Меню

Насколько востребованы в России продуктовые дискаунтеры

Кризис вынуждает россиян больше тратить на еду. Для многих покупателей стоимость продуктов становится важным критерием выбора магазина. DK.RU выяснил, смогут ли дискаунтеры потеснить супермаркеты.

- Экономический кризис неминуемо приведет к увеличению расходов на еду. Сейчас их доля в семейном бюджете составляет 40-45%, а с падением курса рубля она может вырасти до 60-70%. В таких условиях главный критерий для покупателя — цена товара, то есть дискаунтер станет наиболее востребованным форматом, - рассказывал в конце прошлого года DK.RU генеральный директор торговой сети "Монетка" Роман Заболотнов.

Он также отмечал, что в 2015 году сеть планирует увеличивать долю продукции эконом сегмента за счет товаров private label или эксклюзивных условий поставщиков.

Управляющий партнер компании GEORGE Consulting Егор Гавриляченко говорит, по статистике европейских стран, продажи в кризисное время у дискаунтеров вырастают на 20-40%.

- В связи с нестабильной экономической ситуацией в России, на мой взгляд, поток покупателей в дискаунтерах увеличится, - констатирует он.

- Это обычная ситуация в кризис. Потребители перед кризисом скупили все относительно дорогие товары и теперь начинают экономить. И дискаунтеры, в принципе, уже превосходят по популярности обычные супермаркеты - достаточно посмотреть на темпы роста оборота "Дикси" или "Перекресток". Основной плюс дискаунтеров понятен - дешевизна товаров и их высокая доступность. Минус - относительно более низкая рентабельность бизнеса и часто попадающиеся низкокачественные товары в ассортименте, - говорит аналитик ФК "ИнстаФорекс" Антон Фомин.

Напомним, в 2008-2009 годах также наблюдался повышенный интерес к дискаунтерам. Однако спрос этот был временным. Как следует из отчетов компаний за 2012 год, сети «Пятерочка», «Магнит» и «Дикси» наблюдали отток покупателей на 1,5%-1,8%, в сравнении с 2011 годом. Ритейлеры отмечали, с расширением потребительского спроса покупатели стали более требовательными к ассортименту и качеству обслуживания.

- До тех пор, пока экономика не пойдет вверх, дискаунтеры будут успешно развиваться. Российский опыт показывает, что компании, работающие в таком формате, показывают хорошие темпы роста, - рассказывает директор по маркетингу сети "Командор" (в том числе развивает сеть дискаунтеров "Хороший" в Красноярском крае) Дмитрий Полуянов.

Фото: newslab.ru

- Главным плюсом классического дискаунтера является более низкая торговая наценка по сравнению с супермаркетами. Ему может хватить и 15%. Самое главное, что дискаунтер вполне может это себе позволить за счёт экономии при организации торговли. Соответственно, эта же организация является и его минусом. Так как не вполне удобное расположение на территориях с низкой арендной платой, ограниченный ассортимент продуктов и отсутствие модных, разрекламированных брендов, естественно, отпугнёт часть покупателей. Я полагаю, что тут многое зависит от менталитета. Например, в бережливой Германии на долю дискаунтеров приходится до половины продаж продуктов питания, - говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Дмитрий Полуянов отмечает, этот формат нашел своего покупателя. Это люди, которым не важен сервис и ассортимент, но важна цена. За низкую стоимость товаров этот покупатель готов простить всё - менее удобную выкладку, минимум персонала, отсутствие хорошего ремонта. Тем не менее совершать покупки при минимальной выкладке готов не каждый.

- В этом изобилии низких цен есть своя ложка дегтя. Люди привыкшие получать хотя бы минимальный сервис и большое разнообразие продуктов будут пугаться внешнего оформления этих магазинов. И соответственно не смогут найти в них привычно большой ассортимент товара. А поездка в 2 магазина будет вызывать некие неудобства и дискомфорт у покупателей, - добавляет Егор Гавриляченко.

Дмитрий Полуянов добавляет, что, как правило, покупатели дискаунтеров приобретают товары большими партиями. От этого и растет средний чек.

- Средний чек в дискаунтерах, как правило больше. Потому что покупают больше. Товар приобретается упаковкой (от 2-4 позиций) или ящиками. Например, покупая минеральную воду или растительное масло, чаще всего берут большим объемом. Вот за счет этого выше средний чек, но стоимость позиций в среднем ниже на 20%, чем в супермаркетах, на аналогичные товарные категории.

Тег: Обзоры DK.RU