Меню

Николай Дроздов: В системе образования царит неразбериха

В2016 г. должен вступить в силу новый закон об образовании. К настоящему времени вышла уже вторая его редакция. Однако предлагаемые реформы по-прежнему вызывают много вопросов. «Детально изучив пер

Ректор КГПУ им. Астафьева, председатель Совета ректоров красноярских вузов Николай Дроздов рассказал «ДК», чем его не устраивает реформа системы образования и почему вузы, по его мнению, никогда не станут полноценными бизнес-структурами.

В2016 г. должен вступить в силу новый закон об образовании. К настоящему времени вышла уже вторая его редакция. Однако предлагаемые реформы по-прежнему вызывают много вопросов. «Детально изучив первую версию закона, мы в Совете ректоров красноярских вузов написали свои замечания к нему на двадцати двух страницах. Во второй редакции закон стал доступнее для чтения и понимания, однако также оставляет больше вопросов, чем ответов. Самым главным его недостатком я считаю несоответствие российскому трудовому законодательству», — говорит Николай Дроздов.
В чем именно новый закон об образовании не соответствует Трудовому кодексу?
— Например, согласно новому закону предполагается переход на двухуровневую систему высшего образования — бакалавриат и магистратуру. Однако в Трудовом кодексе не прописано, ни кто такой бакалавр, ни кто такой магистр. Как работодателю принимать человека на работу, непонятно. Конечно, все понимают, что бакалавр — это специалист с высшим образованием. Но ведь мы говорим о законодательстве. В нем должно быть документально зафиксированное правовое соответствие терминов, понятий и определений. И подобных нюансов предостаточно.
Однако вы согласны с тем, что реформы в области образования в принципе необходимы?
— Безусловно. Новый закон об образовании нужен. Последний раз он принимался в 1992 году, то есть почти двадцать лет назад. На сегодня поправки к нему по объему больше, чем сам закон. Это настолько сложный и запутанный документ, что даже юристам сложно в нем разобраться. Я уже не говорю, что он объективно не соответствует современным реалиям.
Из-за отсутствия внятного законодательства в системе образования сейчас царит неразбериха. Например, мы за три года дважды переделывали устав университета в связи с тем, что выходили какие-то новые поправки, которые мы не успевали учитывать. Недавно отправили в Москву очередную версию устава, и уверенности, что и на этот раз не придется переписывать, нет. Поэтому реформирование, приведение системы образования в порядок, без сомнения, необходимо.
В чем, на ваш взгляд, заключается причина неудач разработчиков нового закона об образовании?
— У нас, как обычно, все пытаются сделать «сверху», не учитывая мнение тех, для кого закон, собственно, и пишется. В этом, я считаю, и кроется кардинальная ошибка. Почему не узнать мнение тех же школьных педагогов, преподавателей вузов, в конце концов, родителей, бабушек и дедушек, чьи дети и внуки будут учиться?! Они, как никто, заинтересованы в адекватной системе образования. Однако к ним прислушиваются, только когда они начинают возмущаться и жаловаться на очередные непонятные законы.

Сначала учеба, бизнес потом
Один из ключевых моментов реформы системы образования — трансформация вузов из сугубо образовательных учреждений в бизнес-структуры. Предполагается, что университеты должны будут создавать у себя предприятия, заниматься научными разработками в коммерческих целях и тем самым самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. По мнению г-на Дроздова, вузы действительно должны учиться вести бизнес-деятельность, предлагать востребованные рынком товары, услуги и технологии. Это не только поможет им привлечь дополнительные финансы, но и позволит своевременно корректировать образовательные программы в соответствии с требованиями экономики. Однако ректор КГПУ убежден, что государство в этом случае не должно «умыть руки» и перестать финансировать образовательные учреждения.
Может ли, на ваш взгляд, вуз функционировать как самостоятельная бизнес-структура, полностью обеспечивающая свои потребности?
— Я считаю, что вуз в принципе нельзя в полной мере рассматривать как бизнес-структуру. Что подразумевается под этим термином? Условно говоря, некое предприятие, цель которого — зарабатывание средств. Но ведь у образовательного учреждения изначально другие функции. Его задача — подготовка специалистов. Да, чтобы делать это качественно, необходима материальная база, научные лаборатории, производственная практика и т.д. И вуз может и должен изыскивать возможности улучшить эти активы, в том числе за счет коммерческой деятельности. Но это не значит, что он сможет полностью перейти на самообеспечение и обойтись без помощи государства. Повторюсь, первоочередная задача вузов — выпуск специалистов, а не ведение бизнеса.
Вузы уже сейчас могут вести коммерческую деятельность.
— Да, по закону вузы имеют право создавать как собственные предприятия, так и совместные с коммерческими структурами. Такие попытки предпринимают сейчас СФУ, аэрокосмический, аграрный, технологический университеты. Но, должен отметить, что создать предприятие для вуза большая проблема. Нужно пройти неимоверное количество инстанций, чиновников, получить согласие министерства. Можно избежать этого, если перейти в статус автономного учреждения. Нам так и говорят: меняйте организационно-правовую форму, будете получать госзадание на подготовку специалистов, а в остальном делайте что хотите — создавайте предприятия, зарабатывайте. Думаю, для крупных вузов, таких как СФУ, например, такой вариант еще приемлем, а что делать тому же художественному институту или академии музыки и театра? Они не смогут существовать в автономном режиме. Поэтому, возвращаясь к вопросу о бизнес-структурах, я пока не вижу в роли таковых университеты.
Насколько, по-вашему, был бы оправдан полный переход на платное высшее образование, что тоже активно обсуждается сейчас?
— Я считаю, что такой вариант приемлем. Но опять же это не означает, что государство должно будет перестать финансировать образовательные учреждения, переложив эту «миссию» на плечи студентов. Образование должно быть доступным. В этом первейшая забота государства. Мы, например, дружим с одним из университетов в Монголии. Все его студенты платят за учебу — около $500 в год. При этом государство оплачивает коммунальные услуги, ремонт, пополнение библиотечного фонда, зарплату сотрудников и т.д. То есть берет на себя основные расходы по содержанию вуза. Дополнительные же средства университет привлекает за счет студентов.
На молодых преподавателей идет охота
Помимо туманных перспектив красноярской высшей школы в связи с принятием закона об образовании Николай Дроздов отметил ряд текущих проблем местных вузов. В их числе обострение конкуренции между университетами при приеме абитуриентов вследствие создания СФУ и демографической ямы, случившейся в первой половине 90-х годов прошлого века. И, пожалуй, наиболее острая — дефицит молодых преподавательских кадров.
Как создание СФУ отразилось на положении других вузов Красноярска?
— В первую очередь, мы почувствовали усиление конкуренции. Это логично, поскольку нет сомнений, что сейчас СФУ — доминирующий вуз в регионе. На его развитие выделяются государственные средства, которые и не снились другим вузам — за пять лет в СФУ было вложено 15 млрд руб. Естественно, основной поток абитуриентов стремится в первую очередь туда. Ситуацию усугубляет демографическая яма начала нового века. Мы ощущаем, что поток абитуриентов с каждым годом снижается. Кроме того, сейчас мы испытываем отголоски другой проблемы 90-х, когда цвет нашей науки уезжал из страны. Причем уезжали самые перспективные и энергичные. В итоге мы столкнулись с тем, что основная часть преподавательского состава — люди пожилого возраста, за 60 лет. Они, конечно, справляются, но нужно понимать, что сейчас требуются новые знания, подходы и методики преподавания. Поэтому сейчас вузы не жалеют денег, чтобы вырастить молодое поколение преподавателей, а всех новых докторов и кандидатов знают буквально наперечет и пытаются заманить к себе.
Какие в этом направлении шаги предпринимают университеты?
— Наша главная задача — создать условия для того, чтобы самим выращивать преподавателей со степенями докторов и кандидатов наук, не отправлять их в Москву или Питер для обучения в аспирантуре. Для этого необходимы Диссертационные советы по защитам докторских и кандидатских диссертаций, которые мы сейчас начали формировать. В частности, недавно был создан совет по защите диссертаций по методикам физического воспитания. Причем это межвузовский совет, в него вошли СФУ, СибГАУ, КГПУ, томский и хакасский университеты.
Насколько высоко сейчас качество образования наших университетов по сравнению с вузами хотя бы соседних регионов?
— Могу с уверенностью сказать, что университетам Новосибирска, Томска наши вузы не уступают. Красноярских специалистов без проблем берут в аспирантуры столичных университетов, в Сибирское отделение РАН. Это показательно. В последнее время выпускников наших вузов, особенно программистов, приглашают в зарубежные учебные заведения, в первую очередь, в Китай и Южную Корею. Выпускники наших вузов конкурируют на рынке труда не только в СФО, но и в России.
Каков на сегодня интерес к региональной высшей школе со стороны местных властей?
— Надо сказать, что мы всегда тесно сотрудничали и с краевыми, и с городскими властями. Еще Александр Лебедь завел традицию так называемых «Губернаторских суббот» — встреч с ректорским сообществом Красноярска. Затем ее продолжил Александр Хлопонин. Сейчас складывается хороший контакт со Львом Кузнецовым. В настоящее время Совет ректоров красноярских вузов готовится ко встрече с ним. Ожидаем, что она состоится в апреле в аграрном университете.

 

 

Николай Дроздов
Ректор Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева
Родился: 21 августа 1947 г. в с. Черниговка Прохладненского района Кабардино–Балкарской АССР.
Образование: В 1964 г. — окончил Ангарское ПТУ № 4. В 1973 г. — окончил исторический факультет Иркутского государственного университета. В 1981 г. — окончил аспирантуру в Институте истории филологии и философии СО АН СССР. С 1992 г. — доктор исторических наук. Карьера: 1964-1968 гг. — работник Ангарского электролизно-химического комбината. 1973-1976 гг. — научный сотрудник Красноярского краеведческого музея. 1976-1979 гг. — преподаватель КГПИ. 1986-1987 гг. — заведующий кафедрой отечественной истории КГПИ. 1987-1997 гг. — заведующий лабораторией археологии и палеографии Средней Сибири Института археологии и этнографии СО РАН. С 1997 г. — ректор КГПУ. 2004-2007 гг. — депутат Заксобрания края.
Семья: женат, сын.
Хобби: фотография.