Основатель магазинов «Город ремесел» и «Дело и забава» после окончания университета могла пойти по комсомольской линии и достичь высот, но, выйдя замуж, ушла в домашнюю жизнь, а позже в бизнес.
В лихие 90-ые она шила дома на кухне платья и по выходным продавала их на Колхозном рынке. Ее папа, Владимир Кузнецов, в то время занимал пост первого человека в городе и, наверное, мог бы помочь. Но в этой семье такое было не принято. Как признается сама Наталья, его советы, его «непротивление» всем ее начинаниям, были гораздо дороже. Через двадцать лет ей удалось создать в Красноярске уникальный бизнес, который постепенно перерос в хобби, а не наоборот, как это бывает обычно.
Пройти мимо витрин ее магазинов тканей и товаров для шитья не засмотревшись, сложно: старинные машинки, дамы в кринолинах. В этом году Наталья открыла рядом с одним из них музей «Игрушки и рукоделия». Это единственный за Уралом частный музей подобного рода.
Первые деньги самые сумасшедшие
Начальные азы предпринимательства Наталья постигала с двумя детьми на руках. Поразительное трудолюбие и бешеная работоспособность, которые она приобрела тогда, закалили и помогли построить свое дело в будущем.
- Наталья, вы стали шить и продавать, когда в Красноярске еще в принципе не было частного бизнеса. Как пришла эта идея?
- Представьте себе конец восьмидесятых, двое маленьких детей, муж работает в милиции, я в декрете, безденежье. Я начала шить. По вечерам, когда все спали, раскатывала рулон ткани на полу и кроила, а днем, посадив на колени младшего, сшивала все на ножной швейной машинке. По 5-7 платьев и 7-9 блузок могла нашить за неделю. А в выходные шла на Колхозный рынок продавать. Это были мои первые деньги, самые сумасшедшие. Инфляция шагала по стране, выручка могла вырасти в несколько раз за одну неделю. Спрос на одежду был огромный, купить что-нибудь необычное в магазинах - невозможно, все носили одно и то же. После первого успеха охватил азарт. Нянчиться с детьми мне помогала мама, она же пришивала пуговицы к моим изделиям. Но уже тогда я работала по закону - у меня был патент на индивидуальную деятельность. Кстати, те квиточки я храню до сих пор как свидетельство уплаты налогов во времена «дикого» бизнеса.
- Но ведь шить надо уметь, у вас было специальное образование?
- Нет. Но у меня были очень хорошие учителя в школе. С 4-го класса у нас велись уроки «Домоводство». Нашим шефом была фабрика «Сибирская игрушка» и, начиная с 8-го класса, один день в неделю девичья половина класса полностью посвящала себя шитью платьиц на кукол. Сегодня, к сожалению, в школах нет этого предмета и, когда девушка приходит в ателье и платит деньги за то, чтобы пришить пуговицу, это вызывает недоумение.
- Но швейному бизнесу вы предпочли торговлю, почему?
- После выхода из декрета я три года поработала в «Красноярском торговом доме». Это было время приватизации, ваучеров, бартерных сделок, зарплат, выданных не деньгами, а продукцией, производимой предприятиями и время пустых полок в магазинах, тогда еще государственных. «Торговый дом» насыщал прилавки магазинов товарами и создавал совместные предприятия с различными организациями. Одно из предприятий — ателье, я возглавила. Это было летом 1993 года. Но дело не пошло. Не хватило управленческого опыта и знаний технологии работы швейного производства. Да и спрос на услугу был уже не тот — вещевой рынок стал насыщаться. В это время друзья пригласили меня слетать «за компанию» в Эмираты и привезти оттуда что-нибудь «на бизнес». Никогда ранее не видевшая такого обилия швейной фурнитуры, я набрала …. пуговиц. Купила для нужд ателье, а излишки выложила на витрину. Они вмиг ушли. И я начала продавать в павильончике, который взяла в аренду у ЦУМа, не только изделия, сшитые в ателье, но и швейную фурнитуру. Торговать оказалось намного выгоднее, чем содержать ателье.
Из«Galanterie» в «Город ремесел»
Основная ставка была сделана на фурнитуру. Со временем был создан законченный ассортиментный цикл - ткани, пряжа, украшения, журналы мод.
Бизнес Натальи Сафоновой начался с пуговиц.
- Именно тогда родился «Город ремесел»?
- Быстро стало понятно, что я вырастаю из маленькой торговой точки. Но купить магазин для меня было чем-то нереальным. В стране продолжалась приватизация, за торговые помещения шла борьба. И я решила приспособить под магазин квартиру на первом этаже в доме в центре города. Вариант нашелся быстро, причем очень дешевый. В середине 90-х квартиры на первых этажах стоили процентов на 30 дешевле. Предполагаю, что я одной из первых в городе переводила квартиру из жилого фонда в нежилой. Пока шел сбор документов, делали ремонт. Муж и брат помогали мне в свободное время, они же смастерили часть торгового оборудования, которое, кстати, работает до сих пор. Со временем и там стало тесно, пришлось расширяться, прибавляя площади от выкупленных по-соседству квартир (с 1994 года их было выкуплено четырнадцать). Брат, а после и муж, после окончания своей службы в органах МВД, стали работать вместе со мной. Сегодня это - наш семейный бизнес. Назывался магазин изначально галантереей, только на французский манер «Galanterie». Звучное такое и очень женственное название, как мне казалось. И точное, сразу понятно, что здесь продают разные нитки-иголки. Но со временем от него пришлось отказаться. Ушлые красноярцы начали тоже открывать по городу «Галантереи» и мой магазин стали путать с другими, кто-то решил, что мы строим сеть. Тогда и появился бренд «Город ремесел». Основную ставку мы сделали на фурнитуру. Со временем создали законченный ассортиментный цикл - к фурнитуре добавили ткани, пряжу, журналы мод, украшения.
- Какие главные сложности были в бизнесе?
- За все годы работы сложность была одна – бюрократия. Решения некоторых вопросов затягивались, на одну бумажку надо было еще 5-10. Порой приходилось решать вопросы через суд.
- А как выстраивали взаимоотношения с городскими властями?
- Я люблю «вариться в своей каше». Но если администрация города или района предлагает принять участие в каких-либо мероприятиях, стараюсь не отказываться. В этом году принимали участие в праздновании Дня города с выставкой старинных вещей рукоделия в музейном комплексе на Стрелке, в прошлом году - в городском конкурсе «Витрина Красноярска». Но подобные мероприятия нарушают привычную жизнь, поэтому я не очень люблю в них участвовать. В этом смысле я - «домашний человек».
Арт-Холл, где планируется организовать фотоателье.
Бизнес на доверии
- Я интуитивно чувствую, что нужно моим покупательницам. Но если супермодная ткань мне не нравится, я ее не закуплю, - говорит Сафонова.
- В Красноярске достаточно много магазинов ткани. Ощущаете ли вы конкуренцию?
- Да, магазинов ткани и фурнитуры множество, но по разнообразию и количеству представленных товаров для шитья и рукоделия серьезных конкурентов у нас по-прежнему нет. Именно комплексный подход, на мой взгляд, и помогает нам удержаться в этой нише - человек выбирает ткань на изделие, а под нее сразу фурнитуру и подклад, флизелин, нитки. Всегда себя настраивала, что я выше конкуренции. Учитывая, что тогда, в 90-ых, уловила момент, попала в первую волну. В моем бизнесе у меня много плюсов: свои площади, много накоплено товаров, можно торговать еще 10 лет, ничего не закупая. Поэтому я особо на конкурентов никогда не оборачивалась. Первая серьезная конкуренция пришла пять лет назад в виде магазина «Леонардо», вот тогда я ее почувствовала.
- Поделитесь, какие риски есть в вашем бизнесе?
- Медленная оборачиваемость. Нужно держать огромные запасы. Отсюда риски затоваривания и лишения спроса. Но с другой стороны, это приносит свои плюсы. Если у вас в продаже остался телевизор, вы его вряд ли выгодно продадите. У нас же ситуация иная. Есть театры, творческие коллективы, которым нужны для постановок винтажные ткани, и они, наоборот, говорят: «Только у вас мы можем купить на костюмы этот твид и пр.». Опять же, мода через 8-10 лет повторяется.
Швейные атрибуты 19 века.
- Какова ваша маркетинговая стратегия? Как вы знаете, что сейчас нужно покупателю?
- Только интуитивно. Раньше закупали практически все, что имело отношение к шитью и рукоделию. Многое было в новинку. С годами и мы, и покупатели, много чего попробовали и сделали свой выбор. Сегодня стали более разборчивы. Например, я не всегда решаюсь привозить ткани с супермодной расцветкой. Если эту ткань не купили в первую неделю, нужно ждать год-полтора, когда до нас дойдет «модная волна». А сегодня уже не хочется рисковать и замораживать средства, тем более, что «модность» уже через год может сойти на нет, так и не дойдя до Красноярска. Некоторые категории регулярных товаров я продавала с первого дня работы магазинов, и по всей видимости, буду продавать всегда. Например, однотонные ткани — шифон, креп, габардин, сетки, или товары повседневного спроса: нитки, иглы, резинка. Здесь спрос рождает предложение и личные пристрастия к этому не приложишь. Иногда работаю на заказ, если просят привезти что-то особенно редкое, что другие магазины точно не повезут. Предоплату никогда не беру, хотя иногда и не выкупают. Но это моя политика - бизнес на доверии.
- А обороты за годы, что вы работаете, как менялись? Ведь за это время мы пережили несколько серьезных экономических кризисов.
- На протяжении всех кризисов обороты только росли. Когда в 2008 году доллар подскочил в два раза, с полок сметали все. Мы тогда не повышали цены, и с утра в магазине стояли очереди. Выручка была большая. Ото всех старых запасов освободились. В 2014 году у людей уже денег не было, все было иначе. Мы долго сохраняли старые цены, только спустя месяцев 7-8 начали поднимать. Честно говоря, была надежда, что доллар вернется обратно, но этого не произошло.
То, что происходит сегодня, я называю обнищанием. У людей нет денег. Цены растут, коммуналка увеличивается, а зарплата, наоборот, урезается. Этот год стал и для нас кризисным. Самыми прибыльными месяцами у нас всегда были октябрь-ноябрь-декабрь. Летом люди разъезжаются отдыхать, в сентябре детей в школу собирают, а с октября всегда начинались активные дни. В этом году октябрь для нас уже потерянный. Следующий всплеск продаж обычно бывает к маю, когда начинаются выпускные и свадьбы. Посмотрим, что принесет 2018 год. Дна мы достигли, хочется верить, что теперь начнем из него выкарабкиваться.
- Недавно был открыт ваш второй магазин – «Дело и забава». Есть ли планы по дальнейшему расширению?
Готовые платья для фотоателье.
- Нет. Я всегда говорила, что не буду создавать сеть магазинов, так-как весь процесс люблю контролировать сама. В помещении сегодняшнего магазина «Дело и забава» не планировалось открывать магазин. Дело случая. Если в «Городе ремесел» я знаю все до последней иголки, ежедневно общаюсь с сотрудниками и покупателями, и контролирую все, то во втором магазине я бываю реже, и, возможно, что-то упускаю. В нескольких точках контроль за всем организовать просто физически невозможно.
- Как подбираете сотрудников?
- Костяк коллектива сформировался больше десяти лет назад, с тех пор практически не менялся. Отношения у нас не строятся по принципу «начальник — подчиненный», у нас они линейные, общаемся на равных. Каждый человек в коллективе - личность.
Особого подбора персонала нет, я всегда брала первого, кто приходил, а потом «воспитывала». Но если раньше желающих было достаточно, то сейчас объявление может висеть долго. Такое ощущение, что молодое поколение - поколение потребителей, которое не может и не хочет работать. Раньше люди держались за место, половина моих продавцов доработала у нас до пенсии, а молодые вообще ни за что не держатся.
- Удается ли руководить при таком демократичном подходе?
- Я человек мягкий. Мне трудно раздавать команды. Могу своих подчиненных, если это не входит в круг должностных обязанностей, только попросить что-либо сделать, никогда не скажу: «пойди туда-то, принеси то-то». Для меня сотрудники - члены команды (семьи), которая делает одно дело. Они проводят на работе большую часть своего времени, и от того, в какой психологической обстановке они находятся, зависит результат работы. Я знаю, что многие сотрудники разделяют мое увлечение, и, если нужно, например, что-либо сшить, отремонтировать, почистить, в помощи они мне не откажут. Сотрудник должен знать, что он в коллективе не просто винтик, он должен чувствовать уважение и защиту. Некоторые воспринимают профессию продавца как профессию второго сорта. Конечно, это обижает. Более 20 лет назад, когда я набирала первый штат сотрудников, у меня не было ни одного продавца со специальным образованием. Ко мне пришли работать представители разных специальностей, с высшим образованием, вынужденные покинуть прежние места работы из-за развала экономики. Например, бывшая стюардесса, у которой покупатели первое время были пассажирами, и медсестра, она периодически называла своих клиентов больными. Никто не знает, что ждет тебя за поворотом судьбы и как придется зарабатывать на жизнь...
- Как считаете, с развитием бизнеса вы, как личность, изменились?
- Скорее нет. И отношение к бизнесу у меня такое же, как 20 лет назад. Очень тяжело переживаю конфликты с покупателями. Проблемы в моих магазинах для меня сродни проблемам в семье. И так было всегда. Не смогла я с годами приобрести какой-то легкости или толстокожести торгового работника. Не наросло этого у меня. Даже если покупатель трижды не прав, я лучше потеряю в материальном, но останусь выше.
Магазин – музей
Почти все заработанные деньги Наталья сегодня вкладывает в музей «Игрушек и рукоделия». Но бизнес - на первом месте, так-как именно он позволил собрать коллекцию раритетов, создать и содержать музей.
- Когда «Город ремесел» начал превращаться в магазин-музей?
Еще совсем недавно это помощение было гаражом.
- Практически сразу же он приобрел душу. Я начала с коллекционирования швейных машинок, размещала их в витринах. Еще за пять лет до открытия магазина, в конце 1990-го года, папа подарил мне путевку в Германию. Попасть туда под Рождество было все равно, что в сказке очутиться. Маленькие частные гостиницы, уютные кафе и магазинчики. Германия была вся украшена веночками, на улицах базары, елки. Это настолько меня потрясло, что я начала мечтать о подобном в Красноярске. И когда открылся мой первый магазин, стала украшать помещения старинными и рукотворными вещами. В дальнейшем, по мере разрастания коллекции, пришлось изучать историю моды и рукоделия. Я стала часто бывать на антикварных выставках и блошиных рынках. Из каждой поездки за товаром в Москву привозила что-то уникальное. Открыла для себя московскую ярмарку «Вернисаж», где продаются предметы старины. Много интересного для своей коллекции приобрела именно там.
Многие воспринимают выставленные в магазине экспонаты как элемент маркетинга, дополнительный способ привлечения клиентов. Это так. Бизнес и хобби в моей жизни тесно переплелись. Я всегда занималась любимым делом, и продавала тот товар, который любила. Так, мое увлечение рукоделием переросло в бизнес, а бизнес привел к новому увлечению - коллекционированию, из которого родился новый проект. Недавно в моей коллекции появились куклы. Первую я купила на блошином рынке в Дюссельдорфе в 2012 году, она стоила чуть больше 100 евро. Как потом оказалось, у неё лишь головка была антикварная, а тельце - 50-60-х годов, поэтому и стоила она сравнительно дёшево. С тех пор за 5 лет сформировалась коллекция, в которой уже около 300 кукол. Среди них есть те, которым более 100 лет. Есть совсем маленькие куклы-пупсики, русские текстильные куклы 30-х годов и, казалось бы, новые, но произведенные на уникальной итальянской фабрике «Ленчи», которая была образована в 20-е годы. Такие куклы до сих пор очень ценятся среди коллекционеров. Самые старые в коллекции - восковые куклы 1860-х годов. Большая удача для коллекционера найти такой антиквариат.
Куклы в музее живут своей жизнью.
- До сих пор ездите за товаром сами? Сегодня же все можно заказать по Интернету?
- А пощупать, посмотреть своими глазами? Да и не всегда фотография верно передает цвет и рисунок. Поэтому стараюсь ездить, по крайней мере за тканями, сама. Беру рабочую неделю и выходные прихватываю. Неделю хожу по фирмам, а в субботу-воскресенье обязательно еду на блошиный рынок. За прошедшие годы со многими продавцами подружилась, и они специально приберегают те предметы, которые могут представлять интерес для моей коллекции. На сегодняшний день цель моих поездок сдвинулась от бизнеса к хобби. Если раньше я старалась приурочить даты своих командировок к текстильным ярмаркам, то сейчас – к антикварным выставкам.
- Как из витрин в магазине вырос музей «Игрушек и рукоделия»?
- Это получилось спонтанно. Хотя уже было понятно, что ни куклам, ни другим предметам не хватает места в моих магазинах. У одного из сыновей были планы о собственном бизнесе - ремонте автомобилей, и мы купила гараж под автосервис. Но не сложилось, а помещение осталось. И муж предложил устроить в нем музей. Сделали ремонт, покрасили стены, уложили пол, смотровую яму и пространство перед ней превратили в море и пляж. Сначала кукол хотели просто расставить на полочки в витрины, потом возникла идея сделать для них декорации — многоэтажные домики, а в каждой комнате, на каждом этаже поселить куклу. Так получился кукольный городок. Кроме игрушек, в музее представлены образцы кружев и одежды, раритетная мебель, старинная рекламная продукция, купчие и паспорта на швейные машинки. Особо ценный экспонат - подлинный баннер магазина «Зингер». Их в России было около 300, и у нас есть коллекция фотографий магазинов в разных городах дореволюционной России. Недавно у нас появился старший научный сотрудник, Вероника Белоусова, она 12 лет проработала в Музее усадьбе Сурикова, большой специалистом по текстилю. С ее помощью мы начали проводить лекции по истории костюма.
- Насколько это дорого, какая часть прибыли уходит на старинные вещи для музея?
- На этот вопрос я никогда не смогу ответить. Конечно, я записываю, что и за сколько купила. Но курс евро и доллара за последнее время столько раз повышался, а цены на старинные вещи, в том числе и от курса валюты, менялись, что эти записи сегодня ни о чем не говорят. Но если вещь интересная, но очень дорогая, я не буду ее покупать, в надежде, что когда-нибудь она мне вновь встретится. Все должно быть соизмеримо и разумно.
Мама без отрыва от производства
Главными помощниками для Натальи Сафоновой всегда были близкие. Глобальные вопросы решал муж, свекровь помогала по дому.
Музей поплняется с блошиных рынков и вернисажей.
- Опишите ваш обычный рабочий день.
- Прихожу на работу раньше всех, к половине десятого. Просматриваю почту, если есть возможность, отвечаю. В 10.00 открывается магазин, и я обхожу прилавки, проверяю, все ли на месте. После возвращаюсь к компьютеру, либо занимаюсь оприходованием нового товара (выполняю функции оператора 1 С), либо формирую новые заказы. Когда продавцы не справляются с наплывом покупателей, и за прилавком приходится постоять, и в кассе посидеть. С 13.00 до 14.00 уезжаю на обед. После опять в магазин, либо в музей, чтобы пообщаться с людьми, что-то поправить, подделать. Рабочий день заканчиваю в магазине подсчетом выручки. Около 20.00 уезжаю домой.
- Каждый день сами считаете выручку?
- Если я и не знаю, какая сегодня выручка, допустим, в отъезде нахожусь, мне не комфортно. Я знаю, какая выручка у меня была 28 октября 1995 года и какая вчера. Это-показатель моей работы.
- А выходной у вас когда?
- Пока дети были маленькие, я в воскресение не выходила на работу. А сейчас, уже много лет, мои выходные - 1, 2 и 7 января, когда не работают магазины. Нет, я конечно, могу остаться дома в любой день, но так получается, что на работе у меня незаконченных дел всегда больше, чем дома. Я живу недалеко от магазинов и на дорогу почти не трачу время, поэтому практически все домашние дела успеваю сделать утром.
Первые отечественные тряпичные куклы.
- Как при таком графике удавалось растить детей?
- Рождение детей, а у меня четверо сыновей, двое старших уже взрослые и двое младших – школьники, никогда не выбивало меня из привычной жизни, а позже - из бизнеса. Первенец, Никита, родился, когда я перешла на пятый курс университета. Пришлось и сессию, и госэкзамены сдавать, и диплом писать. Когда Никите исполнилось 1,5 года, вышла работать по распределению экономистом на завод тяжелых экскаваторов. Но через несколько месяцев опять ушла в декретный отпуск. С рождением второго сына, Вовочки, началась моя «трехлетка» швеи-надомницы. Сейчас у старших сыновей свои семьи, один живет в Москве, второй - в Санкт-Петербурге, работают и растят детей. Когда родился третий сын, приходила в магазин с ребенком. Продавцы гуляли с ним во дворе, а я работала. С четвертым сыном ни на день не уходила в декрет, пошла на работу даже в день, когда был обозначен срок родов. После работы и поехала в роддом.
Конечно, мне всегда помогали родные. И решающим словом в семье было слово мужа. Он мне посоветовал уйти с постоянного места работы в свой бизнес, первым предложил купить квартиру под магазин, а много лет спустя - переделать помещение автосервиса в музей. Когда его родители после выхода на пенсию переехали из Назарово в Красноярск, свекровь приходила к нам готовить обеды и гладить рубашки мужа. Остальными домашними делами близкие меня тоже не загружали. Муж, когда была возможность, и завтрак мог приготовить, и детей в школу отвести. Сейчас у меня есть помощница по дому.
Наталья Сафонова с сыновьями.
- Наталья, поделитесь своими планами на будущее. Какие бизнес-идеи вынашиваете?
- Одна уже практически воплотилась - фотоателье в старинном стиле. Идея выросла из одной фотографии. Как-то, когда старшие сыновья еще были маленькими, мы отдыхали за рубежом. И вот в Германии мы с ними зашли в одно фотоателье и нас сняли в старинных одеждах, с соответствующими декорациями. Я тогда подумала, было бы здорово сделать что-то подобное в Красноярске. Почти двадцать лет прошло с тех пор, и сегодня ателье уже почти готово, оно расположилось рядом с музеем, в Арт-Холле. Осталось нашить побольше старинных платьев разных размеров, и мы сможем приглашать всех желающих на фотосессии.
У нас есть несколько длинных зимних месяцев, чтобы придумать, как будет выглядеть внутренний двор перед музеем. Как вам идея перенестись в советский период и запустить аттракцион с детскими педальными конями и машинками 60 - 80-х годов прошлого столетия? Не исключено, что и эта идея будет воплощена в жизнь.
Нужно мечтать и верить! А когда веришь, мечты сбываются!
Фото Алексея Ларичева.