Меню

Наталия Метелькова: «Амбициозные люди должны использовать свой образ для достижения цели»

С помощью навыка создавать впечатление Наталия Метелькова получала руководящие должности в крупных страховых компаниях. Теперь ее задача — формировать образ корпораций.

Красный кожаный берет, джинсовое платье, эффектная брошь-стрекоза… Искусно созданный образ не дает шансов на ошибку: это — стилист. Но еще несколько лет назад Наталия Метелькова, руководившая красноярским филиалом крупной страховой компании, не могла даже представить, что делом ее жизни станут мода и стиль.

— Тогда мне казалось, что я постоянно должна достигать самых амбициозных целей. Творчеством занимались люди, которые были у меня в подчинении, себя я видела лишь в управлении. А когда пришло понимание, что 12-часовой офисный день не приносит счастья, я интуитивно пришла к самому естественному и приятному для себя делу, — говорит Наталия.

Теперь не менее дюжины девушек в месяц со всей России обращаются к ней, чтобы расшифровать свой код красоты.

Эпоха Ренессанса

После шести лет обучения в Красноярской медицинской академии перед Наталией Метельковой открылось несколько дорог: поступать в интернатуру, в ординатуру или… Она выбрала «или» и уехала в Москву, чтобы пройти учебный курс для работы во французской фармацевтической компании. Для юной девушки европейская корпорация стала серьезной школой по продажам и продвижению, полученные знания не терпелось применить в других областях.

Дополнив свое образование экономическим, а также сделав небольшой перерыв на декретный отпуск, она вернулась в Красноярск и занялась маркетингом. Возглавляемая ею компания Lab#1 разрабатывала концепцию крупного девелоперского проекта в микрорайоне Северный.

— Результаты были совершенно замечательные, удалось увеличить объем инвестиций в несколько раз, реализовать проект полностью. После чего я начала смотреть по сторонам — что еще можно делать. Занималась маркетингом компаний малого бизнеса, аудитом маркетинга и развитием продаж, — вспоминает Наталия.

На этом этапе она придумала бренд норильского пива «Збышек» и ряд других концепций.

С наступлением экономического кризиса в 2008 году многие консалтеры, по словам Наталии Метельковой, пошли трудоустраиваться в компании, и она тоже захотела стабильности. Тогда банковская группа «Райффайзен» запускала новое для Красноярска направление — страхование жизни. Сформированной потребности в нем у людей не было, заняться этим предстояло госпоже Метельковой — она возглавила красноярское представительство страховой компании «Райффайзен Лайф».

— Этот продукт мы запустили активно, у меня разгорелись карьерные амбиции. Я подумала: «А почему бы мне не стать руководителем по всем видам страхования?» И стала. Я возглавила красноярский филиал компании «Ренессанс страхование». Это была очень напряженная работа, урегулирование убытков — это совсем другая энергетика, нежели продвижение. И как только мне и моей команде удалось вывести продажи из ямы и перевыполнить план, я сразу ушла, — говорит Наталия Метелькова.

Спустя несколько лет она осознала, что уже на этом жизненном этапе были видны предпосылки ее будущей деятельности.

— Когда я выигрывала конкурсы на замещение вакантных директорских позиций, не имея опыта работы в этой сфере, на что я опиралась? На создание впечатления. Я выглядела как тот кандидат, которого хотели видеть на этой позиции. Вот сидит руководитель дивизиона «Сибирь», она приехала, чтобы найти директора филиала в Красноярске. Открывается дверь, захожу я, и она откидывается в кресле — она видит того, кого ожидала. И 80 % уже сделано! Амбициозные люди должны использовать свой образ для достижения цели, — уверена Наталия Метелькова.

Если квадрат, то — черный

Эпоха Ренессанса в истории Наталии Метельковой сменилась «темным Средневековьем». После периода активной работы и достижений ей захотелось затишья. Именно тогда Наталия интуитивно нащупала новую стезю.

— Люди меня окрестили стилистом раньше, чем я сама к этому пришла. Началось все с того, что я стала для себя составлять образы, фотографировать и выкладывать в различных сообществах шопоголиков в сети. Я приобрела узнаваемость в определенных кругах. Сначала на реплики «Вы, наверное, Наталия, стилист?» я отнекивалась, потом просто молчала. И в какой-то момент ко мне обратилась девушка из Ярославской области, попросила создать ей образ. Так у меня появился первый клиент. Как только я поняла, что могу быть полезной, стала смелее реагировать на обращения, — вспоминает Наталия Метелькова.

Все первые заказчицы начинающего стилиста были не из Красноярска. Узнавали о ней из сообществ во «ВКонтакте», из LifeJournal, на сайтах различных интернет-магазинов. Наталия Метелькова сразу сформировала стоимость своих услуг и начала зарабатывать на возможности быть полезной другим.

— Девушкам легко отправить мне свои фотографии, видео, пообщаться по «Вайберу» или «Скайпу». Я знакомлюсь с человеком и предлагаю образ. На начальном этапе цену за свою работу я определяла по своим ощущениям — ставила такую, которую человеку не сложно оплатить, — говорит Наталия.

Постепенно она разделила свои услуги на части, сформировав два продаваемых продукта: разработка концепции индивидуального стиля (стоимость — 8,5 тыс. рублей) и создание конкретного образа с покупкой вещей под него (3 тыс. рублей).

Видимых инвестиций новое дело не потребовало. Однако Наталия вложилась в свое образование: прошла обучение в итальянской школе моды и стиля, в школе развития творческих способностей Любови Поповой, в Институте репутационных технологий Арт&Image. В результате она сформулировала свою первую концепцию, которую назвала «Код красоты».

— Для создания визуального образа необходимо использовать разные средства выразительности: линии, цвета, масштаб, фактуру. Все они складываются в единую структуру и, не противореча друг другу, рассказывают о человеке. Это считывается на уровне эмоций. Недавно я проводила мастер-класс в магазине Escada, задавала женщинам такой вопрос: «Почему черный квадрат — черный?» Люди задумались, стали вспоминать все, что о картине Малевича писали историки искусства, что говорил сам автор. А если бы квадрат был розовым? Цвет бы нам говорил об одном, а форма — совсем о другом. Мы бы не словили никакую эмоцию, — отмечает Наталия Метелькова.

Вторая выработанная стилистом концепция называется «Стиль-мотор». Она направлена на то, чтобы с помощью стиля и одежды добиваться поставленных целей — как когда-то делала сама Наталия, получая высокие должности в страховых компаниях. Основная идея проста: при выборе образа нужно ориентироваться на ожидания окружающих. «Это очень частая ошибка: женщина себе нравится в нежном платьице, а аудитория смотрит и думает: «Мы хотим иметь дело с серьезным человеком, а не с барышней-крестьянкой». Например, недавно на конференции Игоря Манна на сцену вышла директор одной компании, чтобы представить свой проект. Я сфотографировала ее образ и выложила в «Сторис» в «Инстаграме» опрос: «Кто выступает: маркетолог или директор?» 97 % высказались за маркетолога. Она красивая девушка, но ее образ не отражает сути, не соответствует должности, — рассказывает Наталия Метелькова.

От масс-маркета до Max Mara

Сейчас к Наталии Метельковой обращается примерно по 15 заказчиц в месяц. В основном это женщины от 27 до 50 лет, которыми движет одна из трех потребностей: поиск себя, карьерные амбиции или повышение социального статуса.

— Чаще это представительницы так называемого среднего класса. Не так много люкса мы покупаем, больше работаю в middle-сегменте — от масс-маркета до Max Mara, — улыбается Наталия.

Сезонности в своем бизнесе она не замечает, но наплыв обращений был, к примеру, 1 января — это связано с желанием начать новый год обновленной.

Рынок услуг персональных имиджмейкеров в Красноярске Наталия Метелькова называет непаханым полем:

— Стилисты в городе, конечно, еще есть. Но мы не пересекаемся. Мы пока не конкурируем между собой, мы боремся с представлением женщин «Я оденусь абы как, и будет нормально!».

Кроме того, география проживания целевой аудитории стилиста остается широкой: много обращений из Москвы, Подмосковья и средней полосы России. Красноярки в основном приходят к Наталии через «Фейсбук» — она считает это местным феноменом.

Благодаря этой социальной сети сама Наталия познакомилась с управляющим партнером консалтинговой группы F5 Ольгой Грищенко, которая способствовала превращению ее творческих инициатив в новые бизнес-идеи.

— Однажды я пришла к Ольге и предложила создать ей образ. Она с радостью откликнулась, а когда выложила фотографии с полученным результатом в «Фейсбук», возник резонанс. Ольга очень хорошо понимает рыночную конъюнктуру, поэтому не смогла это игнорировать. Стала заинтересованно со мной общаться. Ей понравилась моя концепция «Стиль-мотор». Когда она увидела рабочий инструмент, решила ухватиться за эту идею и превратить в дополнительный бизнес, — говорит Наталия Метелькова. 

Совместно девушки разработали настольную игру «Стиль-мотор», которую продают как вариант готового бизнеса. Предпродажи стартовали с 25 тыс. рублей, позже за один игровой набор стали брать по 35 тыс. рублей. С середины марта, когда продукт будет запущен на рынок, цена вырастет до 65 тыс. рублей.

— Продавая эту игру, мы даем людям легкий и приятный бизнес. Затраты можно «отбить», два раза собрав группу. Кроме того, игру могут приобретать крупные компании, которым нужно выработать представление, как должны одеваться сотрудники, — отмечает Наталия Метелькова.

Именно в развитии корпоративного сегмента стилист видит перспективы. Ей интересно заниматься имиджем на уровне сотрудников компаний.

— Думаю, в этом сейчас большая потребность, и я смогу ее реализовать. У меня есть конкурентное преимущество перед другими стилистами, ведь я сама пришла из бизнеса и понимаю, какое прикладное значение имеет внешний вид. Когда директор требует: «Хватит ходить в прозрачных блузочках», — он на самом деле говорит и о целях компании. И сотрудник должен понять и принять эту концепцию. Но не через насилие, а, например, через тренинг или через игру «Стиль-мотор», — уверена Наталия Метелькова.

Работу в этом сегменте она уже начала, проведя специализированный тренинг для сотрудников Сбербанка. Теперь ее задача — упаковать продукт и заняться его продвижением.

Кроме того, г-жа Метелькова подумывает о создании образовательных проектов. На основе опыта сотрудничества с F5 — проведенных с Ольгой Грищенко вебинаров и игр — она готова создать обучающий курс для профессиональных стилистов или обычных женщин, которые хотят расшифровать свой код красоты.