Меню

«Мы готовы помогать бизнесу», — Дмитрий Дмитриев, Центральный район Красноярска

Об альтернативе снесенным торговым павильонам, реконструкции знаковых объектов, развитии бизнес-проектов в исторических зданиях «ДК» побеседовал с руководителем администрации Центрального района.

Руководитель администрации Центрального района Красноярска Дмитрий Дмитриев говорит, что он всегда открыт для взаимодействия с бизнесом: «Некоторые предприниматели, общаясь со мной, удивляются: «Зачем ты нам помогаешь, что-то надо взамен?». А я отвечаю: «Ничего не надо». Я прекрасно понимаю взаимосвязь: чем лучше будет жить бизнес, чем больше у него будет прибыль, тем больше будет возможностей и желания помогать нам в реализации совместных проектов».

Что в последние годы изменилось в области частно-муниципального партнерства на территории Центрального района?

— Частно-муниципальное партнерство существовало всегда, только мы раньше слова такого не знали. Много лет во всех районах города существуют так называемые Советы директоров. Это организации, объединяющие наиболее активных предпринимателей. Только на моей памяти с помощью Совета директоров Центрального района было реализовано несколько крупных благоустроительных проектов. К примеру, 10 лет назад мы облагородили территорию возле источника Параскевы Пятницы на улице Игарская с помощью компании «Вариант-999». Ее руководитель – Сергей Синников – активнейший член Совета директоров района. Помните «Гвоздики» в сквере Победителей? Это тоже подарок Синникова. Кстати, на благоустройство этого сквера не было потрачено ни копейки бюджетных денег, всё сделано силами предпринимателей. Каждый год мы высаживали там по аллее, постепенно приводили в порядок, монумент «Журавли моей памяти» сделали… Постамент из цельных гранитных плит помог создать Владимир Гуриев, директор Новоангарского обогатительного комбината. По моим подсчетам, в целом на благоустройство сквера ушло около 6 млн рублей.

Сколько бизнесменов сейчас входит в Совет директоров?

— Около 40-45 человек. Это инициативные люди. Им говоришь: «Ребята, есть такая идея». Они отвечают: «О, классно, мы участвуем!». Каждый год Совет директоров вносит свою лепту в развитие района. Я называю только знаковые проекты по благоустройству. Но есть еще повседневная жизнь. Например, мы только в прошлом году новогоднюю елку в сквере Чернышевского ставили в рамках муниципального контракта. До этого ни копейки бюджетных денег на эту елку не тратили. А ее обустройство обходится примерно в 1,2 млн рублей.

Также у нас прекрасные отношения с управляющей компанией «Холмсервис». С их помощью мы несколько лет выигрывали конкурс на самый благоустроенный район. Это плюс и в копилку района, и жителям.

Сколько средств ежегодно удается привлечь через Совет директоров?

— Последние лет пять работа с Советом директоров идет очень активно, мы только завершаем один проект и тут же беремся за следующий. За год предприниматели вкладывают в район около 10 млн рублей.

В этом году к благоустройству Центрального района также активно подключились крупные корпорации. Роль администрации района в этом процессе какова?

— Не буду лукавить – в этом деле мы просто благодарные зрители. Эти работы связаны с личностью конкретного человека – Александра Викторовича Усса. Думаю, их началу предшествовала многолетняя подготовка. Ведь такие большие проекты нельзя как чайник включить. Но результат налицо: люди пришли и вложили свои деньги. И самое интересное – готовы и дальше продолжать.

Определенные планы были и по благоустройству Центрального парка. Как с этим сейчас дела?

— Инвестором разработки проекта и дальнейших работ по реконструкции парка должен был стать «Русал». Но в связи с экономическими санкциями, дело немного угасло. Думаю, как только они скажут, что готовы работать дальше, к этим договоренностям вернутся. Моё мнение – в парке однозначно нужны перемены. А вот какие – пока мы проект не увидим, мы не поймем.

Не все проекты, которые хорошо обыграны в Европе или в Москве, могут прижиться у нас. Шикарно прижились качели на Площади Революции. Главное, не переборщить. Это должна быть фишка одного-двух мест. Сейчас похожие качели еще делают в сквере Пушкина. А первый такой проект у нас реализован в сквере Победителей на набережной Качи. И тоже пользуются бешенной популярностью. Там они выполнены в виде арт-объекта, его реализовал наш молодежный центр «Искра» («Искусство строить Красноярск»).

Территория на выходе из Центрального парка на набережную тоже проблемная. Глава города обозначал свою позицию: этим сооружениям там не место. Но ничего не меняется. Почему?

— Документы по этим объектам сейчас находятся в суде. Судится юридическое управление города, а мы помогаем необходимыми материалами. Эти сооружения – частная собственность. Но у нас нет задачи загнобить бизнес. Я им сказал: «Ребята, сделайте красиво и безопасно, и к вам не будет вопросов». Ведь нет уверенности, что кровля выдержит все эти надстройки. Они мне притащили какую-то «писульку», мол, какое-то ООО «Рога и копыта» разрешает эксплуатацию, всё безопасно. Но я этому не верю.

Вообще, я еще несколько лет назад говорил Виталию Павловичу Боброву, когда он был первым заместителем главы города, что там – идеальное место для Дворца бракосочетаний. Набережная, прекрасный вид на Енисей, на противоположный берег. Если там сделать еще и нормальный ресторан – шикарно будет.

Снос торговых павильонов в центре – то, что в этом году удалось сделать, несмотря на суды и возмущения. А какие альтернативные форматы может предложить бизнесменам администрация района?

— История со сносом ларьков и павильонов началась не вчера, ей минимум полтора года. Людям заранее сказали: «Всё, конец ваш близок, подыскивайте себе места». Они наотрез отказались. Потому что все эти временные сооружения принадлежат нескольким хозяевам, которые получили на них право еще в 90-е годы и сдавали в аренду. Они не заинтересованы в каких-то новых форматах, в развитии. Например, на Перенсона из 23-х остававшихся там в последнее время павильонов 21 сдавался в аренду. Всего два было собственных бизнеса – в одном владелица сама торговала цветами, а во втором был магазин «Красноярского хлеба». Какие могут быть вопросы? Те собственники, которые понимали, что там хорошее место, предприняли шаги. Например, «Сладкая жизнь» спокойно переехала в дом напротив, открыла магазин в нормальном помещении.

Но ведь малая торговля в центре может быть симпатичной. Пример – мобильные кофейни в автобусах.

— Да, для небольшой торговли в центре города можно найти красивую альтернативу. Кофейбусы – это интересно. Фудтраки у нас появляются. Но тут тоже важно не переборщить. А то сегодня там симпатично продают кофе, а завтра найдется какой-нибудь орёл, который там начнет шаурму резать.

Уверен, что у каждого такого проекта должна быть индивидуальность. Безликость – это ужас. Даже сейчас при работе с предпринимателями по архитектурно-художественному регламенту, мы говорим, что должно быть стильно, но не одинаково.

Кстати, расскажите подробнее об этой работе. Что сейчас должны сделать предприниматели, чтобы не нарушить новый регламент?

— Сейчас мы просим предпринимателей разработать паспорта фасадов зданий, находящихся в особых зонах. Конкретных требований пока не предъявляем. Но я всегда прошу: «Не забывайте, что вы находитесь в центре города. Делайте вывески и витрины так, чтобы не стыдно было смотреть вам самим, жителям и гостям города».

Как реагируют люди?

— В основном нормально. Рекламные баннеры, которые развешивали на балконах, уходят в прошлое. После 1 февраля они будут официально вне закона, появится административная ответственность за несоответствие паспорту фасада. Пока нас сильно тормозит только управляющая компания УК «ЖСК» (бывший «Жилфонд»). Ведь у нас большинство зданий на проспекте Мира, улицах Ленина и Маркса – жилые. Значит, сделать паспорта фасадов – обязанность управляющей компании. Но пока идет туговато.

Для них это дорого?

— Нормальная управляющая компания делает это по щелчку. Паспорт фасада одного здания, в зависимости от сложности, стоит от 30 до 60 тыс. рублей. В каждом доме от 3 до 10 нежилых помещений. Управляющая компания может собрать всех предпринимателей, объявить, что для изготовления паспорта фасада нужно собрать по 10 тыс. рублей, к примеру. Если кто-то не хочет, вопросов нет, но в паспорте фасада такому заведению можно оставить одну табличку с режимом работы, вывески у него не будет. А если повесит – штраф на юрлицо от 30 до 100 тыс. рублей.

Сколько зданий в центре, по которым нужно разработать паспорта фасадов?

— Много, около 200. У нас почти все здания попадают в особую зону.

В историческом центре города много старинных зданий. Есть варианты для размещения бизнеса в этих помещениях?

— У нас продолжается проект реконструкции исторического квартала, который включает в себя 10 зданий. Для меня этот проект уже близится к завершению. Потому что моя задача была найти инвесторов, разработать проектную документацию. У людей там есть возможности, есть идеи – дальше нужно только время. А по другим историческим зданиям – нужно просто понимать, что в них может быть.

А что в них может быть?

— Всё, что угодно. Общих ограничений нет. У каждого исторического здания есть свои предметы охраны (печи, лестницы, потолочные тяги), которые определены в охранных обязательствах. Исходя из этого проектировщик может сказать, что лучше разместить в этом здании – офисы, гостиницу, предприятия быта или общепит. И собственник принимает решение.

Инвесторы проявляют интерес к историческим зданиям?

— Да, определенно. Здание на Ленина, 84 почти разобрали, сейчас оно будет преображаться очень быстро. На Маркса, 38 инвестор уже завершил работы в помещении, ведет благоустройство территории. Там будет проект общепита, сейчас идет поиск арендатора. По последнему лоту на Горького у нас даже была конкуренция по одному зданию. Еще у нас появился потенциальный инвестор, которому интересно реконструировать квартал в районе улицы Вейнбаума, уже есть эскизный проект реновации, мы завершаем расселение жителей из ветхих домов.

Совершенно иная ситуация в Покровском. Это, по сути, такой район в районе. Там есть проблемы с точки зрения развития бизнеса?

— В отличие от центра, в Покровский бизнес зашел быстро и самостоятельно. Там много нежилых помещений на первых этажах жилых домов, поэтому есть всё: магазины, ателье, парикмахерские. Также туда зашли крупные торговые сети: Rosa, «Командор». «Ашан» именно там открыл свой первый магазин в нашем городе. На территории микрорайона два больших торгово-развлекательных центра – «Зеленый» и «Покров SKY». Поэтому у бизнеса есть масса вариантов для развития. Мы со всеми стараемся общаться и сотрудничать. Готовы помогать бизнесменам, отвечать на их вопросы.

А с точки зрения благоустройства – готовы предприниматели вкладываться в такие проекты в Покровке?

— Да. Из новых проектов – совместными усилиями мы создаем дендросад на пересечении улиц Линейной и Мужества. Там много партнеров: и «Крона», и ТРЦ «ПокровSKY», и УК «Холмсервис». Буквально перед началом нашего интервью компания «Русал» подтвердила, что выделит 4 млн рублей на реализацию этого проекта.

Также создается новый парк «Покровский» на Караульной горе, реконструируется сквер Чернышевского, где проходит много районных мероприятий, в том числе и новогодняя елка Центрального района. Причем, когда елка туда переехала лет 15 назад, это было для всех дико. Нам приходилось ее охранять! Это сейчас кажется смешным, но мы как-то оставили там масленичный столб, хотели на следующий день убрать, а его за ночь попилили на дрова! Но мы стараемся и в этом районе облагораживать территории. По крайней мере, там почти все дороги уже в асфальте, почти везде есть освещение, боремся со свалками.