Меню

Непрофильный бизнес уходит в чужие руки

По данным американской ассоциации менеджмента (American Management Association), в середине 90-х около половины компаний в США отдавали хотя бы одно направление своей деятельности «на сторону» —

По данным американской ассоциации менеджмента (American Management Association), в середине 90-х около половины компаний в США отдавали хотя бы одно направление своей деятельности «на сторону» — в аутсор­с­инг. Как правило, все начинали с клининга, охраны и IT-услуг. В 2005 г. таких компаний было уже 80%. Красноярску до мировых показателей пока далеко: по оценкам местных аутсорсеров, охват рынка их услугами в разных сегментах составляет от 1% до 25%.

эксперты
Елена Бреславская
ведущий менеджер службы доставки из ресторанов «Красфуд»
Игорь Канунников
директор компании «САП 1»
Валентина Ляхова
исполнительный директор агентства бухгалтерских услуг «Реноме»
Ольга Орлова
директор кадрового агентства «Ориан Персонал»
Людмила Пенькова
генеральный директор компании «Красноярочка»
Евгения Руднева
директор кадрового агентства «Зеленая улица»
Сергей Юшков
директор компании «Таймер»

Аутсорсинг — для тех, кто не боится увольнять
Практика показывает, что в управление аутсорсеру могут быть переданы бухгалтерский учет, охрана, управление персоналом, клининг, кейтеринг, логистика, обслуживание информационных систем и т. д. Существует твердое правило: «на сторону» отдаются только непрофильные виды деятельности и хозяйственные работы. Типичный пример — уборка офисов. В этой нише, по оценке директора клининговой компании «Таймер» Сергея Юшкова, около четверти красноярских компаний уже охвачены аутсорсингом. Но если сфера деятельности такова, что уборка — ее неотъемлемая часть (например, в частной медицинской клинике, где мыть-чистить надо чуть ли не круглосуточно), целесообразнее иметь уборщицу в штате.
«Обостряющаяся конкуренция требует от компаний концентрации внимания на основном направлении деятельности. Распыление сил и средств на все остальное лишает ее серьезного конкурентного преимущества — мобильности», — считает директор компании «САП 1» Игорь Канунников.
Главным преимуществом аутсорсинга представители красноярских компаний назвали высокий профессиональный уровень оказываемых услуг. Людмила Пенькова, генеральный директор компании «Красноярочка»: «Найти хорошего специалиста в штат сейчас не так-то просто. Кроме того, я уверена: например, бухгалтер в одиночку не в состоянии справиться с потоком информации извне. Он варится в собственном соку, что не способствует повышению компетенции. Я доверяю агентству, где отлажены технологии и работают профессионалы».
По мнению исполнительного директора агентства «Реноме» Валентины Ляховой, передав ведение непрофильного направления специализированному агентству, компании перекладывают на него и свои риски. В частности, в бухгалтерии аутсорсер несет материальную ответственность за неправильное ведение бухучета (пеня, штрафные санкции). В логистике провайдер отвечает за сохранность товара, в кейтеринге — несет расходы за невостребованную продукцию и т. д.
Немаловажный аргумент в пользу передачи отдельных бизнес-процессов сторонним компаниям — экономическая выгода. Для штатного сотрудника необходимо организовать рабочее место: с мебелью, техникой, программным обеспечением. Кроме того, за него надо платить налоги (социальный, подоходный), работнику положены отпускные, социальные бонусы (медицинская страховка и т. д.). Своего специалиста нужно периодически отправлять на дорогостоящие тренинги и семинары. Игорь Канунников: «В итоге получается, что на самом деле администратор с окладом $400–500 в месяц реально обходится компании как минимум в два раза дороже». По разным оценкам, передача отдельных направлений бизнеса на аутсорсинг сокращает расходы на 20-30% в клининге, охране, логистике, на 50-60% — в бухгалтерском учете, кейтеринге, в сфере информационных технологий.
Среди причин избегать аутсорсинга — боязнь руководства потерять контроль над бизнес-процессом в целом и нежелание доверять посторонним конфиденциальную информацию. Именно так, по словам Валентины Ляховой, чаще всего мотивируют отказ от бухгалтерского аутсорсинга. Эта проблема, по ее мнению, будет сниматься по мере того, как компании-аутсорсеры накопят авторитет на рынке, а потенциальные заказчики начнут вести учет «по-белому».
Кроме того, по словам директора кадрового агентства «Ориан Персонал» Ольги Орловой, отказ от штатных специалистов сопряжен с проблемой социальной ответственности. «Уволить сотрудника, добросовестно служившего предприятию, морально непросто. Часто, игнорируя соображения экономической целесообразности, именно по этой причине руководители сохраняют собственные отделы», — полагает г-жа Орлова. Игорь Канунников в оценке подобного выбора категоричен: «Такое впечатление, что компании выполняют какой-то социальный заказ. Конечно, это благородно, но в бизнесе, я считаю, такие решения абсолютно нелогичны».
Нередко компании пытаются решить непрофильные задачи путем выделения вспомогательных подразделений в дочерние предприятия, которые осуществляют «внутренний» аутсорсинг. Например, крупные ритейлеры создают для собственных нужд транспортные, строительные компании. Зарубежная практика свидетельствует, что такие холдинги в итоге отказываются от непрофильных видов деятельности и переходят на аутсорсинг.
Аутсорсеры идут к специализации
«Аутсорсинг в городе входит в моду. Редкому клиенту приходится объяснять значение этого слова. А еще год-два назад мы повально занимались ликбезом», — подчеркнул Сергей Юшков.
По словам Валентины Ляховой, взвешивая все плюсы и минусы, местные компании все чаще выбирают сторонних операторов. Заметно увеличился спрос на бухгалтерский аутсорсинг. В агентстве «Реноме» рост числа клиентов-предприятий за 2005 г. составил 50%, индивидуальных предпринимателей — 100%. В последние годы интерес к бухгалтерскому аутсорсингу проявил малый и средний бизнес. До недавнего времени такие предприятия предпочитали довольствоваться услугами приходящих бухгалтеров, работающих в одиночку и ведущих иногда по 5-7 компаний одновременно. «Предприниматели устали платить штрафы за ошибки таких «специалистов», — считает г-жа Ляхова. Кроме того, по ее мнению, появилась тенденция к финансовой легализации мелких предприятий.
О росте рынка свидетельствует и появление новых специализированных компаний-аутсорсеров. Наиболее показателен клининг. В 2005 г. в этот сегмент вошло пять новых игроков. Причем один из них — федеральный. Несмотря на усилившуюся конкуренцию, компании заявляют о положительной динамике числа клиентов. Например, в «Таймере» количество частных заказчиков и юридических лиц выросло примерно на 15%. К услугам профессионального клининга компании прибегают еще и потому, что новые торговые, выставочные, офисные здания отделаны современными материалами, требующими профессионального ухода.
На рынке IT-аутсорсинга в 2005 г. появился специализированный игрок — компания «САП 1». В отличие от лидеров местного IT-рынка — «Синтез Н», «Ками», «СибИТ Системс», — представленных как в ритейле, системной интеграции, так и в аутсорсинге, новая компания позиционирует себя только как сторонний подрядчик на обслуживание информационных систем. По словам Игоря Канунникова, «САП 1» планирует вести достаточно агрессивную маркетинговую политику: «Рынок надо расшатывать. В мире IT аутсорсинг — целая индустрия, у нас же, по моим оценкам, охвачено не больше 1% компаний».
Появился в минувшем году новый игрок и на рынке офисного питания. По словам Елены Бреславской, ведущего менеджера службы доставки из ресторанов «Красфуд», полгода назад, когда компания начала работать на рынке, заказы поступали только от частных лиц. «В ходе работы выяснилось, что услуга востребована корпоративными клиентами. Компаниям, отказавшимся от собственных столовых или не имевшим их никогда, удобно получать готовую услугу», — считает г-жа Бреславская. Сейчас доля корпоративных клиентов «Красфуда» уже превысила 30%, причем большинство из них — постоянные.
В ближайшие пять лет спрос на аутсорсинг будет расти
Среди направлений аутсорсинга, которым еще предстоит развиться в Красноярске, эксперты назвали кадровые, маркетинговые, логистические услуги. Евгения Руднева, директор КА «Зеленая улица»: «Сегодня агентство может взять на аутсорсинг подбор персонала, обучение, мотивационные программы. Предоставление временного персонала (лизинг) и выведение персонала за штат (аутстаффинг) — для Красноярска лишь красивые слова и не более». Ольга Орлова: «Мы пытались внедрить лизинг и аутстаффинг, но пока безуспешно. Компании готовы платить только за подбор менеджеров среднего и верхнего звена». По словам г-жи Орловой, было несколько «робких» заказов от иностранных компаний, но дело закончилось оценкой стоимости этих услуг. С просьбой помочь вывести персонал за штат обращалась в агентство и местная компания, но в итоге сотрудников просто уволили.
Красноярские кадровики ориентируются на московский опыт. В прошлом году в столице спрос на услуги лизинга и аутстаффинга переживал настоящий бум. В некоторых агентствах даже были созданы отдельные «лизинговые» подразделения. Ольга Орлова: «Все московские тенденции приходят к нам с опозданием. На ближайшие пять лет перспектива ясна — спрос на аутсорсинг будет расти по всем направлениям». По прогнозам консалтинговой компании Integrated Services Group (ISG), темпы роста рынка аутсорсинга в крупных городах России сравняются с нынешними московскими показателями.