В то же время платиноиды нужны для производства традиционных автомобилей, которое не прекратится. Практически вся картина металлов, которые мы производим, имеет определенную макроэкономическую поддержку, что должно компенсировать санкции.

Инвестиционный цикл в горно-металлургическом производстве — от момента принятия инвестиционного решения до получения результата — насчитывает 5 – 7 лет. Большинство компаний мыслят инвестиционными циклами. Редко кто может спрогнозировать более-менее достоверно соотношение спроса или предложений на те или иные товары больше, чем на это время. Поэтому взгляд на 10 -15 лет —  скорее стратегическое видение. Здесь больше от философии, чем от бизнеса. И от мечты, конечно. Бизнесмену без нее нельзя. Наше видение на 10 -15 лет состоит в том, что, продукция которая производится «Норникелем», будет востребована, она в тренде. Также существенным мировым трендом остается экология, вне зависимости от того, будет нарастать изоляционизм или опять придет мода на глобализм. Думаю, в конце этого стратегического отрезка мы уже будем позиционироваться не как компания-загрязнитель, а как «зеленое» производство. Имея решенные экопроблемы и поставляя продукцию, которая способствует более экологичному окружению, мы повышаем свой имидж, свою популярность и востребованность.

Безусловно, особое место в стратегии развития компании занимает Норильск. Жители города знают, что все наши социальные программы — долгосрочные и связаны, в том числе с тем, чтобы Норильск интегрировался в «материковую» жизнь. Именно для этого мы ликвидировали цифровое неравенство и провели в город широкополосный интернет, проложив почти тысячи километров трассы по тундре в тяжелейших условиях, по дну Енисея. Это знаковое событие, которое свидетельствует о том, что Норильск становится нормальным местом для жизни.

Если говорить о мечтах, то мы хотим, чтобы через 5 лет в аэропорте «Алыкель» висел баннер, приглашающий в туристические туры по Сибирской Арктике. Вокруг Норильска есть очень красивым места, система водопадов, озер, уникальная природа всего в 60 – 70-ти километрах. Я мечтаю о том, чтобы Норильск был не только металлургическим, но и туристическим центром.

Колонка подготовлена по материалам интервью на телеканале «Россия24»